Летом 2003 года в России вступил действие закон «О техническом регулировании», кардинально изменяющий всю систему формирования обязательных требований в части безопасности к предпринимательской деятельности.
Одно из базовых понятий закона – безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Все общие и специальные технические регламенты, устанавливающие минимально необходимые требования, должны разрабатываться с учетом степени риска причинения вреда. Особое значение степень оценки рисков имеет для разработки специальных технических регламентов, поскольку специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), которые могут содержаться в регламентах, также определяются с учетом степени рисков.
Одной из целей стандартизации в России, основанной на добровольных требованиях к продукции, процессам ее производства и т.д., также является повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Таким образом, разработка системы, методов и методик анализа и оценки рисков становится основой для развития всей реформы технического регулирования в России и, в частности, для разработки технических регламентов.
Следует отметить, что в настоящее время в России отсутствует такая система, зарубежный опыт в этой области также плохо изучен. Одна из основных причин такого положения дел – отсутствие специализированного научно-исследовательского института, который на системной и систематической основе занимался бы разработкой данной проблематики.
Правительство Российской Федерации придает большое значение развитию реформы технического регулирования в России. Исходя из текста закона «О техническом регулировании», в структуре правительства Российской Федерации должен быть предусмотрен федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время функции такого органа возложены на Министерство промышленности и энергетики РФ, в структуре которого находится Департамент по техническому регулированию и метрологии, отвечающий за реформу технического регулирования в России. Этот Департамент и мог бы взяться за реализацию данного проекта.
Вместе с тем, создание отдельного юридического лица на данном этапе не представляется целесообразным, поскольку формирование материальной, экспертной и иной базы такого института не происходит одномоментно. В России существует незначительное число экспертных групп, занимающихся проблематикой, связанной с методологической и методической проработкой вопросов технического регулирования и отдельных аспектов в сфере анализа рисков причинения ущерба или вреда. Таким образом, первоначальный этап – это создание такого института на базе одного из действующих коллективов, а в дальнейшем по мере развития коллектива – оформление данного подразделения в отдельное юридическое лицо (организацию). Даже название по этому поводу уже придумано: Национальный институт анализа и оценки рисков.