Существенная часть оборота российского малого предпринимательства лежит в сфере теневой активности. Под «сферой теневой активности» в данном случае подразумеваются обороты (доходы) предпринимательства, прямым незаконным путем укрытые от налогообложения, то есть в конечном итоге финансовые средства, выведенные из легального предпринимательского оборота. В этой связи выделяется две составляющих теневой активности (в как в наличном, так и безналичном денежных оборотах):
-
Обороты, которые государство вообще «не видит» (в официальной отчетности они не фиксируются и никак не учитываются). Понятно, что если государство этих материально-денежных потоков не «видит», то и налогов получить с них не может. Речь в данном случае идет сугубо о наличном обороте;
-
Обороты, которые государство «видит» (в официальной отчетности они фиксируются, показываются по «банку» или по «кассе»), но никаких налогов государство с них также не получает. Речь в данном случае идет о безналичном обороте. Обороты выводятся из-под налогоообложения через различные схемы заключения фиктивных договоров («обналичивание», «обналичка») и списываются на затраты. Вывод средств осуществляется как через зарубежные, так и российские фирмы, носящие название оффшорных (при выводе средств через российские фирмы безналичные средства за определенный процент превращаются в наличные).
Существуют две схемы (два вида) так называемого оффшора:
-
Внешний оффшор (вывод капитала осуществляется через зарубежные оффшорные компании, однако при этом вывод осуществляется и по реально исполняемым и по фиктивным договорам). Выводимый капитал может впоследствии как оставаться за рубежом, так в при благоприятной ситуации снова ввозиться в Россию , но уже как иностранный капитал. Схемой пользуются в основном крупнейшие российские фирмы (преимущественно экспортеры – нефтяные компании), однако этой схемой давно и успешно пользуется и значительное число просто крупных и средних фирм. Эта схема останется за пределами нашего рассмотрения в нашей статье.
-
Внутренний оффшор («обналичивание» по фиктивным договорам через внутренние «оффшорные» юридические лица, называемые еще фирмами-однодневками, «помойками» и т.д.). Схема проста: легальная («белая») фирма заключает договор на выполнение каких-то работ (оказание услуг) с фирмой-однодневкой («черной»). Работы реально не производятся (услуги не оказываются), но на счет фирмы-однодневки безналичным порядком переводятся денежные средства, которые затем за вычетом комиссионных (которые составляют от 1,5 до 7 процентов) в наличной форме возвращаются «заказчику» (понятно, что фирма-«однодневка» их просто снимает со своего расчетного счета в банке и никаких налогов государству не уплачивает, при этом она же формально и несет ответственность за данное преступление, «белая» фирма формально продолжает оставаться «белой»). Выводимый из-под налогообложения капитал остается в России и работает на ее экономику. В тех или иных масштабах схемой пользуются практически все российские субъекты предпринимательства и в первую очередь – малый и средний бизнес. Ее использование является способом адаптации российского бизнеса к неблагоприятным условиям внешней среды (экономическим, правовым, политическим и т.д.). Без преувеличения можно сказать, что использование схем внутреннего оффшора – основа основ нынешней российской экономики.
Отметим, что об использовании схем «внутреннего оффшора» уже свыше десятка лет знают все: и правоохранительные и налоговые органы, и тем более бизнес. Устоявшимися являются и виды работ (услуг), на которые заключаются такого рода договора: они связаны, как правило, не с материальным производством, а с предоставлением/получением нематериальных благ (маркетинговые исследования; консультационные услуги; найм сотрудников не напрямую , а у других юридических лиц и т.д.). В 2003 году при подаче отчетности по налогу на прибыль юридические лица обязаны были заполнять форму с названием «Отдельные виды расходов, связанные с производством и реализацией» (при сдаче квартальной и полугодовой отчетности в 2004 году заполнение такой формы уже не требовалось ), из анализа которой в общих чертах налоговые органы могли получать представление о том, насколько легально фирма ведет свою деятельность. Вот некоторые позиции данной формы , по которым необходимо было указать суммы расходов в абсолютном выражении:
-
Расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством и либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (код строки 030)
-
Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК (код строки 040)
-
Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (код строки 050)
-
Периодические платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (код 060)
-
Расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (код строки 070)
-
Расходы, налогоплательщиков-общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 НК (код строки 080)
-
Расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций (код строки 081)
В форму не попала, пожалуй, только позиция «консультационные услуги».
Далее в этой же форме необходимо было указать общую сумму расходов на оплату труда (код строки 90), в том числе:
-
Платежи (взносы) работодателей по договорам обязательного страхования, а также платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами) (код строки 100)
-
Расходы на оплату труда работников аппарата управления (код строки 110)
-
Расходы на вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершение действия за пределами Российской Федерации (код строки 120).
Даже при незнании методики, по которой планировалось выявлять фирмы, которые часть своей деятельности осуществляют в тени, беглый взгляд на величины «расходных показателей» вполне позволял налоговым органам выделять «сомнительные» фирмы, которые могли представлять интерес с точки зрения налоговых «неуплат» или «недоплат».
Очевидно, что развитость рынка по оказанию услуг по «обналичке» денежных средств и наличие достаточно жесткой конкуренции свидетельствует о том, что во многом этот бизнес является организованным (в определенной мере – банковским). Это бизнес:
Для банка в целом;
Для группы высших и средних банковских менеджеров;
Для группы лиц, контролирующих конкретный банк или каким-то образом связанных с бизнесом этой кредитной организации (в этом смысле банк выступает в роли «технолога», «организатора процесса»).
Если бы бизнес никак не был завязан на конкретные банки, то любой банк после одной-двух проводок моментально выявлял бы такие фирмы и людей, которые действовали от имени этих фирм. Безрисковость (для кредитных организаций) операций по обналичиванию позволяет многим банкам (особенно мелким) за счет этого рынка продолжать свою банковскую деятельность (не случайно поэтому после финансового кризиса 1998-го года «выжили» практически все малые банки, для которых обналичивание было одним из серьезных видов бизнеса). По данным телепередачи «Честный детектив» (14 ноября 2004 года), через «Содбизнесбанк» ежедневно обналичивалось таким образом около 300 млн. рублей.
Очевидно, что «вычислить» банки, занимающиеся такого рода «безрисковыми» операциями, для Центрального банка не представляет большого труда. Показатель, по которому можно определять данные кредитные организации – объем снятия наличных денежных средств, его соотношение с общим размером средств на корсчете банка в ЦБ России или в других банках, с которыми есть корреспондентские отношения.
Тем не менее, при всеобщем знании в текущей ситуации изменить вряд ли что-то возможно. Удачные попытки силового давления на данный сектор экономики (а это уже сформировавшийся сектор) с целью его сокращения последствия очевидны:
-
Частичная переориентация финансовых потоков на внешний оффшор (наверняка возникнут некие новые схемы для части того российского бизнеса, который сейчас ориентирован исключительно на внутренний оффшор). В данном случае переориентация части потоков на внешний оффшор приведет в тому, что эти деньги будут работать на чужую экономику.
-
Частичное выбытие с рынков части бизнеса, который не сумеет адаптироваться к новым жестким условиям внешней среды (как последствие – возрастание социальной нагрузки на государство)
-
Переориентация части бизнеса исключительно на теневые схемы деятельности (использование исключительно наличного оборота, нигде не фиксируемого).
Изменение (увеличение или снижение) уровня и масштаба теневой активности бизнеса – показатель того, изменяется (улучшается или ухудшается) предпринимательский, в том числе инвестиционный, климат в России. Исследования, проводимые научными организациями, свидетельствуют, что до 2002 года наблюдалось (по крайней мере в секторе малого предпринимательства) некоторое снижение теневой составляющей российского бизнеса...