В 2003 году Правительством РФ была одобрена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 – 2010 годы. Концепция исходит из необходимости кардинального повышения эффективности управления лесным фондом и увеличения доходов от использования лесных ресурсов. При этом поставлена задача сохранения потенциала лесов, прежде всего ресурсного и экологического, и обеспечения их непрерывного воспроизводства.
В основе мероприятий по реализации Концепции лежит реформирование экономических основ лесохозяйствования и осуществление соответствующих организационно-правовых преобразований. Так, предполагается развитие рыночных отношений в лесопользовании, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в отрасли.
В рамках реализации Концепции развития лесного хозяйствования принята новая редакция Лесного кодекса, вступившая в силу с 1 января 2007 года. Новая редакция Лесного кодекса снимает существовавшие ранее барьеры на пути повышения экономической эффективности лесного хозяйствования и лесопромышленного комплекса. Так, например, открыта дорога инвестициям, в том числе и иностранным, со стороны промышленных предприятий и других заинтересованных сторон, значительно упрощена процедура подписания инвестиционных соглашений по переработке древесины.
В пакете предложений по совершенствованию государственного регулирования лесного комплекса в свете озвученных стратегических целей было принято решение о повышении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов необработанных лесоматериалов, оформленное Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. № 75. Повышение будет осуществляется в 4 этапа: с 1 июля 2007 г, с 1 апреля 2008 г., с 1 января 2009 г. и с 1 января 2011 г. При этом к началу 2011 г. экспортные пошлины поэтапно возрастут с 10-20 % до 40-80 % от таможенной стоимости лесоматериалов в зависимости от вида древесины. Дополнительно установленная фиксированная нижняя граница ставок в к 2011 г. будет повышена до 50 евро за кубический метр. Необходимость ее введения обусловлена тем, что зачастую экспортеры занижают таможенную стоимость вывозимого леса и платят пошлину исходя из нижней границы.
Важно понимать, что повышение ставок вывозных пошлин касается исключительно необработанных лесоматериалов.
Экономический смысл увеличения экспортных пошлин состоит в создании стимулов для производства продукции высокой степени переработки на территории России. Повышение экспортных пошлин связано со стремлением развивать собственную промышленность и привлекать для этих целей инвестиции. О серьезности этих намерений говорят параллельно готовящиеся решения по снижению импортных пошлин на технологическое оборудование для переработки леса и другим мерам, содействующим его закупке.
Дополнительный важный эффект от повышения экспортных пошлин – пополнение источников финансирования лесовосстановительных работ и мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов.
Что касается вопросов, связанных с обязательствами России, принятыми в рамках вступления в ВТО, – существование экспортных пошлин само по себе не противоречит базовым соглашениям, другое дело – их величина. Итоговые договоренности будут зависеть от степени жесткости занимаемой позиции, переговорной силы и того, насколько ограничительным или либеральным будет режим торговли по данной товарной группе в рамках правил и дисциплин ВТО. Принимая во внимание важность введения экспортных пошлин с точки зрения структурной перестройки российской промышленности, имеет смысл отстаивать жесткую позицию. В качестве компенсации зарубежных торговых партнеров можно заинтересовать льготными условиями участия в инвестиционных проектах.
Повышение ставок вывозных таможенных пошлин положительно скажется на структуре экспорта. В настоящее время в структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более трети, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта данного вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Выравнивание доходности перераспределит предпринимательскую активность в сторону увеличения глубины переработки и степени передела леса на территории России. В итоге, в долгосрочной перспективе возникающий перераспределительный эффект окажет положительное влияние на структуру российской промышленности и экспорта.
Таким образом, учитывая заявленную в качестве основного приоритета экономического развития России на ближайшие годы структурную переориентацию с сырьевого сектора промышленности на перерабатывающий, а также направления развития собственно лесного хозяйства, повышение экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы следует считать экономически оправданным.