Рыбак с писаной торбой
Российские чиновники будут торговать морепродуктами
О новом проекте Росрыболовства пресс-секретарь ведомства Александр Савельев рассказал «Интерфаксу» 19 июня. Речь идет об оптовой площадке «Роспродсеть», которая будет продавать продукты с ограниченным сроком годности. Главной целью проекта станет продажа товаров без посредников, чтобы снизить конечные цены для потребителей. По словам Савельева, на начальном этапе пилотный проект планируется запустить в Санкт-Петербурге при поддержке городских властей. Площадь торговых площадей «Роспродсети» должна составить миллион квадратных метров, а выручка — 12-15 миллиардов рублей в год. В торговом комплексе будут работать пять тысяч человек. Стоимость пилотного проекта должна составить 2,5 миллиарда евро (около 100 миллиардов рублей). Предполагается, что он окупится за 8-10 лет.
Савельев также рассказал, что к 2020 году планируется открыть около 20 региональных центров «Роспродсети». Для этого в проект будут привлечены частные инвестиции, но в какой пропорции — не сообщалось. В общей сложности в компании будут работать около 200 тысяч человек, а ее создание позволит увеличить оборот продовольственного рынка на 23 процента. Созданием «Роспродсети» займется федеральное государственное учреждение «Национальные рыбные ресурсы». В роли консультанта выступит испанская оптово-розничная сеть Mercasa. По словам Савельева, при разработке проекта Росрыболовство изучало опыт разных стран, но испанский был признан наиболее подходящим.
Пока проект окончательно не утвержден; глава Росрыболовства Андрей Крайний представит его 21 июня на Петербургском экономическом форуме. Для успешного создания «Роспродсети» проект может быть включен в Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Фактически «Роспродсеть» является трансформацией старой идеи Росрыболовства о создании оптового рыбного мегарынка вблизи Москвы. Савельев уточнил, что чиновники решили не ограничивать ассортимент «Роспродсети» морепродуктами и сосредоточатся на торговле всеми продовольственными товарами с ограниченным сроком годности. Кроме того, в Росрыболовстве изначально планировали создать один рынок, но потом поставили более масштабную задачу: наладить сеть оптовых центров.
Идее еще наверняка предстоит пройти обсуждение, и, возможно, она частично будет пересмотрена. «Роспродсеть» станет уже вторым торговым проектом Росрыболовства. До этого ведомство пыталось возродить сеть рыбных магазинов «Океан», существовавшую в СССР. Главной целью возвращения «Океанов» чиновники также провозглашали снижение цен, но в итоге проект забуксовал.
Возрождение «Океана»
Сеть «Океан» в СССР насчитывала 240 магазинов. Магазины отличались большим выбором морепродуктов, в том числе в них можно было купить живую рыбу. «Океан» был одним из самых известных розничных брендов (если вообще не единственным) в СССР; в магазины за покупками съезжались жители даже удаленных городских районов. Однако значительная часть торговли в «Океане» велась в убыток: себестоимость продукции, вместе с доставкой, превышала розничную цену (впрочем, этим грешила вся советская розничная торговля). После распада СССР «Океаны» погибли.
Глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил о необходимости восстановить рыбную розничную сеть в 2009 году. С самого начала подразумевалось, что «Океанами» должен заниматься частный бизнес. При этом роль государства оставалась неясной. Предполагалось, что Росрыболовство будет лишь патронировать создание по всей стране магазинов под известным названием; кроме того, Крайний говорил, что ведомство договорится о поддержке проекта с главами регионов. Было ясно, что сеть новых «Океанов» не станет франшизой или одной компанией-владельцем бренда, а будет представлять из себя множество разрозненных и никак не связанных друг с другом точек, принадлежащих разным фирмам. По сути дела, Росрыболовство просто призвало бизнесменов за свой счет открывать рыбные магазины под известным со времен СССР названием.
Хотя государственные стимулы поддержки новых «Океанов» оговорены не были, такие магазины открывались. Первый из них был запущен в Санкт-Петербурге, его открыл специализирующийся на дистрибуции рыбной продукции датский холдинг Talex Group. После этого компания открыла еще ряд магазинов. Однако уже в 2012 году проект фактически оказался свернут. По данным СМИ, от открытия «Океанов» в Talex Group отказались из-за отсутствия спроса.
Сейчас самым крупным проектом являются магазины «Новый океан», которые открывает в своих супермаркетах «Перекресток» второй по размерам ритейлер России X5 Retail Group (также контролирует «Пятерочку» и «Карусель»). Магазины открываются в формате shop-in-shop и фактически представляют из себя специализированные отделы. Что касается отдельных магазинов «Океан», то, по данным Росрыболовства, в России насчитывается около полутора сотен разрозненных «Океанов», что не идет ни в какое сравнение с количеством многопрофильных торговых точек, принадлежащих крупным сетям (только за прошлый год 130 крупнейших ритейлеров России открыли более четырех тысяч магазинов).
Госпродспекуляция
Основное преимущество, которое, по словам чиновников, должна была иметь розничная рыбная сеть, — низкая торговая наценка. Когда четыре года назад Андрей Крайний анонсировал проект, он говорил о том, что наценка в «Океанах» будет на 30-50 процентов ниже, чем в обычных магазинах. Для «Роспродсети» концепция поменялась не сильно: по словам Савельева, наценка в ней составит 7-10 процентов. При этом, по данным Росрыболовства, средняя розничная наценка на рыбу равняется 18 процентам. Кроме того, предполагается, что создание сети позволит ликвидировать посредников. На них, по данным ведомства, приходится 44 процента в конечной розничной цене. Таким образом, ожидается, что рыба будет стоить в «Роспродсети» в два раза дешевле.
Кажущееся заманчивым возрождение «Океанов» было сопряжено с рядом трудностей, которые, похоже, в итоге оказались непреодолимыми. Прежде всего, речь идет о конкуренции с крупными розничными сетями, такими как «Ашан». Многие из крупных ритейлеров имеют отделы с морепродуктами, в которых можно купить в том числе и живую рыбу. При этом они обеспечивают огромный поток покупателей, приходящих за самыми разными продуктами, а не только за рыбой. Кроме того, такие сети могут позволить себе установить действительно низкую наценку за счет больших объемов продаж. Но в их случае низкие цены продиктованы структурой самого бизнеса, а не пожеланиями государства.
Что касается посредников, которые формируют более трети розничной цены на рыбу, то их присутствие характерно для всей российской торговли. Не стоит забывать, что транзакционные издержки в стране достаточно высоки, что связано, в том числе, с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, затратными (а часто излишними) контрольными процедурами и коррупцией. Например, большая часть рыбы перевозится по железным дорогам, а российские поезда, как известно, из-за плохой логистики ходят медленнее велосипедов. Поэтому не исключено, что, даже отказавшись от услуг посредников, рыбная розничная сеть не сможет избавиться от высоких транзакционных издержек. Тем более что бизнес обычно сам старается избегать лишних затрат всюду, где это возможно.
Пока к проектам Росрыболовства возникает много вопросов. Пожалуй, главным из них является следующий: если они выгодны, почему бизнес не реализует их самостоятельно, а если убыточны, то зачем они государству? Возрождение «Океанов», безусловно, было красивой идеей, однако она так и не превратилась в бизнес-систему. «Роспродсети», судя по всему, предстоит натолкнуться на те же трудности.