Продажи новых автомобилей в Алтайском крае с начала 2013 года сократились на 11,4%
Азат Темирханов, аналитик агентства "Автостат", отмечает, что в Алтайском крае падение продаж автомобилей еще более заметно. Так, по итогам четырех месяцев 2013 года в регионе зарегистрировано 5 тыс. новых автомобилей, что на 11,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом лидером алтайского рынка по-прежнему остается отечественная Lada, за ней следует Hyundai, а замыкает первую тройку Chevrolet. В топ-5 также попали Renault и Toyota.
За рамками бюджета
Примечательно, что сильнее всего замедление рынка отражается на сегменте бюджетных автомобилей. Так, в целом по России продажи Hyundai Solaris в апреле снизились на 4%, Ford Focus — на 39% , Lada Kalina — на 36% , Renault Logan — на 33%.
Лилия Трубчанина,
начальник отдела продаж компании "Алтай-Лада":
На рынке наблюдается общая тенденция падения продаж новых автомобилей, включая и бюджетные модели. Это связано с общей рыночной ситуацией. На рынке произошло насыщение бюджетными автомобилями. А срок эксплуатации уже купленных недорогих автомобилей еще не исчерпан. При этом уровень доходов населения в Алтайском крае не повышается. Поэтому можно прогнозировать, что роста продаж бюджетных автомобилей в ближайшее время не будет.
Александр Михельсон, главный редактор еженедельника "Авторынок", также отмечает замедление в бюджетном сегменте, но считает, что он по-прежнему будет интересен алтайскому потребителю.
Александр Михельсон,
главный редактор еженедельника "Авторынок":
Основная масса людей зарабатывает немного, поэтому бюджетный сегмент будет развиваться. Тем более здесь все больше интересных вариантов. Если раньше из дешевых иномарок был только Renault Logan, то теперь почти у каждого производителя есть подобное предложение.
Небольшая разница
На фоне проблем "бюджетников" хорошую динамику показывает премиальный сегмент. По мнению Александра Михельсона, причина в том, что российские покупатели по-прежнему стремятся выделиться и за счет автомобиля повысить свой социальный статус. Поэтому при небольшой разнице цен между бюджетным автомобилем в максимальной комплектации и премиум в базовой покупатели выбирают второй вариант. Благо есть автокредиты, которые позволяют сделать разницу в цене менее чувствительной.
Константин Бекурин,
руководитель отдела продаж "Тойота Центр Барнаул":
Рост спроса на автомобили премиум-сегмента, на наш взгляд, связан с тем, что он менее подвержен сезонности и изменениям покупательских предпочтений. Выход новых моделей подстегивает спрос, нашим покупателям хочется иметь самые новые и технологичные автомобили, они проще относятся к смене прежнего авто и активно используют услуги "трейд-ин". Учитывая, что уровень цен на автомобили премиум-сегмента за последние полтора года не изменился, это также способствует стимулированию продаж, так как разрыв цен между масс- и премиум-сегментом сокращается. К примеру, сегодня покупатель может выбрать новый автомобиль Toyota Camry в максимальной комплектации за 1 млн. 493 тыс. рублей или новый Lexus ES250 за 1 млн. 570 тыс. рублей. Разница небольшая, поэтому многие предпочитают взять более премиальный Lexus.
Без демпинга
По мнению экспертов, российский авторынок в нынешнем состоянии все больше приближается к западной модели, когда автомобили сами по себе уже не продаются и автопроизводителям и дилерам надо прикладывать усилия, для того чтобы привлечь клиентов.
Например, автосалоны все активнее прибегают к "трейд-ин", когда готовы забрать старый автомобиль покупателя при приобретении нового. Правда, в этом случае цена на принимаемую машину будет на 10–15% ниже рыночной. Примечательно, что практически все дилерские центры по программе "трейд-ин" принимают автомобили марок, с которыми они не работают. В ход идут даже "праворукие" японские автомобили, которым больше 10 лет.
Среди инструментов борьбы за покупателя эксперты называют также различные бонусы и демпинг. "Только демпинг цен на автомобили и рестайлинг уже зарекомендовавших себя моделей являются основными рычагами увеличения интереса покупателей и соответственно увеличения объема продаж", — уверена Лилия Трубчанина.
Впрочем, Александр Михельсон уверен, что в этом сезоне прямых скидок ждать не стоит. "При стимулировании продаж будут использованы либо бонусы, либо какие-то дополнительные опции. Но лично я не жду, что на рынке будут использованы какие-то новые маркетинговые методы и глобальные программы стимулирования спроса", — считает Михельсон.
Это подтверждает Александр Кухленко, директор дилерского центра АНТ Nissan. "У нас нет проблем со спросом, — уверяет эксперт. — Поэтому мы не можем говорить о каких-то особенных способах стимулирования продаж".
Более 60% - в кредит
Жители Алтайского края по-прежнему активно покупают новые автомобили в кредит.
Елена Чекрыжева,
заместитель управляющего барнаульским филиалом банка "Возрождение":
В данное время спрос на автокредиты стабилен, и думаю, что значительного роста объемов автокредитования в Алтайском крае в ближайший год не будет. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, в 2012 году уменьшилась, например, по сравнению с докризисным 2008 годом, однако в денежном выражении объем кредитов намного превышает данный показатель того же 2008 года. К тому же сейчас банки предлагают множество программ потребительского кредитования (в том числе с достаточно лояльными условиями для своих клиентов), поэтому иногда проще оформить кредит по этой схеме, нежели автокредит.
Данную тенденцию подтверждают в автосалонах, где большой процент автомобилей продается в кредит.
Александр Кухленко,
директор дилерского центра АНТ Nissan:
Около 60% автомобилей реализуется в кредит. Некоторое увеличение кредитных сделок связано с тем, что есть интересные кредитные продукты, поддерживаемые производителями, которые позволяют приобретать автомобили на очень выгодных условиях.
Станислав Вдовидский