Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Молодой предприниматель Алла Медникова открыла PR-агентство на Алтае

Молодой предприниматель Алла Медникова открыла PR-агентство на Алтае

Компании Алтайского края в настоящее время больше заинтересованы в завоевании рынков и увеличении продаж, чем в формировании собственного имиджа и бренда. Это констатируют представители местных фирм, работающих в сфере рекламы, маркетинга и PR. Тем не менее в последнее время к PR-услугам, направленным на создание позитивной репутации компании, интерес тоже появляется. Чуть больше двух лет назад в Барнауле открылось специализированное "PR-агентство "Домино". Его учредитель — Алла Медникова. Она стала следующей героиней цикла материалов "ВД" о молодых предпринимателях края.
Как правило, в барнаульских компаниях, которые предлагают услуги, связанные с продвижением, PR-обслуживание стоит не на первом месте, хотя о нем заявляют около трех десятков фирм. В качестве основной специализации участники рынка выбирают маркетинг (исследование рынка, выведение на рынок новых продуктов, BTL и пр.) или рекламу (создание видеороликов, макетов, помощь в размещении). О предоставлении PR-услуг на своих сайтах сообщают консалтинговые агентства и веб-студии. В последнем случае речь, как правило, идет о SEO-продвижении (продвижении сайта в поисковых системах) или об SMM (продвижении в социальных сетях).

Компаний, которые занимались бы PR на таком уровне, как акулы этого бизнеса в столице, в Барнауле нет. Но есть фирмы, которые выбрали PR в качестве основной специализации. К ним относится и "PR-агентство "Домино".

PR-услуги — продукт интеллектуальный. В связи с этим ключевая ценность в подобных компаниях — это персонал. От его навыков, опыта и креативности напрямую зависит успех. Существенная часть доходов в подобных фирмах направляется на зарплату сотрудников. По мнению директора креативной лаборатории Prezentация Елены Антипиной, успех "PR-агентства "Домино" в первую очередь связан с тем, что еще в студенческие годы его руководитель и некоторые сотрудники на добровольных началах занимались реализацией социальных проектов. "За годы учебы в вузе на некоммерческих, но практичес­ких проектах они наработали компетенции такого уровня, что впоследствии их можно было применить уже на коммерчес­кой основе", — отметила она.

Алла Медникова это подтверждает. "Я начала свою профессиональную деятельность в 2005 году в общественной организации "Проект-41" и была в числе ее создателей. Мы были студентами, учились по направлениям "Связи с общественностью" и "Реклама" в ААЭП. В 2008 году организация была официально зарегистрирована. Мы выбирали социально значимые темы, которые требуют популяризации, и делали соответствующие проекты. Работали на общественных началах. Спустя время появилась потребность в создании коммерческой организации. Так и появилось "PR-агентство "Домино". Сейчас "Проект-41" и "Домино" существуют параллельно", — рассказывает она.

По словам Медниковой, ей было легко начать свое дело. "В нашем бизнесе главная задача — найти персонал. Хорошие специалисты стоят больших денег и не пойдут работать в малоизвестное агентство. У меня были люди, готовые со мной работать, — говорит она. — Мы вместе начинали. Начинать свою карьеру с общественной работы — это правильно. Когда тебе 18 лет, ты многие вещи готов делать бесплатно. Но при этом приобретаются опыт, связи. И потом не возникает проблем с работой или созданием своего дела. Сейчас, если человек не работал во время учебы в вузе, — это не недочет. Это большой минус".

Алла Медникова была участницей образовательной программы "Ты — предприниматель". "Такие программы очень полезны для молодых людей, особенно в Барнауле, — говорит она. — Они стимулируют и воодушевляют. По крайней мере так было со мной. Не могу сказать, что я получила много новых знаний, — у меня в то время уже был довольно большой опыт работы по специальности. Зато я познакомилась с интересными людьми, с некоторыми мы поддерживаем знакомство".

Стихийная благотворительность

Спектр услуг, которые предлагает "PR-агентство "Домино", широк. Это и организация специальных мероприятий (event-маркетинг), работа со СМИ, абонентское PR-обслуживание (включает определение целей PR-активности, выбор каналов коммуникации и целевой аудитории, создание инфоповодов и пр.). Отдельно в этом ряду стоит направление социального маркетинга.

"Социальный маркетинг подразумевает проведение общественно значимых мероприятий в партнерстве с какими-то компаниями (если речь идет о "Проекте-41") или для них (в рамках деятельности "Домино")", — объясняет Алла Медникова. В данном случае имеется в виду благотворительность либо участие в качестве спонсоров в мероприятиях по различным поводам. Оно может быть как разовым, так и постоянным.

"Наше агентство может полностью разработать стратегию благотворительной деятельности для компании. Но, к сожалению, в Барнауле благотворительность пока осуществляется хаотично, стихийно. Крупные федеральные компании даже на своих сайтах публикуют стратегию благотворительности, у нас пока такого нет. Но думаю, в ближайшее время понимание того, что это необходимо, придет нашим заказчикам. Еще совсем недавно к социальному маркетингу как таковому относились с недоверием, зато сейчас это очень востребованное направление", — рассказывает Алла Медникова.

Бюджеты растут

PR-услуги в основном востребованы в средних и крупных компаниях. С клиентами у "Домино", по словам его директора, проблем нет. Алла Медникова отмечает, что спад заказов наблюдается только в январе, когда подразделениям федеральных компаний еще не поступили бюджеты. "Домино" участвует в конкурсах, которые проводят предприятия, с кем-то сотрудничает на постоянной основе, в некоторых случаях сотрудники ищут заказы самостоятельно.

Некоторые клиенты перешли в агентство из "Проекта-41". В основном заказчики обращаются для проведения какого-то разового мероприятия или акции, но многие из них делают это периодически. Поэтому Медникова говорит, что их можно назвать постоянными клиентами. К таким относится, например, банк "Возрождение". На абонентском PR-обслуживании у "Домино" не больше пяти компаний. Один из недавно появившихся клиентов — ресторан "Барнаул". Агентство работает с автосалонами, интернет-провайдерами ("Сибирские сети"), IT-компаниями (Alawar), производственными предприятиями ("Ренессанс Косметик") и др.

Бюджеты на рекламу, маркетинг и PR в компаниях, как отмечает Медникова, в последнее время растут. "После кризиса 2008 года компании на полгода урезали рекламные бюджеты и года на полтора свернули благотворительные проекты, — рассказывает она. — Сейчас ситуация выправилась. Приятно то, что растут не только рекламные бюджеты, но и расходы на PR. Предприятия начинают понимать, что вложения в PR окупаются не очень быстро, но зато в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств именно репутация, сформированная с помощью PR, как фундамент, сможет держать организацию какое-то время. Компании заинтересованы в формировании лояльности клиентов. На мероприятия бюджеты выросли за последний год примерно в два раза. Если раньше на событие для 40–50 человек выделялся бюджет порядка 15 тыс. рублей, то сейчас 50 тыс. считается нормой. Это касается в первую очередь банков и автосалонов. А вот в продуктовой рознице таких изменений не было".

На точку безубыточности компании удалось выйти уже на второй месяц работы. Как раз за счет того, что первых клиентов искать не потребовалось — они вышли из числа заказчиков "Проекта-41". "От общей суммы наших доходов чистая прибыль в последние месяцы составила порядка 60–70%. Но этот результат нестабилен. Иногда прибыль снижается до 20–30%. На ней в первую очередь отражается ситуация с кадрами. Когда кто-то уходит, приходят новые люди — это сильно сказывается", — говорит Медникова.

В ближайшее время Алла Медникова планирует вкладывать средства в улучшение условий труда для сотрудников, в развитие сайта агентства. А в будущем мечтает расширить географию предоставления услуг: "Хотелось бы больше работать с предприятиями из городов и районов края. У нас сейчас уже есть клиенты из Рубцовска и Бийска, но их немного. Интересно было бы реализовывать проекты и в соседних регионах — в Новосибирске, Кемерове. Я думаю, что мы конкурентоспособны. И через несколько лет достижение этой цели для нас вполне реально".

Мнения экспертов

На поток не поставишь

Елена Антипина,
директор креативной лаборатории "Presentация":

 

Елена Антипина. Фото: из личного архива Елены Антипиной.
Елена Антипина.
В Барнауле порядка трех – пяти компаний, которые могут оказывать качественные PR-услуги. Предприятия стремятся заказывать подобные услуги в Новосибирске или Москве, потому что существует определенное недоверие к местным специалистам. Но есть те, кто не может себе этого позволить, а в услуге нуждается. Поэтому я думаю, спрос на PR в Барнауле будет расти, но незначительно. Многие компании объединяют три направления — PR, рекламу и маркетинг. Это, с одной стороны, связано с желанием охватить как можно больше клиентов, а с другой — с наличием подобных компетенций. Например, наша компания в первую очередь — это маркетинговое агентство. Но мы работаем и с рекламой, и с PR.

 

"PR-агентство "Домино" — интересная, молодая, растущая компания. Ее директор Алла Медникова — яркая личность, а от харизмы руководителя в этом бизнесе многое зависит. И на поток создание таких компаний не поставить. Их успех определяется еще и тем, насколько адекватно они смогут установить связи между задачами PR и маркетинговой стратегией клиента. Здесь необязательно развивать какие-то новые компетенции, это агентство — один из тех примеров, где диверсификация, по моему мнению, не нужна. У него есть одно направление, с которым оно справляется, его нужно развивать и поддерживать.

PR-услуги — сложный путь

Артем Иванов,
директор компании RNP:

 

Артем Иванов, директор компании "RnP". Фото из архива редакции.
Артем Иванов, директор компании "RnP".
Я бы не стал сейчас жестко разделять рекламу, маркетинг и PR, потому что на практике сегодня такого разделения нет. Если ты занимаешься рекламой, то должен разбираться во всем понемногу: знать инструменты PR, маркетинга, реально оценивать эффективность различных рекламных каналов. А от общего понимания со временем можно прийти к специализации своего агентства. По моим ощущениям, это сейчас происходит со многими компаниями на рынке. Например, появляются агентства, которые специализируются только на разработках дизайна и идей, создании сайтов или работают с одним из рекламных каналов — наружной рекламой, рекламой на транспорте.

 

Наше агентство тоже развивается в основном в своей области — проводим промоакции, мероприятия и маркетинговые исследования. Мы готовы помочь клиенту и с нэймингом, и с дизайном — у нас есть хорошие специалисты на аутсорсинге. Но это не является основным источником дохода. Специализация на разработке брендов в Барнауле — весьма сложный путь, так как эта услуга не очень востребована. У многих местных заказчиков существует еще некоторая путаница в понятиях. Например, брендингом клиент называет разработку названия компании (то есть нейминг) и заплатить за это готов условно 5 тыс. рублей. А реально разработка бренда стоит в десятки раз дороже, так как требует огромных усилий специалистов. Аналогичная ситуация и с PR-услугами — на них спрос тоже невелик. Промоуслуги заказывают намного чаще, и, несмотря на конкуренцию, каждое агентство находит свое место на рынке.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости