Молодой предприниматель Алла Медникова открыла PR-агентство на Алтае
Компаний, которые занимались бы PR на таком уровне, как акулы этого бизнеса в столице, в Барнауле нет. Но есть фирмы, которые выбрали PR в качестве основной специализации. К ним относится и "PR-агентство "Домино".
PR-услуги — продукт интеллектуальный. В связи с этим ключевая ценность в подобных компаниях — это персонал. От его навыков, опыта и креативности напрямую зависит успех. Существенная часть доходов в подобных фирмах направляется на зарплату сотрудников. По мнению директора креативной лаборатории Prezentация Елены Антипиной, успех "PR-агентства "Домино" в первую очередь связан с тем, что еще в студенческие годы его руководитель и некоторые сотрудники на добровольных началах занимались реализацией социальных проектов. "За годы учебы в вузе на некоммерческих, но практических проектах они наработали компетенции такого уровня, что впоследствии их можно было применить уже на коммерческой основе", — отметила она.
Алла Медникова это подтверждает. "Я начала свою профессиональную деятельность в 2005 году в общественной организации "Проект-41" и была в числе ее создателей. Мы были студентами, учились по направлениям "Связи с общественностью" и "Реклама" в ААЭП. В 2008 году организация была официально зарегистрирована. Мы выбирали социально значимые темы, которые требуют популяризации, и делали соответствующие проекты. Работали на общественных началах. Спустя время появилась потребность в создании коммерческой организации. Так и появилось "PR-агентство "Домино". Сейчас "Проект-41" и "Домино" существуют параллельно", — рассказывает она.
По словам Медниковой, ей было легко начать свое дело. "В нашем бизнесе главная задача — найти персонал. Хорошие специалисты стоят больших денег и не пойдут работать в малоизвестное агентство. У меня были люди, готовые со мной работать, — говорит она. — Мы вместе начинали. Начинать свою карьеру с общественной работы — это правильно. Когда тебе 18 лет, ты многие вещи готов делать бесплатно. Но при этом приобретаются опыт, связи. И потом не возникает проблем с работой или созданием своего дела. Сейчас, если человек не работал во время учебы в вузе, — это не недочет. Это большой минус".
Алла Медникова была участницей образовательной программы "Ты — предприниматель". "Такие программы очень полезны для молодых людей, особенно в Барнауле, — говорит она. — Они стимулируют и воодушевляют. По крайней мере так было со мной. Не могу сказать, что я получила много новых знаний, — у меня в то время уже был довольно большой опыт работы по специальности. Зато я познакомилась с интересными людьми, с некоторыми мы поддерживаем знакомство".
Стихийная благотворительность
Спектр услуг, которые предлагает "PR-агентство "Домино", широк. Это и организация специальных мероприятий (event-маркетинг), работа со СМИ, абонентское PR-обслуживание (включает определение целей PR-активности, выбор каналов коммуникации и целевой аудитории, создание инфоповодов и пр.). Отдельно в этом ряду стоит направление социального маркетинга.
"Социальный маркетинг подразумевает проведение общественно значимых мероприятий в партнерстве с какими-то компаниями (если речь идет о "Проекте-41") или для них (в рамках деятельности "Домино")", — объясняет Алла Медникова. В данном случае имеется в виду благотворительность либо участие в качестве спонсоров в мероприятиях по различным поводам. Оно может быть как разовым, так и постоянным.
"Наше агентство может полностью разработать стратегию благотворительной деятельности для компании. Но, к сожалению, в Барнауле благотворительность пока осуществляется хаотично, стихийно. Крупные федеральные компании даже на своих сайтах публикуют стратегию благотворительности, у нас пока такого нет. Но думаю, в ближайшее время понимание того, что это необходимо, придет нашим заказчикам. Еще совсем недавно к социальному маркетингу как таковому относились с недоверием, зато сейчас это очень востребованное направление", — рассказывает Алла Медникова.
Бюджеты растут
PR-услуги в основном востребованы в средних и крупных компаниях. С клиентами у "Домино", по словам его директора, проблем нет. Алла Медникова отмечает, что спад заказов наблюдается только в январе, когда подразделениям федеральных компаний еще не поступили бюджеты. "Домино" участвует в конкурсах, которые проводят предприятия, с кем-то сотрудничает на постоянной основе, в некоторых случаях сотрудники ищут заказы самостоятельно.
Некоторые клиенты перешли в агентство из "Проекта-41". В основном заказчики обращаются для проведения какого-то разового мероприятия или акции, но многие из них делают это периодически. Поэтому Медникова говорит, что их можно назвать постоянными клиентами. К таким относится, например, банк "Возрождение". На абонентском PR-обслуживании у "Домино" не больше пяти компаний. Один из недавно появившихся клиентов — ресторан "Барнаул". Агентство работает с автосалонами, интернет-провайдерами ("Сибирские сети"), IT-компаниями (Alawar), производственными предприятиями ("Ренессанс Косметик") и др.
Бюджеты на рекламу, маркетинг и PR в компаниях, как отмечает Медникова, в последнее время растут. "После кризиса 2008 года компании на полгода урезали рекламные бюджеты и года на полтора свернули благотворительные проекты, — рассказывает она. — Сейчас ситуация выправилась. Приятно то, что растут не только рекламные бюджеты, но и расходы на PR. Предприятия начинают понимать, что вложения в PR окупаются не очень быстро, но зато в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств именно репутация, сформированная с помощью PR, как фундамент, сможет держать организацию какое-то время. Компании заинтересованы в формировании лояльности клиентов. На мероприятия бюджеты выросли за последний год примерно в два раза. Если раньше на событие для 40–50 человек выделялся бюджет порядка 15 тыс. рублей, то сейчас 50 тыс. считается нормой. Это касается в первую очередь банков и автосалонов. А вот в продуктовой рознице таких изменений не было".
На точку безубыточности компании удалось выйти уже на второй месяц работы. Как раз за счет того, что первых клиентов искать не потребовалось — они вышли из числа заказчиков "Проекта-41". "От общей суммы наших доходов чистая прибыль в последние месяцы составила порядка 60–70%. Но этот результат нестабилен. Иногда прибыль снижается до 20–30%. На ней в первую очередь отражается ситуация с кадрами. Когда кто-то уходит, приходят новые люди — это сильно сказывается", — говорит Медникова.
В ближайшее время Алла Медникова планирует вкладывать средства в улучшение условий труда для сотрудников, в развитие сайта агентства. А в будущем мечтает расширить географию предоставления услуг: "Хотелось бы больше работать с предприятиями из городов и районов края. У нас сейчас уже есть клиенты из Рубцовска и Бийска, но их немного. Интересно было бы реализовывать проекты и в соседних регионах — в Новосибирске, Кемерове. Я думаю, что мы конкурентоспособны. И через несколько лет достижение этой цели для нас вполне реально".
Мнения экспертов
На поток не поставишь
Елена Антипина,
директор креативной лаборатории "Presentация":
В Барнауле порядка трех – пяти компаний, которые могут оказывать качественные PR-услуги. Предприятия стремятся заказывать подобные услуги в Новосибирске или Москве, потому что существует определенное недоверие к местным специалистам. Но есть те, кто не может себе этого позволить, а в услуге нуждается. Поэтому я думаю, спрос на PR в Барнауле будет расти, но незначительно. Многие компании объединяют три направления — PR, рекламу и маркетинг. Это, с одной стороны, связано с желанием охватить как можно больше клиентов, а с другой — с наличием подобных компетенций. Например, наша компания в первую очередь — это маркетинговое агентство. Но мы работаем и с рекламой, и с PR.
"PR-агентство "Домино" — интересная, молодая, растущая компания. Ее директор Алла Медникова — яркая личность, а от харизмы руководителя в этом бизнесе многое зависит. И на поток создание таких компаний не поставить. Их успех определяется еще и тем, насколько адекватно они смогут установить связи между задачами PR и маркетинговой стратегией клиента. Здесь необязательно развивать какие-то новые компетенции, это агентство — один из тех примеров, где диверсификация, по моему мнению, не нужна. У него есть одно направление, с которым оно справляется, его нужно развивать и поддерживать.
PR-услуги — сложный путь
Артем Иванов,
директор компании RNP:
Я бы не стал сейчас жестко разделять рекламу, маркетинг и PR, потому что на практике сегодня такого разделения нет. Если ты занимаешься рекламой, то должен разбираться во всем понемногу: знать инструменты PR, маркетинга, реально оценивать эффективность различных рекламных каналов. А от общего понимания со временем можно прийти к специализации своего агентства. По моим ощущениям, это сейчас происходит со многими компаниями на рынке. Например, появляются агентства, которые специализируются только на разработках дизайна и идей, создании сайтов или работают с одним из рекламных каналов — наружной рекламой, рекламой на транспорте.
Наше агентство тоже развивается в основном в своей области — проводим промоакции, мероприятия и маркетинговые исследования. Мы готовы помочь клиенту и с нэймингом, и с дизайном — у нас есть хорошие специалисты на аутсорсинге. Но это не является основным источником дохода. Специализация на разработке брендов в Барнауле — весьма сложный путь, так как эта услуга не очень востребована. У многих местных заказчиков существует еще некоторая путаница в понятиях. Например, брендингом клиент называет разработку названия компании (то есть нейминг) и заплатить за это готов условно 5 тыс. рублей. А реально разработка бренда стоит в десятки раз дороже, так как требует огромных усилий специалистов. Аналогичная ситуация и с PR-услугами — на них спрос тоже невелик. Промоуслуги заказывают намного чаще, и, несмотря на конкуренцию, каждое агентство находит свое место на рынке.