Ручное управление
На прошлой неделе Правительство России одобрило дифференцированный подход к страховым взносам для индивидуальных предпринимателей с низкими доходами. Это означает, что позиция бизнес-сообщества и Министерства экономического развития, выработанная на площадке Общероссийского Народного Фронта взяла верх в противостоянии с соцблоком кабинета министров. Есть ли поводы для радости? С одной стороны, да. Но если посмотреть немного шире, то мы снова убедимся, что в нашей стране без личного участия Президента России Владимира Путина не один вопрос, даже такой простой по сути своей как страховые взносы, не решается оперативно и действенно. Перед тем как обратиться к Президенту на Конференции Общероссийского Народного Фронта, мы провели большую работу: организовали широкое обсуждение, собрали и проанализировали огромный проблемный массив, получили поддержку 135 тысяч индивидуальных предпринимателей, принявших участие в нашей акции по сбору подписей. Рабочая группа ОНФ стала, на мой взгляд, самой активной и качественной площадкой, на которой прорабатывалась тема страховых взносов для предпринимателей. Мы объединили представителей бизнеса, федеральных органов власти, региональных и муниципальных руководителей.
На сегодняшний день формат законопроекта приобрели именно те предложения по дифференциации страховых взносов, которые были выработаны на заседаниях нашей рабочей группы. Я говорю сейчас о наших успехах, но ни в коем случае не хочу их преувеличивать. Да, мы, наконец, заставили Правительство увидеть группу малых предпринимателей с небольшим доходом, которые несут важную социальную миссию на своих территориях, они создают жизнь вокруг себя и поэтому государство должно им помогать в этом. Но я уверен, что сегодня наша работа, по-настоящему, только начинается! Сегодняшний день должен стать отправной точкой для того, чтобы мы начали менять отношение к предпринимателю и предпринимательству в стране. Проблем ещё больше чем достаточно: это и отмена так называемой «последней мили», бухгалтерский учет, отмена льготных ставок аренды и многое другое. Благодаря площадке Общероссийского Народного Фронта, мы получили возможность дискутировать с широким пулом экспертов, прорабатывать те или актуальные вопросы и добиваться их эффективного решения от всех органов власти.
Знаете, анализируя то, как развивалось малое и среднее предпринимательство в России за последнее десятилетие, я пришел к нескольким, можно даже сказать парадоксальным выводам. В период с 2001 по 2010 годы в нашей стране были заложены основы цивилизованного формата предпринимательства: разработано профильное законодательство, отменен ряд административных барьеров, созданы базовые инструменты развития малого бизнеса. За последние два года был ли сделан шаг вперед благодаря этой основе? На мой взгляд, нет. Это время было посвящено лишь «латанию» отдельных самых проблемных «дыр». Поддержка предпринимателей должна быть комплексной и продуманной, не по остаточному принципу. Тогда мы не будем терять 10% индивидуальных предпринимателей за 4 месяца в масштабах страны. Со своей стороны «ОПОРА РОССИИ» уже приступила к созданию программы поддержки индивидуальных предпринимателей: «Территория бизнеса-территория жизни». Мы хотим, чтобы эта программа ориентировалась в первую очередь на предпринимателей из небольших городов, поселков и хуторов. Таких территорий у нас больше половины страны. Предприниматели в прямом смысле слова, говорю на полном серьезе, создают там жизнь. Без них территория вымрет, некому будет торговать в нормальном, официальном формате, платить зарплату работникам, помогать детскому саду или поликлинике. Для того, чтобы наши территории не деградировали и не вымирали, нам нужна эта программа. Я считаю, что это может стать одним из первых шагов в смене той самой устоявшейся парадигмы по отношению к предпринимателям. Наши люди любят ругать власть, как по поводу, так и без повода, это такой всенародный аттракцион.
Часто приходится слышать о том, что государство, имеются в виду в первую очередь федеральные органы власти, оказывает недостаточную поддержку бизнесу. Приведу один яркий пример для развенчания этого мифа. На поддержку малого и среднего предпринимательства в России ежегодно выделяются десятки миллиардов рублей через профильные министерства. Только Минэкономразвития на эти цели распределяет более 21 млрд.рублей. И вот тут мы подходим к основной проблеме, а именно, к нежеланию региональных и муниципальных лидеров получить часть этих средств для развития предпринимательства на своей территории. Абсолютное большинство губернаторов и глав муниципалитетов инертны в этом вопросе, хотя должны бороться за деньги выделяемые государством, это, казалось бы, в их прямых интересах. Почему происходит то, что происходит. Отвечу: на сегодняшний день региональные и муниципальные управленцы не имеют эффективного KPI в сфере развития предпринимательства. На мой взгляд, каждый кандидат в главы региона или города должен выносить в свою предвыборную программу не пространные лозунги о том, как все будет хорошо, а конкретный бизнес-план развития территории. Сегодня этот инструмент работает, пожалуй, в нескольких десятках самых продвинутых территорий, именно там добиваются того результата, которого нет у абсолютного большинства. Я считаю, что пришло время внедрять эту систему во всех регионах и муниципалитетах. Этот вопрос должен обсуждаться и мы намерены работать над ним на площадке Общероссийского Народного Фронта.
Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Бречалов