Депутаты обсудили законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»
18 апреля под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который на заседании представил заместитель Министра экономического развития РФ Сергей Беляков.
В своем докладе официальный представитель Правительства РФ отметил, что законопроект направлен на снятие существующих ограничений и расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) с целью создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.
В частности законопроектом предлагается унифицировать подходы к правовому регулирования ГЧП, определить полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации проектов ГЧП, установить обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашений о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.
С содокладом по законопроекту выступил председатель Комитета Сергей Гаврилов. В своем выступлении он отметил, что институт ГЧП в любой стране начинается с урегулирования вопросов собственности, прежде всего государственной. Председатель, в частности, сказал, что «в начале административной реформы, которая, к большому сожалению, так и не была доведена до конца в нашей стране, предпринималась попытка разработки федерального закона о публичном имуществе, который преследовал цель определить чёткий круг публичных полномочий (вопросов ведения) властей всех уровней и закрытого перечня имущества, необходимого органам публичной власти для исполнения полномочий, возложенных на них законодательными и нормативно правовыми актами. Вот только после этого, все избыточное имущество, не включенное в указанные перечни, подлежало приватизации или перераспределению посредством его вовлечения в проекты ГЧП. Вот откуда начинается ГЧП – с определения государством своих публичных полномочий, тех из них, которые оно исполняет единолично и монопольно, а также - публичных полномочий, которое государство готово либо полностью передать на исполнение - по сути «приватизировать» - или привлечь частично к участию в их исполнении частный бизнес при сохранении превалирования государственных интересов».
В этой связи нельзя относится к ГЧП как к экономической панацее, а потому неверно полагать, что рамочный законопроект сможет одномоментно решить все проблемы, связанные с развитием института ГЧП в России.
В ходе состоявшегося обсуждения депутаты Комитета поддержали позицию Правительства РФ в том, что законопроект в ходе предстоящей доработки должен сохранить свой рамочный характер и не нужно пытаться сделать его всеобъемлющим и чрезмерно зарегулированным. «Он должен быть предельно четким, ясным и понятным». По мнению Комитета, вполне достаточно определить сферу его действия, предмет соглашения о ГЧП, порядок отбора частного партнера, основные разделы договора ГЧП, содержание технико-экономического обоснования проектов ГЧП и процедуру обеспечения их информационной открытости.
В качестве направлений для доработки законопроекта депутаты указали на необходимость обеспечения надежного и объективного контроля за качеством и обоснованностью проектов ГЧП и предотвращения возможностей злоупотребления с публичным имуществом. В частности, в связи с продолжением в России процесса перераспределение публичной собственности было высказано предложение о временном отказе от использования в России моделей ГЧП, предусматривающих передачу государственного или муниципального имущества в частную собственность, а также целесообразность введения специального критерия финансовой состоятельности для допуска публично-правовых образований к участию в проектах ГЧП.
Кроме того от депутатов ГД прозвучало предложение об использовании в работе над законопроектом опыта зарубежных стран по созданию специального независимого контролирующего органа, согласующего принятие решений об участии публично-правовых образований в проектах ГЧП, и проводящего независимый аудит хода реализации проектов ГЧП. Также предлагалось рассмотреть возможность привлечения к этому структур Счетной палаты РФ и иных органов финансового контроля.
Комитет также отметил, что проекты ГЧП реализуются, в первую очередь, в интересах населения, направлены на решение общественно-значимых задач и удовлетворение нужд граждан. В связи с чем, общество должно иметь возможность участия в принятии решений о реализации того или иного проекта ГЧП, а также иметь право на получение исчерпывающей информации о ходе его реализации. По мнению депутатов, представлялось бы правильным, чтобы решение по вопросу участия муниципальных образований в проектах ГЧП в обязательном порядке принимались по итогам проведения местных референдумов или публичных слушаний, а проекты ГЧП в обязательном порядке включались в соответствующие планы развития территорий.
В целом Комитет посчитал законопроект Правительства РФ своевременным и актуальным, одобрил его концепцию и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.
Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели заключение по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и в отдельные законодательные акты РФ в части распространения режима стимулирования практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями», который предусматривает предоставление научным бюджетным учреждениям право на создание хозяйственных партнерств в целях практического применения (внедрения) ими результатов интеллектуальной деятельности. Такое же право предоставляется и автономным научным учреждениям. Кроме того, законопроект распространяет льготы, предусмотренные для хозяйственных обществ, которые создаются такими учреждениями в соответствии с положениями Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на аналогичные организации, создаваемые автономными учреждениями, а также на хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными научными и образовательными учреждениями.
Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты Комитета отметили, что предоставление таких возможностей должно способствовать повышению эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Комитет также поддерживает предусмотренную законопроектом возможность изменения налогового режима в части перехода на упрощенную систему налогообложения, а также льготы по уплате обязательных платежей для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями.
Депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.