Формы поддержки НКО на региональном уровне: оценка экспертов
По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2011 года, наибольшее количество НКО в России зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Об этом говорится в Докладе о развитии институтов гражданского общества в России (будет представлен 29 марта), подготовленном Фондом развития гражданского общества, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Среди субъектов по численности зарегистрированных НКО (более 12 тыс. организаций) лидируют:
• ЦФО: г. Москва и Московская область;
• СЗФО: г. Санкт-Петербург;
• ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область;
• ПФО: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область;
• УрФО: Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область;
• СФО: Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область.
В ряде субъектов на протяжении многих лет активно действуют многие из зарегистрированных НКО; существуют НКО, работающие по технологиям фондов местных сообществ; действуют законы и положения о благотворительности, благотворительной деятельности и грантах, а также региональные программы по выявлению и поддержке на конкурсной основе социальных инициатив и проектов НКО, направленных на улучшение качества жизни населения; работают благотворительные и грантовые советы; действуют профильные комитеты в общественных палатах субъектов и крупных городов регионов.
В некоторых регионах сложились институты партнерского взаимодействия: региональные и муниципальные органы власти через организацию общественных советов, палат, различных конференций и круглых столов вовлекают общественность в обсуждение основных приоритетов развития, проводят конкурсы социальных проектов, организуют ярмарки проектов НКО. В ряде субъектов Российской Федерации, лидирующих по развитию механизмов социального партнерства и межсекторного взаимодействия, активно разрабатываются и принимаются региональные правовые акты, направленные на регулирование предоставления муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов НКО и прочим производителям социально значимых услуг.
Как отмечают авторы доклада, после принятия в 2010 года законодательства о поддержке социально ориентированных НКО, разработка региональных законов в субъектах Российской Федерации существенно ускорилась. По данным Общественной палаты Российской Федерации, в 2011 году в 53 субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы поддержки социально ориентированных НКО с общим объемом финансирования более 3 млрд рублей. В 2012 году эта сумма составила более 4 млрд рублей.
По данным интернет-портала некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество", в настоящее время законодательство о государственной поддержке НКО и предоставлении грантов принято как минимум в 79 субъектах Российской Федерации.
Анализ практики взаимодействия региональных и муниципальных властей с некоммерческими организациями, проведенный по открытым источникам (официальные сайты органов власти), показывает, что в разных регионах и муниципалитетах эта работа ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отличается в зависимости от степени заинтересованности и нацеленности региональной и муниципальной власти на работу с НКО.
Основными формами поддержки НКО на региональном и муниципальном уровнях являются:
- выделение субсидий;
- распределение грантов;
- предоставление помещений (бесплатно или по льготным ставкам аренды);
- информационная поддержка.
Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:
- размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Как говорится в докладе, сами некоммерческие организации в первую очередь хотят получать экономическую поддержку от властей, а не брать на себя некоторые социальные функции государства.
Отметим, что формы и размеры поддержки некоммерческих организаций определяются распоряжениями глав регионов, постановлениями региональных правительств, либо региональными законами.
Например, в Республике Татарстан действует Постановление Кабинета министров "О предоставлении государственной поддержки общественным организациям (объединениям) Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты". Выделяются ежегодные гранты различным некоммерческим организациям. В 2011 году республиканским бюджетом было предусмотрено 142 млн рублей на поддержку НКО. Она оказывалась по 9 направлениям. В частности, на укрепление межнациональных отношений было выделено 30 млн рублей, на развитие и совершенствование подразделений добровольной пожарной охраны - 55 млн рублей, на развитие молодежных инициатив - 44 млн рублей. Также были предусмотрены и внебюджетные источники. В конце 2011 года был проведен I Республиканский форум социально ориентированных некоммерческих организаций. В нем участвовали более 900 представителей НКО, членов Общественной палаты Республики Татарстан, Общественных советов муниципальных образований, Общественных советов при министерствах и ведомствах республики, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации. Взаимодействие с НКО в регионе активно ведется и по линии республиканской Общественной палаты.
В Красноярском крае в соответствии с региональным Законом "О краевых социальных грантах" и Законом о краевом бюджете на текущий год действует Программа "Социальное партнёрство во имя развития", которая поддерживает на конкурсной основе проекты (социальные инициативы), реализуемые на территории Красноярского края. В 2012 году по итогам конкурсного отбора были определены 139 проектов-победителей (рассмотрено 1069 заявок), которые получили бюджетное финансирование. Кроме того, ежегодно в конце года из числа победителей определяются лучшие реализованные проекты. По итогам 2012 года такими признаны: проект "Право на счастье" Благотворительного фонда "Тройняшки"; проект "Социальная адаптация женщин по их освобождению из мест лишения свободы" Сибирской Ассоциации Тюремных Служителей; проект "Молодежный спектр" Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Шарыпово; проект "Глоток воды из чистого источника" Местного благотворительного фонда социальной поддержки Боготольского района "Во благо" и проект "Вальс начинается. Дайте, сударыня, руку!" КГБОУ НПО "Профессиональный лицей №8".
В Свердловской области в 2012 году принят областной закон "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области". Закон, среди прочего, устанавливает такие меры господдержки НКО, как предоставление государственных гарантий Свердловской области; предоставление из областного бюджета субсидий; передачу государственного казенного имущества Свердловской области в аренду; определение размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом Свердловской области и т.п. До принятия закона поддержка НКО в регионе осуществлялась через отраслевые министерства, которые выделяли общественным организациям субсидии - каждое по своему направлению. Обязательным условием их получения было наличие у НКО сети отделений в муниципалитетах и социальная ориентированность.