Автор:
Краудфандинг по-русски: как собрать деньги на запись альбома или съемку фильма
Созданный музыкантами группы «Би-2» сайт Planeta.ru помог собрать почти 10 млн рублей на разные творческие проекты
Данила Багров крадется по темному коридору с пистолетом в руке. За кадром звучит «Полковнику никто не пишет …» в исполнении группы «Би-2». Две минуты в фильме Алексея Балабанова «Брат-2» принесли группе настоящую известность. За прошедшие с этого момента 12 лет коллектив пережил много изменений и даже создал собственный интернет-бизнес.
В 2010 году музыканты в поисках источника средств для записи нового альбома решили попробовать новый формат — открыть собственную интернет-площадку для сбора денег. «Мы с коллегами по группе долго думали, как изменить ситуацию с распространением интеллектуальной собственности, и поняли, что нужно строить новую систему. Решили попробовать собирать деньги с потенциальных слушателей», — говорит инициатор проекта, бас-гитарист «Би-2» Максим Андрющенко.
В мире тогда уже действовало несколько подобных порталов. Идея пришла в Россию из США и называется краудфандинг (crowd — толпа, funding — финансирование). По сути, краудфандинг — способ сотрудничества создателей проектов и потребителей. Каждый желающий может вложить произвольную сумму в тот или иной культурный, социальный или научный проект. Взамен жертвователь получает бонус — упоминание в титрах фильма, билет на предпремьерный показ или подарочный музыкальный альбом.
Уже через несколько месяцев после запуска проекта музыканты поняли, что площадку можно использовать не только для себя. Так Planeta.ru за два года стала одной из крупнейших в России краудфандинговых площадок. Всего здесь собрано около 10 млн рублей, на эту сумму были реализованы два десятка проектов, около 50 ждут своего часа. Владельцы ресурса получают 5% от собранной суммы на каждый реализованный проект, еще 5% уходит платежной системе. Площадка нацелена на творческие и развлекательные проекты — музыку, кино и компьютерные игры.
Сейчас в России действует уже несколько подобных платформ. Причем каждая сумела нащупать собственную нишу. Например, ресурс «С-миру-по-нитке» специализируется на технических и социальных проектах и предлагает вложиться в реставрацию памятников, ремонт в квартире ветерана или помощь приюту для птиц. География обширная — от Владивостока до Нальчика. Сервис «Русини» помогает искать «инвесторов» для социальных инициатив, творческих проектов и стартапов.
Одна из важных отличительных особенностей Planeta.ru — проект получает собранные на площадке деньги, если удалось набрать хотя бы половину заявленной первоначально суммы. Так действуют далеко не все. Например другая крупная российская краудфандинговая платформа Boombaster работает по принципу «пан или пропал» — если проект не собрал заявленной суммы, деньги возвращаются жертвователям, а проект признается нереализованным.
Среди тех, кто собирает деньги на Planeta.ru, — Евгений Гришковец. Он предлагает вложиться в создание телеверсии его спектакля «+1» и собрал уже более 700 000 рублей. Тем, кто заплатит, — диск с автографом и благодарность в титрах.
Еще один клиент Planeta.ru — режиссер Роман Либеров. Из запланированных 500 000 рублей он собрал на свой новый фильм пока пятую часть. Жертвователю, внесшему 50 000 рублей режиссер обещает особую благодарность в титрах фильма. «Как правило, деньги дают зрители, видевшие предыдущие работы. Они верят, что мы эти деньги не прогуляем в каком-нибудь баре», — говорит режиссер. Доверять режиссеру следует еще и потому, что большую часть денег на проект он уже собрал: всего потребуется около 2 млн рублей, из которых три четверти — деньги от проката предыдущих фильмов и помощь знакомых предпринимателей.
Средний размер запрашиваемой суммы на Planeta.ru — 500 000 рублей, срок сбора — около трех месяцев. Но есть рекордсмены: группы «Тараканы» и «Animal ДжаZ» за три недели собрали 440 000 и 570 000 рублей соответственно.
Основная трудность Planeta.ru, как и других краудфандинговых площадок, — коммерческий успех обеспечен только тому проекту, который продвигает человек с именем. «Люди идут за именем, а не за идеей», — сетует представитель Planeta.ru Катерина Чечулина.
Как и любая краудфандинговая площадка, Planeta.ru зависит от качества проектов, которые собирают с ее помощью деньги. Например, Алексею Синельникову пришлось закрыть свой сайт «Спонсор здесь» спустя год после запуска. Причина — неправильная работа с авторами и низкое качество проектов. «У многих авторов основная цель — заработать, а не развить свой продукт, они не готовы делиться деталями проекта с потенциальными спонсорами», — жалуется Синельников.