Автор:
Почему стоит ввести визы для жителей Средней Азии
Потребность российской экономики в неквалифицированном труде не так велика, как принято считать
В начале февраля руководитель московской прокуратуры Сергей Куденеев заявил, что в 2012 году уличная преступность в столице выросла на 23%. При этом каждое второе изнасилование, каждый третий грабеж и каждое пятое убийство совершают приезжие из стран СНГ, сообщил прокурор. Несколько ранее начальник Следственного комитета по Санкт-Петербургу Андрей Лавренко рассказал, что за прошедший год количество правонарушений, совершенных мигрантами в cеверной столице, выросло на четверть. В городе на Неве на счету приезжих — каждое третье изнасилование и каждое шестое убийство.
Приток мигрантов из Средней Азии, начавшийся с восстановлением экономического роста на рубеже 2000-х годов, стал не только предметом дискуссий среди экономистов, но и значимым общественно-политическим вопросом. Беда заключается в том, что власти пока не в состоянии найти решение, которое бы удовлетворяло и бизнес, не желающий расставаться со свободой найма работников, и простых граждан, опасающихся оказаться чужими в собственных городах.
В течение последних лет многие российские экономисты говорили, что в условиях неблагоприятной демографической обстановки России придется использовать труд мигрантов. Еще в 2004 году Егор Гайдар в своей классической работе «Долгое время» отмечал: «При наиболее благоприятном сценарии, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. мигрантов». К сожалению, специалистов, выступающих против этих аргументов, сегодня можно пересчитать по пальцам. Во многом поэтому, во всех правительственных программах последнего десятилетия среди ключевых приоритетов всегда значилось привлечение иностранной рабочей силы. Однако, как показывает практика, связь между экономическим ростом и миграцией вовсе не так очевидна.
В последние пять лет имел место масштабный приток мигрантов в российские города. При этом темпы роста упали до 3,4% по итогам 2012 года.
Главную роль в этом замедлении сыграло исчерпание ресурсов докризисной модели роста (задействование пустующих промышленных мощностей и массовый приток иностранного капитала) и недавняя реформа ЕСН, в результате которой за последние два года 1,5 млн индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность.
В реальности экономика не предъявляла повышенного спроса на труд, не требующий высоких навыков. По данным Росстата, между 2000 и 2002 годами численность неквалифицированной рабочей силы в российской экономике снизилась с 8,7 млн до 7,5 млн человек. В течение последующих восьми лет уровень занятости в сфере низкоквалифицированного труда оставался неизменным. Это, в частности, было вызвано масштабным притоком мигрантов, который дестимулировал технологическую модернизацию сектора. При этом общая численность рабочих мест за 2000-е годы выросла с 65,2 млн до 69,8 млн человек. И этот рост происходил за счет квалифицированной рабочей силы, источником которой не могут являться страны Средней Азии.
В этой ситуации логично было бы создавать условия для привлечения квалифицированных кадров из развитых стран. Например, отменить въездные визы для граждан стран Евросоюза и Шенгенского договора, как это сделала недавно Армения. Вместо этого Россия продолжает поддерживать достаточно жесткий визовый режим для развитых стран и при этом фактически не имеет границ с бывшим советским югом. Последнее, в свою очередь, является главным препятствием для установления безвизового режима между Россией и ЕС. В Старом Свете боятся того, что через Россию в Европу хлынет поток мигрантов из Средней Азии. Помимо этого, через Таджикистан и граничащие с ним страны проходит основной поток наркотиков из Афганистана. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2010 году этим путем в Россию транзитом прошло 90 т героина (25% от совокупного объема экспорта наркотиков из Афганистана). Ситуация с наркотрафиком осложняется еще и тем, что у Таджикистана по факту нет действующей границы с Афганистаном. Российские военные, долгое время охранявшие таджикско-афганскую границу, в 2005 году покинули страну. Однако власти Таджикистана оказались не способны обеспечить должный контроль над пограничной территорией, о чем свидетельствует снижение объема перехвата героина Антинаркотическим ведомством республики с 4794 кг в 2004 году до 1132 кг в 2009 году. В результате, имея свободу передвижения лиц с Таджикистаном, Россия фактически не имеет границ с Афганистаном.
Узаконенное рабство
Отсутствие ясных миграционных норм не выгодно и бизнесу. С 2006-го по 2011 год количество уголовных дел, возбуждаемых по материалам Федеральной миграционной службы (ФМС), выросло в полтора раза — с 228 до 385. В январе 2013 года были ужесточены санкции за организацию незаконной миграции: верхний предел наказания был увеличен до 7 лет тюрьмы. На прошлой неделе губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил о необходимости «более тщательной оценки» работодателей, которые стремятся «в обход закона добиться сверхприбылей». Такая ситуация не может быть нормальной. Конечная цель любого бизнеса состоит в том, чтобы делать деньги. Поэтому бизнес всегда и везде будет искать возможности для снижения издержек. Задача регулятора состоит в том, чтобы создать четко трактуемые законодательные нормы, которые при этом были бы выгодны и предпринимателям, и тем, кто не принадлежит к бизнес-сообществу.
Выходом из нынешней ситуации может быть внедрение института рабочих виз для мигрантов из ближнего российского зарубежья. В этом случае для определения легальности того или иного работника будет достаточно наличия визы в паспорте.
Для получения визы необходимо будет предоставить в посольство контракт по найму, а также выписку с банковского счета, подтверждающую финансовую возможность работодателя снять жилье для своего потенциального подчиненного. Безусловно, это более сложная процедура, чем та, что существует сегодня. Однако такой порядок существует во многих развитых странах (например, в Великобритании). И он не противоречит рыночным принципам. Наоборот, будет видно, сколько иностранных работников, не владеющих высокой квалификацией, действительно нужно российской экономике.
Речь в данном случае идет о работниках из-за рубежа, а не о рабах. Существующий в современной России рынок неквалифицированной рабочей силы является ничем иным, как рабством. Многим москвичам наверняка известно о существовании рынка рабов на 4-м км Ярославского шоссе, где каждый день сотни мигрантов ищут новых работодателей. Приезжие из Средней Азии зачастую живут там же, где и работают, что приводит к трагическим инцидентам, таким как недавний пожар в новостройке на юго-западе столицы, в котором заживо сгорели 9 гастарбайтеров. Антисанитария в среде мигрантов влияет на качество жизни в крупных мегаполисах. В Петербурге в 2011 году было зарегистрировано 11 случаев брюшного тифа, в 2012-м – восемь.
Где взять работников
Введение визового режима со странами Средней Азии могло бы стать компромиссным решением, которое позволит поставить барьер на пути проникновения в Россию наркотиков, инфекционных заболеваний и преступности. Это сделает мегаполисы безопаснее для жизни. Вместе с тем, необходимо будет реформировать отрасли экономики, в которых занята неквалифицированная рабочая сила. В частности, демонополизировать и приватизировать ЖКХ, которое сегодня находится на балансе унитарных предприятий и является одним из главных рассадников коррупции.
Нужна либерализация рынка труда, которая бы облегчила процедуры найма и увольнения работников и ускорила модернизацию секторов с низкой производительностью.
Сегодня российский рынок труда является достаточно зарегулированным. Об этом, в частности, свидетельствует индекс защиты занятости, разработанный ОЭСР. В 2008 году в сегменте постоянных работников российское трудовое законодательство получило оценку 2,77 балла по шкале от 0 (низкий уровень регулирования) до 6 (высокий уровень регулирования). Это значительно выше аналогичного показателя для США (0,56) и Великобритании (1,17). Также необходима реализация мер, которые бы позволили увеличить межрегиональную мобильность рабочей силы. По данным Института демографии ВШЭ, в 2010 году во внутренней миграции было задействовано лишь 2,1 млн россиян, в то время как в 1990-м — 4,3 млн. Этот показатель опустится до еще более незначительных величин, если предложенный в январе законопроект об ужесточении порядка регистрации по месту жительства получит одобрение депутатов Госдумы.
Источниками рабочей силы могут стать моногорода, в которых на рубеже 2000-х проживало около 25 млн человек. У России есть опыт реализации программ по переселению работников обанкротившихся градообразующих предприятий. Так, в конце 1990-х годов в ходе реструктуризации угольной отрасли правительство за счет займа Всемирного банка помогло сменить место жительство и квалификацию 520 000 шахтеров. Сегодня в федеральной казне деньги есть, однако тратятся они не на перепрофилирование моногородов, а на поддержку госсектора, чрезвычайно разросшегося за последние несколько лет. Свидетельство тому — увеличение бюджетных расходов по статье «национальная экономика» с 730 млрд рублей в 2007 году до 1,7 трлн рублей в 2012 году. Не стоит также забывать и о сохраняющейся по сей день призывной системе в армии, которая оказывает сильное искажающее влияние на рынки труда и образовательных услуг. Призывной налог ложится, главным образом, на выходцев из необеспеченных семей, которые могли бы применить свои силы «на гражданке».
Все это говорит о том, что у проводимой сегодня миграционной политики существует реалистичная альтернатива. Но на ее пути немало препятствий. Фактическое отсутствие границ со Средней Азией — это плата российского правительства за участие бывших советских республик в Евразийском Союзе.
Не секрет, что массовая миграция в Россию помогает снимать социальную напряженность и тем самым поддерживать стабильность диктаторских режимов Ислама Каримова и Эмомали Рахмона.
История знает примеры, когда доминирующее среди экономистов представление опровергается практикой. В книге «Капитализм и свобода», опубликованной в 1962 году, Милтон Фридман выдвинул идеи свободного валютного рынка, плоской шкалы налогообложения и контрактной добровольческой армии. На пике холодной войны и в условиях доминирования кейнсианства эти идеи многим специалистам казались экзотикой. Но уже в 1971 году США отказались от золотого стандарта, что положило начало формированию системы плавающих валютных курсов. В 1973 году Ричард Никсон отменил призывную систему комплектования Вооруженных сил. В 1990-е и 2000-е годы ряд бывших социалистических стран ввели плоскую шкалу налогообложения. Вывод очевиден: то, что сегодня представляется невозможным, завтра может стать актуальной частью политической повестки дня.