Борис Панов: "Мы ожидали на мясном рынке если не роста, то стабилизации цен"
|
О текущей ситуации на мясном рынке России и Алтайского края редакции газеты "Ваше дело" рассказал генеральный директор крупнейшего свиноводческого предприятия региона "Алтаймясопром".
генеральный директор "Алтаймясопрома":
В прошлом году произошло снижение цены на свинину вследствие перенасыщения рынка, вызванного массовым забоем скота. Главной причиной этого стал дефицит на рынке доступных и дешевых кормов, которыми всегда являлись пшеница и ячмень. Данный дефицит сформировался вследствие засухи на сельскохозяйственных территориях России в 2012 году. Раньше засуха била только по производителям зерна, а сегодня сильно бьет и по производителям продукции животноводства.
При этом глобального изменения в балансе производства и потребления мяса в расчете на душу населения в России не происходит. Так, по стране произошло увеличение производства свинины на 8–9%, но при этом значительно снизилось производство говядины. То есть рынок мяса не поменялся, баланс соблюден. Остается вопрос: кто сегодня играет на понижение цен — мясотрейдеры, работающие на ввозе импортного мяса? Официальная статистика пока не показывает значительного повышения ввоза импорта. Наоборот, количество ввозимого на территорию России мяса свинины сократилось.
С этого года, примерно с 20 января, мы ожидали если не роста, то стабилизации цен на мясо. Но по состоянию на сегодняшний день изменений пока нет. Если так пойдет и дальше, то предприятия, работающие на пределе финансовых возможностей, перейдут в разряд убыточных, а затем и прекратят свое существование.
В целом это все напоминает положение дел в 90-х годах, когда мы очень резко вошли в рыночную экономику и лишились многих товаропроизводителей. И сегодня существует большое количество предприятий с гораздо меньшей долей автоматизации всех производственных процессов, с большими затратами, чем у нас. "Алтаймясопром" работает по технологии расхода трех кормоединиц на килограмм произведенного мяса, а в других хозяйствах этот показатель может доходить до пяти. Если ситуация не изменится и на государственном уровне не будет предпринято действенных мер по защите российского производителя в сельском хозяйстве, наши достижения по росту объемов производства свинины в масштабах всей страны будут сведены на нет, а это отбросит в очередной раз нашу страну назад.
По поводу вступления в ВТО. Мы не прогнозируем никаких особых положительных моментов для сельского хозяйства. Что касается Сибири, то иностранных конкурентов, находящихся рядом с нами, нет. Крупнейший мировой производитель мяса Китай сейчас производит для себя и даже импортирует из Европы. В Казахстане свиноводства нет, в Монголии тоже. Имеется, конечно, доля замороженного блочного мяса, которая приходила и будет приходить из западных регионов, но это не наш серьезный конкурент. "Алтаймясопром" производит высококачественный продукт: охлажденное постное мясо с низким содержанием жира и костной ткани. В этом отношении у нас есть определенный плюс — высокие стандарты и качество продукции. Мы принимаем правила игры и выстраиваем свою работу так, чтобы быть конкурентоспособными. Наша задача — накормить своих людей, жителей нашей страны, качественным продуктом. Никто не ждет нас за рубежом, нас ожидает жесткая конкуренция. В сложившейся ситуации нам жизненно необходимо снизить уровень производственных затрат. По затратам на единицу продукции нужно выйти на уровень значительно ниже западного. Там фермерам безубыточность гарантируется государством, которое обеспечивает протекцию своему производителю.
Надеемся на то, что ценовая ситуация на рынке мяса стабилизируется, но это взгляд оптимиста. Оптимальная цена складывается в такой пропорции, когда за килограмм мяса возможно купить 12 кг зерна. Сегодня цена реализации по стране — 100–101 рубль за килограмм, зерно — по 12 рублей за килограмм. Выводы очевидны.
В перспективе многое зависит от посевной и от будущего урожая, тем более что животноводство "подросло". Только "Алтаймясопром" планирует потребление 25–26 тыс. тонн зерна за год. На 2014 год, по нашим прогнозам, этот показатель составит 60–70 тыс. тонн.