Красноярский край приманит бизнес льготами
В Красноярском крае могут изменить методику предоставления и оценки налоговых льгот — с таким предложением вышла Счетная палата. Таким образом в правительстве рассчитывают сделать регион более инвестиционно привлекательным и вытянуть провальные отрасли из кризиса.
С предложениями о пересмотре системы предоставления льгот 6 февраля в ходе заседания комитета Заксобрания по бюджету и экономической политике выступила председатель краевой Счетной палаты Татьяна Давыденко. По ее словам, аудиторы ведомства провели анализ эффективности льгот, предоставленных на региональном уровне по налогам на прибыль и имущество организаций. И сделали вывод, что
система предоставления льгот устарела, а кроме того, не соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем «введение льгот является одним из самых эффективных средств влияния на инвестиционную привлекательность региона», и «сейчас за инвестиционные потоки начинают биться все субъекты федерации», полагают чиновники.
«В крае должна быть изменена система предоставления льгот — для того, чтобы он стал еще более привлекательным для инвесторов», — сказала Давыденко.
Сейчас, по ее словам, в крае за предоставление льгот отвечают сразу два ведомства — минэкономики и минфин.
«Когда мы сравнили их полномочия, то увидели, что ни одно из министерств не несет полную ответственность за принятие решений и контроль за предоставлением этих льгот. Мы предлагаем объединить полномочия и передать их в минэкономики, и там с нами полностью согласны. Потому что сейчас функции оценки и контроля сейчас, к сожалению, разрознены», — сообщила Давыденко.
В качестве примера для подражания она привела Башкирию, где, по ее словам, инвесторам, желающим вложиться в сельское хозяйство, предлагают полное освобождение от налогов на 3 года.
«Мы проанализировали систему сельского хозяйства в крае. Из бюджета региона мы
в различных субвенциях, субсидиях отдаем сельхозпредприятиям 2,268 млрд руб., а налогов они нам платят 1,178 млрд.
Может, пойти другим путем? Предоставляя льготу, мы должны заключать соглашение с четко прописанными показателями, которые мы хотим видеть у этих предприятий, и жестко контролировать эти цифры. Надо хорошо понимать, какие виды деятельности и отрасли требуют освобождения от налогов — сельское хозяйство, лесники, авиация. А не предоставлять льготы хаотично, как мы сейчас застраиваем Красноярск — там, там, и там. Давайте пропишем приоритеты», — призвала Давыденко.
Депутаты предложение о пересмотре методики оценки и предоставления льгот в целом одобрили и подтвердили, что в текущем виде система неэффективна.
Так, по данным депутата Павла Семизорова, объем потерь доходов бюджета края в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций за период 2009—2011 годов составил 6,85 млрд рублей.
Однако парламентарии усомнились в необходимости освобождения от налогов целых отраслей.
«Представьте — полностью поменяем налоги для сельского хозяйства. Ведущие хозяйства будут развивать производство и наращивать объемы. Но все ли будут этим заниматься? Или просто получат дополнительные собственные источники, не развивая производство? Большинство же так и будет делать. Поэтому по тем отраслям экономики, которые мы хотим поднять на качественно новый уровень, нужны условия предоставления льготы — без условий льгота предоставляться не может», — отметил депутат Валерий Семенов.
Замминистра экономики Светлана Симонова усомнилась, что налоговая политика — это важнейший способ привлечения инвесторов.
«Тема создания благоприятного инвестклимата актуальна. Но механизмы его создания — это тарифы на энергетику, развитие дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Налоговая политика тоже входит в состав этих мероприятий, но по объемам финансирования при создании благоприятного климата налоговая политика — это не краеугольный камень. Не нужно превозносить этот механизм и ставить его на первое место», — сказала Симонова.
По итогам обсуждения депутаты рекомендовали правительству
пересмотреть методику оценки предоставленных льгот и передать контрольные полномочия в предоставлении льгот одному органу.