Концепция самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Федеральной налоговой службой утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N MM-3-06/333) с целью предупреждения налоговых правонарушений и побуждения налогоплательщиков добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.
Концепция содержит критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Общее количество критериев – 12.
Одним из самых показательных критериев является уровень налоговой нагрузки, который отражает реализацию налогоплательщиком своего, так называемого налогового потенциала.
В общем виде формула расчета налоговой нагрузки выглядит следующим образом:
Сумма начисленных налогов
Налоговая нагрузка = -------------------------------------------- Х 100, где
Доход
«Сумма начисленных налогов» - складывается из суммы начисленных за соответствующий год налогов (без учета сумм налогов, уплачиваемых налогоплательщиком в качестве налогового агента) по данным представленных налоговых деклараций.
«Доход» складывается из показателей «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)», «Прочие доходы», «Проценты к получению», Формы №2 бухгалтерской отчетности, «Отчет о прибылях и убытках» за год.
Полученный таким образом показатель налогоплательщику нужно сравнить с максимальным уровнем налоговой нагрузки по конкретному виду деятельности за проверяемый период (показатели максимальной налоговой нагрузки по Санкт-Петербургу размещены на сайте Управления ФНС по СПб).
Если уровень налоговой нагрузки налогоплательщика ниже максимального – это значит, что возможно бизнес ведется с риском совершения налогового правонарушения, и в этом случае необходимо:
· Установить и проанализировать причины, повлиявшие на низкий уровень налоговой нагрузки;
· Устранить выявленные нарушения;
· Самостоятельно уточнить налоговые обязательства посредством преставления уточненных налоговых деклараций.
Данный анализ дает возможность налогоплательщикам самостоятельно оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов.
В случае подачи уточненной (при условии, что до даты подачи декларации налогоплательщиком была произведена доплата налога и соответствующих пени), к налоговой ответственности налогоплательщик не привлекается.