Владимир Путин провёл первое заседание Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России
В своем вступительном слове Президент отметил, что нет необходимости доказывать значимость модернизации для успешного развития России. Ведь это рефреном проходит по всем документам, на всех наших совещаниях: это действительно генеральный путь развития нашей экономики, укрепления её позиций в глобальной экономике, создания условий для самореализации граждан.
Скорость инновационной активности в мире постоянно возрастает. Этот процесс охватывает всё большее количество стран. Уже не действуют старые принципы, когда технологии вчерашнего дня активно использовались в развивающихся государствах. Все быстрорастущие страны делают упор на развитие отраслей, находящихся, что называется, на технологической передовой, – такие, которые нацелены на прорыв.
Для России важен такой подход и для диверсификации экспорта, и для сохранения своего внутреннего рынка, укрепления позиций на внутреннем рынке, и для укрепления на нём позиций отечественных компаний.
Очевидно, что только через модернизацию экономики и развитие инновационных отраслей России сможет полностью реализовать свой потенциал в области образования и науки. Преобразовать эти направления из так называемой «социалки» в производственные отрасли, добиться, чтобы здесь создавались значительная добавленная стоимость и качественные рабочие места.
По мнению многих специалистов, именно новым технологиям будет принадлежать ведущая роль в преодолении стагнации и нестабильности всей глобальной экономики. История показывает, что выход из такого продолжительного и глубокого кризиса, который сейчас многие страны переживают, обычно сопровождается сменой технологического уклада, технологической парадигмы, появлением новых секторов-лидеров или передовых технологий в уже существующих отраслях. Параллельно происходит и смена стран-лидеров: получают преимущество те, кто смог обуздать новую технологическую волну.
На решение этих задач должна быть направлена работа Совета, которая будет вестись сразу по нескольким направлениям.
Владимир Путин поставил перед Советом несколько задач:
Во-первых, продолжим совершенствование институтов, создание комплексной среды для модернизации, инновационной деятельности и коммерциализации инноваций.
Во-вторых, будем вырабатывать планы наших действий в конкретных секторах экономики, при этом уделять особое внимание био- и нанотехнологиям, современным материалам, медицине будущего, энергосбережению, информационным, космическим, ядерным технологиям, эффективным технологиям добычи и переработки углеводородов и другого сырья.
Определённые шаги по этим направлениям уже сделаны в предыдущее время.
Первое. Создана целая система институтов развития: Российская венчурная компания, Роснано, Российский фонд технологического развития, Сколково, ВЭБ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Эта система нацелена на создание инновационного лифта. Он позволяет обеспечивать весь инвестиционный цикл, привлекать для инновационных проектов капиталы разных уровней: от стартового до портфельных и стратегических.
«Нет необходимости доказывать значимость модернизации для успешного развития России. Это генеральный путь развития нашей экономики, укрепления её позиций в глобальной экономике, создания условий для самореализации наших граждан», - отметил глава государства.
Второе. Введены новые инструменты инновационной политики. Собственно говоря, здесь, может быть, новизны и не так много в целом, но для нас это новые всё-таки инструменты, имеются в виду налоговые льготы: налоговые льготы для инновационных компаний, возможность создавать малые инновационные предприятия при вузах и НИИ. Кстати говоря, уже таких предприятий работает свыше тысячи – почти 2 тысячи: 1 тысяча 715 новых инновационных предприятий.
Льготная ставка страховых взносов тоже существенная – 14%, серьёзно отличается от других.
Уже действуют площадки, так называемые технологические платформы – для координации деятельности бизнеса, образовательных, научных учреждений и госструктур.
Утверждено 30 таких технологических платформ. Сегодня наиболее активно действует медицинская платформа, медицина будущего, но и по остальным нужно разворачиваться.
Третье. Нашими крупными госкомпаниями разработаны программы инновационного развития, где предусмотрены их обязательства по увеличению затрат на науку, усилению кооперации с вузами. Сейчас важно обеспечить реализацию таких программ.
Четвёртое. Мы сумели вовлечь в изобретательскую и внедренческую деятельность значительное число учёных и предпринимателей. Создано 115 центров трансфера технологий, 177 бизнес-инкубаторов, отобраны 25 инновационных территориальных кластеров, в которых при государственной поддержке будут реализованы программы развития. Вузы, институты Российской академии наук создают собственные центры инноваций, в том числе с участием иностранных корпораций.
Наряду с совершенствованием институциональной среды государство поддерживало точечные инновационные проекты в рамках пяти приоритетных направлений технологического развития. В общей сложности это 37 проектов, на финансирование которых из федерального бюджета в период 2010–2012 годов выделено около 100 миллиардов рублей.
Конечно, в сфере инноваций нельзя ожидать моментальной отдачи, никто этого и не ждёт. Но важно не терять набранных темпов и активно продолжать работу, вектор нужно сохранять.
Сегодня мы проанализируем, как идёт в России развитие одного из направлений, которое в других странах стало мощным катализатором технологической революции. Речь идёт об индустрии композиционных материалов. Они востребованы практически везде: от бытового строительства, жилищного строительства до производства военной техники.
Без развития этого сектора есть риск потерять конкурентоспособность многих отраслей. Это именно то направление, где можно значительно продвинуться вперёд.
Вместе с тем российская композитная отрасль всё ещё проходит становление, и здесь предстоит решить немало проблем. Она проходит этап становления, но после развала советской композитной отрасли, потому что в советские времена, хоть это и было начало деятельности по этому направлению, СССР занимала одно из ведущих мест в мире после США и Японии. На долю России сейчас приходится 0,3–0,5% на рынке. Просто удивительно, как это всё быстро было растащено и развалилось. У нас недостаточно отечественного оборудования для производства композитов, современных полигонов для их испытаний. А нормативная база по стандартам таких материалов требует существенной доработки.
Кроме того, нужно создавать межотраслевые инжиниринговые центры, готовить специалистов для этой сферы. И государство могло бы стимулировать спрос на эти материалы.
Более того, без стимулирования спроса частные компании в эту отрасль просто не придут, все будут ковыряться в нефти, газе и металлах, пойдут туда, где прибыль приличная. Без стимулирования со стороны государства в эту отрасль не придут, а чисто государственное финансирование – его всегда будет недостаточно – нужно в том числе через широкое использование контрактов жизненного цикла. Предлагаю обсудить, какие меры нам нужно предпринять для развития этой отрасли – как ближайшие, так и на перспективу.
Второй вопрос нашей повестки – это коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности.
Заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы формируются в основном государством, и права на результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за Российской Федерацией. В общем и целом, казалось бы, справедливо.
В подавляющем большинстве случаев эти результаты, к сожалению, пылятся на полке и не запускаются в хозяйственный оборот. На их основе могли бы быть созданы современные продукты и технологии, открыты новые рабочие места, расширена налоговая база. Но государство, потратив значительные средства, получает лишь прямые издержки и формальные отчёты о проделанной работе. Как следствие, на предприятиях отсутствуют стимулы для изобретательской и рационализаторской работы, понижается качество патентно-лицензионной деятельности, на ряде предприятий подразделения, обеспечивающие эту деятельность, полностью ликвидированы.
Действующая правовая база не обеспечивает единства подходов в решении задач учёта и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности; научные организации и предприятия слабо заинтересованы в постановке их на бухгалтерский учёт. Государственными заказчиками практически не проводится инвентаризация и стоимостная оценка результатов интеллектуальной деятельности, в том числе при ликвидации, реорганизации и приватизации госпредприятий.
Отсутствуют стимулы для авторов результатов интеллектуальной деятельности выводить их в публичное пространство. Они чаще обеспечивают регистрацию по формальным причинам: отчёт перед заказчиком или патент для защиты очередной диссертации.
К примеру, в одном из технических вузов, который является лидером по патентованию, на 1500 патентов приходится только 7 лицензионных продаж. Абсолютное большинство прав на результаты интеллектуальной деятельности сегодня не закрепляются вообще: ни открытым способом – через патентование, ни закрытым – через ноу-хау, в режиме коммерческой тайны.
Всё это негативно влияет на инвестиционную привлекательность предприятий, сдерживает развитие инновационных процессов в промышленности и способствует нелегальному уходу научно-технической продукции в другие страны.
Поэтому перечень случаев закрепления за государством прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности вполне может быть сокращён. Кроме того, для стимулирования использования этих результатов не следует ограничиваться только госконтрактом – нужно активнее применять другие механизмы финансирования.
Во всём мире наиболее распространённой формой являются гранты. В нашей стране они ещё не нашли широкого применения.
«Мы должны принять законодательные и организационные решения, которые бы способствовали активному использованию грантов. Необходимо также законодательно обеспечить передачу прав государства на результаты интеллектуальной деятельности и передать их заинтересованным организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам. Речь, разумеется, идёт о тех правах, которые не связаны с обороной и безопасностью страны. Здесь не нужно сидеть как собака на сене. Результатов нет или, так скажем, они очень скромны», - подчеркнул Владимир Путин.
Словом, нужно восполнить все имеющиеся в законодательстве пробелы, касающиеся учёта, закрепления и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности. В итоге - создать такую систему защиты интеллектуальной собственности, которая была бы привлекательной для инвесторов.
Конечно, для изменения структуры экономики, для опережающего развития несырьевого высокотехнологичного бизнеса нам нужна качественно другая инвестиционная, предпринимательская среда. «Мы должны войти в двадцатку стран мира с наиболее комфортным деловым климатом. На днях был опубликован очередной рейтинг Всемирного банка по условиям ведения бизнеса: Россия поднялась на восемь позиций – со 120-го на 112-е место. Пока невесть что, но всё-таки это тренд положительный, надо его закреплять», - заявил президент.
По его словам, особенно внушительно положительное движение по таким позициям, как «удобство налогового администрирования» и «условия для начала бизнеса». Что касается удобства налогового администрирования, мы даже обошли такие страны, как Соединённые Штаты Америки. Отмечу, что в новом рейтинге ещё не учтены результаты работы по «дорожным картам», направленным на улучшение инвестклимата.
Прогресс, достигнутый по отдельным направлениям, показывает, что задача качественного улучшения деловой среды вполне выполнима. Главное – действовать комплексно и последовательно.
Раньше, ещё в прежние времена, было такое почётное звание – «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». Сегодня будет подписан Указ, который вернёт это почётное звание. Надеюсь, что это тоже будет дополнительным моральным стимулом для работы на направлении, которое мы сегодня будем рассматривать.