Бизнес уполномочен заявить, или зачем предпринимателям свой омбудсмен
Дискуссия, развернувшаяся вокруг позиции уполномоченного по защите прав предпринимателей, хороша уже тем, что вышла за границы бизнес-сообщества. Она ведется в рамках специально созданной рабочей группы при Минэкономразвития, выливается на страницы печатных и электронных изданий. И при таком уровне и широте обсуждения результат может получиться очень хорошим. Собственно, на этом уже можно было бы поставить точку. Но прямой путь между двумя точками (в данном случае между поддержкой Владимиром Путиным этой инициативы и ее реализацией) является кратчайшим расстоянием только с точки зрения точных наук. На практике принятие принципиальных решений — это всегда столкновение. Столкновение трактовок, разных подходов к определению задач и инструментария. При этом важность уполномоченного для бизнеса никем не умаляется. Напротив, хор тех, кто «за», только усиливается. И наиболее сильный импульс идет сейчас из регионов. Про разницу подходов поясню отдельно. Я не буду касаться методологии избрания самой фигуры уполномоченного. При всей важности этого момента, важнее все-таки не «кто», а «что» — принципы, миссия, практические задачи и, разумеется, полномочия. Здесь единодушия между всеми участниками процесса не может быть по определению. Малый предприниматель, чья деятельность приостановлена решением суда, успешный средний бизнес, павший жертвой рейдерского захвата, крупная компания, кому мешают происки конкурентов, — все это отражение неоднородного предпринимательского сообщества. Но все-таки малому бизнесу защита нужнее. Для уполномоченного, которого сегодня многие называют модным словом «омбудсмен», важно помогать тем, кто стал жертвой произвола чиновников, кому не смогла помочь судебная система, кто не может преодолеть тиски коррупционного беспредела. Поэтому отличительным качеством уполномоченного должна стать оперативность.
По мнению Владимира Путина, которое он высказал в одной из своих программных статей, уполномоченный должен получить право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы власти, приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда. Колоссальные полномочия. И как отличаются они от того, чем занимается, например, омбудсмен в США: выявлением тенденций в сфере предпринимательства, их анализом и формированием доклада главе государства. О защите конкретных предприятий там речь не ведется, ведь в США малый и средний бизнес — это «священная корова», на которую молится правительство, а крупные корпорации защищают себя сами. Но для нас, напротив, важнее конкретные спасенные предприятия, любое из которых имеет ценность для национальной экономики, для решения социальных задач. Да, возможно, однажды придет день, когда мы поймем, что защита бизнеса выстроена и стала системой, что предпринимательство более не нуждается в ручном регулировании со стороны омбудсмена, но сейчас такое вмешательство, такая борьба за судьбы предприятий, компаний и бизнесов жизненно необходима. Вот почему важно в кратчайшие сроки определиться с теми принципами, на которых создается позиция уполномоченного. Необходимо правильно «спроектировать» конструкцию и отладить механизмы работы. Минэкономразвития предлагает вариант, при котором уполномоченный — это позиция в правительстве. Это раз. Это позиция вице-премьера, назначаемого президентом по представлению председателя правительства. Это два. Аппарат уполномоченного формируется на базе аппарата правительства. Это три.
А экс-президент Дмитрий Медведев предполагает, что защита предпринимателей — дело для специальных прокуроров. Перечисленные подходы — весьма разумные, способные обеспечить широту полномочий в сфере защиты предпринимателей. К тому же реализовать оба варианта не так уж и сложно, не требует много времени и значительного вложения бюджетных средств. Несколько лет назад понимание простого факта, что чиновничество не может реформировать себя само, породило административную реформу, в которую включились лучшие экспертные и общественные силы страны. И сделано действительно много. Скептикам, которые уверены, что проблемы бизнеса невозможно решать, отвечу простым примером. Позиции уполномоченного по защите прав предпринимателей уже действуют в нескольких регионах. Пионером является Ульяновск. Тамошний уполномоченный — общественник, но его деятельность активно поддерживает губернатор. При этом для эффективного и оперативного решения вопросов защиты предпринимателей областной закон наделил уполномоченного правами вице-премьера регионального правительства. Есть и другие примеры, когда в регионах на позицию омбудсмена пропихивают чиновников — бывших и действующих, из которых уполномоченные по защите прав бизнеса могут получиться лишь после идейной «перековки». Например, такая ситуация происходит в Пензенской области, где пытаются провести на должность уполномоченного бывшего высокопоставленного сотрудника УБЭПа. Спросите у предпринимателей, нужны им такие защитники? Уверен, ответят — нет.