Санкт-Петербург – лидер в темпах открытия МФЦ
«Главная цель всей нашей общей работы – создать сервисное государство. Для этого мы должны снизить административное давление на бизнес и повысить качество государственных услуг для граждан и бизнеса»,- подчеркнула в своем выступлении 22 марта Министр Эльвира Набиуллина на ежегодной международной конференции «Развитие государственного управления в России».
Доклад на тему «Итоги реализации федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию государственного управления в 2008-2011 годах» Эльвира Набиуллина начала с темы государственных услуг.
- Согласно исследованиям, 53% граждан Российской Федерации за последние два года, как минимум, один раз получали государственную или муниципальную услугу. Прежде всего, это услуги налоговой службы, миграционной службы, ГИБДД, Пенсионного фонда, органов ЗАГС.
Стоящие перед нами задачи могут быть выражены совершенно конкретными целевыми показателями, которых мы должны достичь в ближайшие два года:
- Снижение количества обращений в ведомство для получения госуслуги должно сократиться для граждан с 2 до 1, а для предпринимателей с 8 до 2;
- Сокращение времени ожидания в очереди с 55 до 15 минут;
- Предоставление услуг строго в нормативно установленные сроки (сейчас превышает почти вдвое).
Работа по повышению качества госуслуг идет давно. И ситуация постепенно меняется. По данным исследований 5-6 летней давности 14% граждан оценивали качество услуг как приемлемое, а уже в 2011 году 74,6% опрошенных социологами характеризуют качество услуг как «хорошее и очень хорошее».
В базовых, для сферы государственных услуг, документах - в Концепции снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг и Законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», - определены основные направления нашей работы:
- установление конкретных и проверяемых обязательств государственных и муниципальных органов перед гражданами в области качества предоставляемых услуг – это стандарты и административные регламенты;
- упрощение административных процессов и организация межведомственного взаимодействия, исключающего лишние процедуры для граждан и бизнеса;
- развитие новых «интерфейсов» взаимодействия граждан и органов власти (в первую очередь, через многофункциональные центры и Интернет-порталы госуслуг);
- установление системы ответственности должностных лиц за неисполнение порядка предоставления услуг.
Нельзя говорить о качестве государственных и муниципальных услуг без их стандартизации.
Стандарты – это, с одной стороны, установление адекватных, удобных для потребителей параметров: сроков предоставления услуг, исчерпывающего перечня требуемых документов, ограничения оснований для отказа. Стандарты должны ограничивать и предельное время ожидания в очереди, и устанавливать требования к комфортности получения госуслуг.
С другой стороны, стандартизация позволяет ликвидировать противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранить дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизировать соответствующие административные процессы. В этом смысле стандартизация – это первый и необходимый шаг для перевода государственных услуг, в том числе и в электронный вид.
Так, в 2010 году Минэкономразвития провело полную инвентаризацию государственных услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными ведомствами. Результаты этой работы были оформлены в реестр, который лег в основу Интернет-портала государственных услуг. Мы продолжаем ведение реестра, сейчас он насчитывает 665 государственных услуг и 176 контрольных и надзорных функций федерального уровня. Кроме того, в информационную систему реестра включены 14,1 тыс. услуг регионального и 31,5 услуг муниципального уровня.
Регламентация государственных услуг должна быть завершена до 31 июля 2012 года. Сейчас на федеральном уровне утверждено около 550 административных регламентов, на региональном – более 9000 и на местном – свыше 15000.
В дальнейшем мы планируем от регламентации одиночных услуг перейти к регламентации комплекса государственных и муниципальных услуг, охватывающих целую сферу жизненных интересов граждан – так называемых «жизненных ситуаций» – «дача», «автомобиль», «рождение ребенка» и так далее.
Но регламенты не будут работать, если не будет действенных механизмов контроля за их соблюдением и ответственности чиновников за нарушения.
Именно поэтому с декабря 2011 года законодательно был закреплен важнейший механизм досудебного обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, а также введена ответственность чиновников за несоблюдение порядка и сроков предоставления услуг. Законом закреплен особый статус такой жалобы и сокращенные сроки ее рассмотрения.
Сведения о поступивших жалобах и о результатах их рассмотрения будут попадать в информационную систему, к которой также будут подключены органы прокуратуры.
Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников многофункциональных центров за несоблюдение порядка предоставления услуги (от 3 до 10 тысяч рублей) и в особенности за нарушения порядка рассмотрения жалоб (от 20 до 30 тысяч рублей).
В ближайшее время механизмы досудебного обжалования необходимо внедрить на всех уровнях публичной власти.
С регламентацией госуслуг тесно связан важнейший проект 2011 года – создание системы электронного межведомственного взаимодействия.
На протяжении долгих лет каждое ведомство было своеобразным «государством в государстве». Создавая собственные базы данных, ведомства не ставили перед собой задачу обмениваться имеющейся информацией. И, соответственно, бремя передачи информации от одного органа власти другому ложилось на граждан.
В прошлом году в закон о госуслугах была внесена очень короткая и очень важная поправка. Это запрет требовать от граждан уже имеющуюся в распоряжении ведомств и организаций информацию.
В результате была создана юридически значимая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), при помощи которой ведомства самостоятельно обмениваются документами и сведениями. Проведенный реинжиниринг административных процессов позволил с 1 октября 2011 года перейти на электронное взаимодействие всем федеральным ведомствам. Теперь при оказании 377 услуг чиновники не могут требовать с граждан имеющиеся в распоряжении федеральных ведомств документы и информацию – они обязаны запрашивать ее самостоятельно по межведомственным каналам. Всего 766 документов не подлежат истребованию с заявителя и должны запрашиваться ведомствами самостоятельно по межведомственным каналам. Более того, в ходе подготовки обеспечения перехода на межведомственное взаимодействие было выявлено 264 избыточных документа.
В период с 1 октября по 1 февраля 2012 года было направлено 6 миллионов межведомственных запросов – это означает, что, как минимум, столько же раз граждане не стояли в очередях, не тратили время и нервы на самостоятельное их получение.
К 1 июля этого года межведомственный режим будет распространен на предоставление всех региональных и муниципальных услуг.
Всего около 80 типовых региональных и около 20 типовых муниципальных услуг в каждом регионе будут предоставляться в новом режиме. На этой стадии в проекте задействованы более 27 тысяч органов власти. В дальнейшем, на межведомственное взаимодействие будут переведены контрольно-надзорные функции.
Информация о реализации перехода к электронному межведомственному взаимодействию находится в открытом доступе. На сайте информационного агентства «Интерфакс» есть специальный раздел «справки нет». Здесь регулярно публикуются результаты мониторинга Минэкономразвития России по переходу регионов на межведомственное взаимодействие. Там же можно узнать имена заместителей руководителей регионов, которые персонально отвечают за реализацию проекта в субъекте.
Другое крайне важное направление – создание современных, удобных для граждан «интерфейсов» получения государственных услуг.
Сейчас мы считаем успешным и перспективным опыт предоставления государственных услуг в режиме «одного окна», когда заявитель общается не с чиновником, а сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению госуслуг.
Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах по оказанию государственных услуг – МФЦ.
Сейчас в 62 субъектах Российской Федерации действуют 655 офисов МФЦ – в региональных столицах и райцентрах более крупные, в сельских и удаленных поселениях небольшие. Успешно применяется опыт мобильных офисов. 2011 год в этом смысле оказался «взрывным» - с января по декабрь было создано 489 офисов.
Регионы-лидеры в темпах открытия МФЦ:
- Ростовская область;
- Краснодарский край;
- г. Санкт-Петербург;
- Пензенская область;
- Ульяновская область;
- Ивановская область;
- Липецкая область;
- Волгоградская область;
- Челябинская область.
Важное отличие МФЦ от органа власти – клиентоориентированный подход не только в самом процессе оказания госуслуг, но и в организации среды работы с посетителями. Я говорю о тривиальных, но очень важных для оценки качества услуг гражданами, вещах: электронная очередь, места для ожидания и заполнения бумаг, наличие консультантов, помогающих оформить документы, оборудование для лиц с ограниченными возможностями. МФЦ – это реально новый уровень стандартов в работе. Достаточно сказать, что сейчас время ожидания в очереди в МФЦ – рекордное среди всех способов получения госуслуг – не более 15 минут.
В декабре 2011 года законодательно установлено, что многофункциональный центр является полноправным участником межведомственного взаимодействия, то есть имеет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения.
В ближайшей перспективе возможность получение услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах, в том числе через существующую инфраструктуру (отделения почты, банков, библиотеки, иногда - местные администрации), с тем, чтобы эта услуга была в шаговой доступности.
Еще одним важным направлением является переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде.
Получатели услуг должны иметь возможность через Интернет подать необходимые документы в электронном виде. И такое заявление должно иметь такой же статус, как бумажный документ. Такой формат позволяет исключить значимый коррупционный фактор – личное общение чиновника и заявителя.
Весь ход предоставления услуг будет открыт для проверок органами прокуратуры и иным заинтересованным лицам, что также снижает риск нарушений.
Процесс перехода к предоставлению госуслуг в электронном виде соответствует мировым тенденциям. Например, в США услуги предоставляются с использованием специального портала; в Эстонии для идентификации гражданина при предоставлении услуг через Интернет и при личной явке используется специальная электронная карточка – идентификатор сведений о личности в государственных базах.
Предоставление госуслуг в электронном виде невозможно без соответствующего электронного ключа-идентификатора. Таким ключом должна стать универсальная электронная карта.
Весь перевод услуг в электронный вид требовал принятия ряда решений. Нам пришлось внести изменения в более чем 100 федеральных законов. Потому что до этого законодательство было настроено на то, что у нас основное – это «бумажный» документооборот. Минкомсвязь России сформировало инфраструктуру обмена данными между ведомствами. В 2009 году Правительством были определены приоритетные федеральные услуги, региональных и муниципальных услуг, которые форсированно переводились в электронный вид.
Эти усилия уже привели к тому, что в рейтинге ООН по реализации электронного правительства Россия поднялась сразу на 32 позиции – с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия занимает третье место после США и Японии.
Важнейшей частью реформирования государственного является снижение административных барьеров. Это один из основных факторов улучшения инвестиционного климата.
Я хочу остановиться на ряде системных мер по борьбе с административными барьерами.
Как известно, «регуляторная» деятельность государства, с которой сталкивается бизнес, сводится либо к выдаче разнообразных разрешений, лицензий, заключений, регистраций, либо к проверкам со стороны контрольно-надзорных органов.
Проблемы, связанные с первым «разрешительным» направлением взаимодействия с государством, получили общепринятое название «административные барьеры», а негативные явления в рамках второго «контрольного» направления ассоциируются с выражениями типа «кошмарить бизнес».
За последние 4 года была проделана большая работа по изменению нормативной базы и внедрение ее на практике.
Был введен правовой институт уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Если в 2008 году порядок предоставления уведомлений о начале бизнеса действовал для 10 видов предпринимательской деятельности, то в 2012 году – для 30. Рост уведомлений – с 14 тысяч в 2009 году до более чем 60 тысяч в 2011.
Была модернизирована вся система государственного контроля и надзора и муниципального контроля. Реформа затронула процессы осуществления проверок, их планирования, определила важные базовые принципы государственного контроля в Российской Федерации.
В результате в 2011 году по сравнению с 2010 годом общее количество проверок уменьшилось на 6,5 %, что в абсолютной величине составляет 150 тысяч проверок. Лучше становится и само их качество – если в 2010 году недействительными были признаны более 8 тысяч проверок, то в 2011 году – менее 5 тысяч.
Также впервые был введен элемент публичности проверок – согласованные с прокуратурой планы проверок на год публикуются в открытом доступе.
Установлено, что плановый контроль (надзор) может осуществляться не более одного раза в три года, за исключением отдельных изъятий в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, образования и некоторых других. Установлены исключительные основания для проведения внеплановых проверок – в основном в аварийных ситуациях при возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды.
Во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов и поднадзорных организаций появилась независимая третья сторона – органы прокуратуры, согласовывающие внеплановые выездные проверки.
В ближайшем будущем необходимо инвентаризировать региональные и муниципальные контрольно-надзорные полномочия.
Система лицензирования также претерпела серьезные изменения. Мы сократили искусственное дробление видов деятельности, которое приводило к необходимости получения множества лицензий. Установлено бессрочное действие лицензии. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Перечень лицензируемых видов деятельности сокращен с 89 по данным на 1 января 2009 года до 49. Кроме того, унифицирована процедура лицензионного контроля.
Еще одно важное направление по административным барьерам это работа с конкретными отраслями, с отраслевыми особенностями контроля и надзора.
Правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены 18 отраслевых планов.
Мониторинг выполнения мероприятий из утвержденных планов проводит Минэкономразвития России и ежемесячные отчеты о выполнении публикуются на сайте административной реформы www.ar.gov.ru.
Практика показывает, что не все даже принятые решения в полной мере реализуются. Например, до сих пор можно столкнуться с ситуацией, когда в совершенно разных ведомствах могут потребовать, чтобы в паспорте или свидетельстве о рождении ребёнка стоял штамп о наличии у ребенка гражданства Российской Федерации. А это уже почти год как не обязательно.
В завершение мне хотелось бы сказать об очень важном инструменте, который позволяет не допустить создания новых административных барьеров, избежать серьезных ошибок госрегулирования, - Оценке регулирующего воздействия.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – это институт экспертизы проектов нормативных актов с привлечением бизнеса и экспертов. Это механизм расчета конкретных эффектов от нормотворческой инициативы. Сегодня ОРВ распространяется на акты, регулирующие отношения в области контроля и надзора, установления обязательных требования к продукции, работам и услугам, оценки соответствия и безопасности процессов производства.
За полтора года Минэкономразвития России подготовило более 900 заключений об оценке регулирующего воздействия. Примерно в трети случаев такие заключения носят отрицательный характер. При этом доля подготовленных отрицательных заключений, составлявшая в первые полгода деятельности порядка 50%, в 2011 году заметно снижалась и составила 31% к концу 2011 года, что позволяет сделать вывод о том, что введение института ОРВ повлияло на работу по подготовке нормативных актов внутри ведомств.
Сфера применения механизмов ОРВ расширяется. В ближайшее время будет введена экспертиза отдельных категорий действующих актов на предмет выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.