Заместитель Руководителя ФНС России С.А. Аракелов в интервью «Российской Бизнес-газете» рассказал о новой концепции развития досудебного урегулирования
Федеральная налоговая служба выработала новую концепцию развития и дальнейшего совершенствования методов досудебного урегулирования споров. О грядущих изменениях «Российской Бизнес-газете» рассказал заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов.
Одним из предлагаемых ФНС России изменений является введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Также Службой предлагается изменить срок на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца, – это позволит налогоплательщику более качественно и мотивированно подготовить апелляционную жалобу.
Дополнительной гарантией устранения нарушенных прав и законных интересов для граждан и юридических лиц является увеличение срока подачи жалобы с трех месяцев до одного года. Важным при этом является, что срок для обращения в суд исчисляется с даты, когда лицо узнало о результатах рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
Служба предлагает ввести дополнительную возможность для налогоплательщиков обратиться с жалобой в ФНС России. Так, например, в случае несогласия с решением Управления по налогам и сборам по результатам рассмотрения жалобы, то при наличии достаточных оснований в течение одного месяца можно обратиться в ФНС России. Данный вид жалобы не является обязательным.
Таким образом, Службой предлагается реализовать двухуровневую систему обжалования. Это будет способствовать методологическому единообразию рассмотрения налоговых споров на территории всех субъектов Российской Федерации.
Предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера (за исключением решений о привлечении и об отказе в привлечении к налоговой ответственности), а также на действия и бездействия их должностных лиц – 15 дней. В настоящий момент этот срок составляет один месяц.
Все предложения учитывают выявленные пробелы и противоречия в правовом регулировании досудебного разрешения налоговых споров, предусматривают механизмы упрощения порядка рассмотрения налоговых споров. Предлагаемые изменения позволят расширить возможности налогоплательщиков по реализации права на защиту своих интересов, а также способствовать дальнейшему сокращению судебных споров с участием налоговых органов.
Заместитель Руководителя ФНС России обратил особое внимание, что сейчас благодаря качественной работе системы досудебного разрешения споров удалось снизить количество налоговых проверок, при этом повысив их качество. До суда стали доводиться только обоснованные решения, имеющие судебную перспективу.
Качественное рассмотрение жалоб, комплекс мер по устранению фактов вынесения необоснованных решений, признаваемых судами недействительными - все это не только помогло сократить налоговые споры и добиться высоких показателей в судебной работе, но и позволяет вырабатывать правовую определенность в применении норм налогового законодательства в целом по России, отметил С.А. Аракелов.
Он также привел статистику. По данным Налоговой службы, анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество жалоб ежегодно снижается в среднем на 10%. Ежегодно на 15-20% снижается количество налоговых споров. Эти показатели дают основание полагать, что обязательная досудебная процедура урегулирования налоговых споров является эффективным способом защиты налогоплательщиками своих прав и действенным механизмом повышения качества работы налоговых органов, подытожил С.А. Аракелов.
Полностью интервью с С.А. Аракеловым можно прочесть на сайте ФНС России в разделе «Пресса о ФНС» или на сайте «Российской газеты».