Красноярская мэрия втридорога купила детсад у наркомана
Со времени ухода Петра Пимашкова из мэрии Красноярска разразился первый крупный коррупционный скандал, связанный с деятельностью бывшей администрации города. Предметом разбирательств стала покупка мэрией здания под детский сад по завышенной в несколько раз цене.
ДЕЛА.ru пытались разобраться, как из бюджета города «увели» несколько десятков миллионов рублей, попутно выяснив пикантные подробности истории.
О возбуждении уголовного дела по факту приобретения мэрией по завышенной стоимости здания по ул. Аэровокзальной, 6а следственный комитет и прокуратура объявили накануне, 1 марта. Само же дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) было возбуждено 27 февраля.
По предварительной версии следствия, осенью 2010 г. «неустановленные лица с привлечением сотрудников администрации Красноярска» организовали проведение открытого аукциона на покупку здания на территории Советского или Центрального районов краевого центра под размещение в нем детского сада. Заявку на аукцион подало лишь ООО «СКИФ 2008», с которым в конце 2010 г. мэрия и заключила контракт на сумму более 53 млн руб.
Однако действительная рыночная стоимость приобретенного здания на тот момент была в разы ниже, что нанесло бюджету многомиллионный ущерб. При этом после покупки выяснилось, что здание находится в плачевном состоянии, и на его реконструкцию пришлось выделить еще 79 млн руб.
В итоге стоимость объекта превысила 130 млн руб. — это при том, что изначально в нем планировалось разместить всего 40 детей.
Покупка вместо суда
Как выяснили ДЕЛА.ru, мэрия имела возможность получить скандальное здание и задаром — отсудив его у «Красноярских авиалиний». Именно такой вывод следует из официальных ответов мэрии на запросы депутата горсовета Александра Глискова (имеются в распоряжении редакции).
Согласно этим документам в 1991 г. в городе функционировало 344 ДОУ, в том числе 245 ведомственных. Из них не передавались муниципалитету, а были оставлены в имуществе приватизируемых предприятий и в последующем перепрофилированы 54 детсада.
В приложенном списке этих объектов обнаружилось и здание по ул. Аэровокзальной, 6а — в качестве балансодержателя указано ОАО «Красноярские авиалинии». Согласно документу, этот детсад был закрыт в 1997 г. и с тех пор не использовался.
Из переписки администрации и депутата следует, что департамент социальной политики в 2010 г. направил перечень не переданных в муниципальную собственность ДОУ в прокуратуру с просьбой проверить законность их отчуждения и перепрофилирования.
В своем ответе на имя на тот момент вице-мэра Василия Куимова представители Енисейской транспортной прокуратуры удивляются включению в перечень объекта по ул. Аэровокзальной, 6а, поскольку, «согласно данным авиакомпании, указанный объект не принадлежит ОАО «Красноярские авиалинии».
В ответ департамент муниципального имущества шлет в прокуратуру письмо за подписью своего руководителя Евгения Кирилюка, в котором сказано, что «по состоянию на 1.04.1999 указанное здание находилось в ведомстве АО «Красноярские авиалинии», а «иной информацией департамент не располагает».
Таким образом, объект «повис в воздухе» — от него отказались и мэрия, и хозсубъект.
По мнению Глискова, администрации в этой ситуации нужно было побороться за объект и отстоять свои права на него в суде. «Надо было бороться, как сейчас администрация борется за объекты, которые по непонятным основаниям выбыли из муниципальной собственности. В документе прокуратура пишет, что «КрасЭйр» не подтверждает, что это их здание, — значит, надо было спорить и отсуживать его. Но решили отдать без боя», — сетует Глисков.
Хищения прикрывал новосибирский наркоман
А чуть позже, все в том же 2010 г., мэрия объявила аукцион на 53 млн руб. на покупку здания на территории Советского или Центрального районов краевого центра под размещение в нем детского сада. При этом, как отмечает замруководителя красноярского УФАС Олег Харченко, аукционная документация была составлена таким образом, что подходило под нее исключительно здание на Аэровокзальной, 6а. Оно по странному стечению обстоятельств за 2 месяца до торгов было куплено фирмой «СКИФ 2008» — за смешные 8,5 млн руб.
Отметим, что, по данным СКП, рыночная стоимость здания на тот момент была в разы выше — 26 млн, но она в любом случае и близко недотягивает до суммы контракта в 53 млн, заявленной мэрией. В итоге с фирмой «СКИФ 2008» как с единственным участником торгов администрация и заключила контракт. Сумма нанесенного бюджету ущерба, таким образом, целиком зависит от оценки реальной стоимости здания и варьируется от 26 до 47,5 млн руб.
Получив деньги, ООО через 2 недели после судьбоносной сделки оперативно перерегистрировалось во Владивостоке. Как выяснили правоохранительные органы, зарегистрирована фирма на наркомана, проживающего в Новосибирске, — по сути, на подставное лицо.
Самое интересное, что этим история с многострадальным зданием только началась. Харченко отмечает, что согласно договору город должен был получить после покупки ДОУ на 40 мест, готовое к приему детей.
На деле же вышло, что администрация получила полуразрушенный объект, по всем санитарным нормам и правилам для приема детей непригодный.
У здания 1959 г. постройки отсутствует даже необходимая для реконструкции проектная документация — у нее давно вышел 20-летний срок хранения, и она была уничтожена.
В итоге здание в течение года простаивало, а после в мэрии решили объект все-таки реконструировать. Чтобы хоть как-то оправдать раздувающуюся смету, решили увеличить вместимость детсада до 90 человек, надстроив мансардный этаж, для чего провели еще одни торги на 79 млн.
В настоящее время на объекте ведутся работы по реконструкции.
Кто виноват?
Следственный комитет в пресс-релизе о возбуждении уголовного дела обтекаемо сообщает, что скандальные торги на покупку детсада по завышенной цене организовали
«неустановленные лица с привлечением сотрудников администрации Красноярска».
Из формулировки следует, что чиновники мэрии в лучшем случае могут рассматриваться как пособники мошенников.
В УФАС Красноярского края проводят собственное расследование случившегося — с точки зрения нарушения федерального закона «О защите конкуренции». В настоящее время дело в отношении администрации Красноярска там переквалифицируют со ст. 16 — «Согласованные действия хозсубъекта и органа власти» — на ст. 15 – «Действия органа власти, ограничивающие конкуренцию». Из чего можно сделать вывод, что сговор чиновников с мошенниками там пока под вопросом.
Хотя, по словам Харченко, кто организовывал торги, известно хорошо: департамент муниципального заказа их проводил, департамент муниципального имущества обосновывал, департамент социальной политики инициировал бизнес-план.
Депутат Глисков прямым текстом говорит, что этот аукцион объявлялся под конкретного продавца. «Все понимали, что есть конкретный садик, он не используется, и надо его выкупить, чтобы продвинуться в вопросе детских садов», — сказал Глисков.
Ситуацию с покупкой детского сада ДЕЛА.ru прокомментировал и.о. главы города Эдхам Акбулатов, заявив, что заинтересован в скорейшем рассмотрении дела.