Кто кого: ВТО или российские станкостроители?
Что ждет производителей оборудования после вступления в ВТО
ВТО. Еще недавно многие относились к этим трем буквам спокойно. Так как мало кто из предпринимателей всерьез верил, что нас вскоре примут в эту организацию. Но внезапно все друг с другом договорились, и Россия вступила в ВТО. В связи с этим мы взяли на себя ряд обязательств. И эти обязательства многим не дают покоя, порой заставляя бизнес негодовать. В частности, не выражают особой радости по поводу вступления России в ВТО производители оборудования и станков. Что именно их пугает, мы и решили выяснить.
Из-за чего сыр-бор
Что в первую очередь раздражает производителей оборудования, так это снижение ввозных пошлин. В зависимости от типа оборудования, после вступления в ВТО они составят от нескольких процентов до нуля. Это значит, что вскоре к нам хлынет поток подешевевших импортных станков различного класса. И далеко не факт, что в условиях новой конкурентной борьбы россияне выживут. По крайней мере так считает ряд аналитиков, предрекающие потрясения в сфере российского машиностроения.
Кроме того, вступление в ВТО подразумевает, что о заградительных мерах можно забыть. То есть государство не сможет просто так ограничить доступ в Россию станков и другого оборудования, которое будет снижать продажи отечественных производителей.
Также вступление в ВТО обязывает нам привести внутренние тарифы на энергоносители в соответствие с внешнерыночными. В итоге производство отечественной продукции станет дороже. И это на фоне подешевевших из-за снижения пошлин иностранных станков. В первую очередь, китайских, которые итак не отличаются дороговизной.
Голос бизнеса
Чтобы не переливать из пустого в порожнее, мы решили напрямую спросить у производителей оборудования, что они думают по поводу вступления России в ВТО. Результат не утешительный. Большинство, услышав вопрос, тут же тихо ругались в сторону. После в неформальной беседе подчеркивали, что плюсов в этом не видят. Другие просто отказались давать комментарии.
Но и из тех компаний, которые согласились ответить на наши вопросы, поклонников ВТО не оказалось. Все они с большой опаской ждут того момента, когда Россия станет полноправным членом этой организации.
Инновационно-производственная компания (ИПК) «Промбиофит». Производит фасовочное, упаковочное оборудование:
«Основным результатом вступления в ВТО, как нам говорят, будет снижение ввозных пошлин. Это может повлечь за собой приток дешевого оборудования из Китая, аналогичного нашему. Но конкурировать с ним отечественным компаниям будет невозможно, по крайней мере по цене. Поэтому нам придется переориентироваться на выпуск комплектов оборудования и производств «под ключ» в том числе на основе китайской техники. То есть сделать больший уклон в сторону инжиниринга (комплектация производств, подбор и предпродажная подготовка оборудования, установка, монтаж, пуско-наладка и т.п.). Для создания такой продукции необходимы специальные знания по технологии, конкретным условиям производства и так далее.
Переориентация, как и любая перестройка, вероятнее всего, отрицательно повлияет на развитие компании. Положительным же моментом может стать вероятное упрощение процедуры экспорта. Это позволит нам предложить свои услуги за рубежом. В частности, в бывших союзных республиках, которые сейчас являются самостоятельными государствами-членами ВТО, странах Африки и Латинской Америки, с которыми у СССР были тесные контакты. Нечто аналогичное произошло при образовании таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. Сейчас мы довольно активно работаем с ними и надеемся на расширение контактов».
Компании ООО «Бакаут». Производитель деревообрабатывающего оборудования:
«Признаться честно, нам страшно. Ведь мы пытаемся конкурировать с европейским оборудованием. Но если снизятся пошлины, соответственно упадет и стоимость таких станков. А нам это не на руку. По нашим расчетам, станки с автоматикой, на которые распространяются пошлины, подешевеют до 150-200 тысяч. Это существенная цифра.
У нас все комплектующие европейские, мы общаемся с поставщиками из Италии и Германии, и пока они только повышают цены. То есть, у нас экономии в перспективе не предвидится. Поэтому будем как-то выкручиваться, либо поднимать цены. Надеемся, что все обойдет стороной. Но пока боимся».
Завод «Стройтехника». Производитель оборудования для выпуска тротуарной плитки и стройматериалов:
«На самом деле мы против присоединения! На бизнесе компании это отразится, скорее, отрицательно. Если говорить в целом о России, не думаем, что условия ведения бизнеса улучшаться. Хлынет поток хороших импортных товаров. Естественно, продукция российских предприятий уступает зарубежным аналогам по качеству. Конкуренция возрастет в разы, и наши компании будут в минусе».
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин уверен, что именно производители оборудования подвержены главному риску при вступлении России в ВТО. И прежде всего проблемы возникнут у машиностроителей, которые ориентируются на внутренний рынок.
В частности, по данным исследования Счетной Палаты России, проводившегося в конце 2010 года, вступление в ВТО может создать риски для ряда высокотехнологичных производств, чье развитие на данный момент опирается на государственную поддержку. В их числе – ВПК. Плана адаптации российской промышленности к этому изменению экономических условий в целом или хотя бы для ее наиболее чувствительных секторов по-прежнему нет.
«Вступление в ВТО должно проводиться, по крайней мере, параллельно с усилением бюджетной поддержки экономики, но ставка по-прежнему делается на свободный рынок, несмотря на то, что кризис показал значительные риски, связанные с его функционированием на данном этапе развития экономики и социальной сферы, - продолжает Александр Осин. - Впрочем, основные уступки для вступления в ВТО были сделаны в рамках либерализации экономики ещё в 1994-2006 годах и сейчас ситуация в производственном секторе страны уже отражает влияние этих уступок. В этой ситуации вступление в ВТО является позитивным сигналом, поскольку предполагает улучшение инвестиционного климата, повышение шансов на привлечение в экономику новых технологий».
Между тем, политики и приближенные к власти экономисты не склонны давать пессимистичных прогнозов. Они всячески подчеркивают, что перестройка экономика будет плавной, пройдет гладко и незаметно для отечественных компаний. Кроме того, инструменты для защиты и поддержки российских производителей останутся, так что поводов для паники нет.
Ну и еще один пример. По мнению ряда экономистов, основная причина страха перед ВТО – норма прибыли и рентабельность бизнеса. Если в Европе последний показатель на уровне 5-10 процентов считается вполне себе нормальным, то в России редкий предприниматель берется за столь малорентабельный бизнес.
Поэтому об одном негативном последствии для отечественных производителей оборудования после вступления в ВТО говорить можно с полной уверенностью. Это снижение нормы прибыли. Из чего, конечно, вытекает целый ряд последствий, но, в любом варианте, это не повод играть похоронный марш.
Иван Муравьев