Цена на сельхозпродукцию в крае опустилась до кризисного уровня
В СФО картина прямо противоположная. По данным НСЗ, только за прошедшую неделю пшеница в Сибири, в том числе и на Алтае, подешевела на 150 рублей. Ее цена варьируется от 3,7 до 4 тыс. рублей за тонну. Более серьезный обвал произошел на гречиху. Если в конце октября покупатели предлагали за тонну 20 тыс. рублей, то теперь не дают и половины этой суммы. Относительно стабильный рынок подсолнечника тоже не избежал потрясений. По словам Александра Гукова, руководителя крестьянского хозяйства в Ключевском районе, сейчас переработчики закупают семечки по 7–8 тыс. рублей за тонну, а в прошлом году — по 18 тыс. рублей. "Нас такая ситуация совсем не радует, — сообщил фермер. — Еще в период уборки крупнейшее в крае предприятие по выпуску масла "АгроСиб-Раздолье" установило низкие ценники. Его примеру последовали и другие заводы. Сейчас подсолнечник мы вынуждены продавать по себестоимости".
Цена на свеклу снизилась по сравнению с прошлым годом более чем на 20%. Как отмечают аграрии, падение могло оказаться еще более значительным. "В настоящий момент с сахарными заводами у нас имеются долгосрочные контракты, в которых прописано, что цена на свеклу непосредственно зависит от рыночной стоимости сахара, — пояснил Евгений Долгов, руководитель фермерского хозяйства в Ребрихинском районе. — Поэтому переработчики не могут, как раньше, диктовать кабальные условия".
По мнению, Александра Бедарева, гендиректора компании "Мельник", причиной такого снижения цен стал "чересчур положительный" продовольственный баланс. "Уже официально объявлено, что урожай в России составляет 96 млн. тонн. Плюс 20 млн. тонн зерна — переходящие остатки. Это очень высокий показатель, который не может не действовать на рынок. Не стоит забывать и про транспортный коллапс, который сложился на юге России. Сотни машин и железнодорожных вагонов стоят в многокилометровых очередях, чтобы выгрузить сельхозпродукцию в портах. В итоге у нас возникают проблемы с вывозом муки и зерна", — отметил г-н Бедарев.
Эксперт уверен: в настоящий момент в Алтайском крае предложение сельхозпродукции в разы превышает спрос. Отсюда включается объективный рыночный фактор, и цены идут вниз.
Александр Лукьянов, вице-губернатор Алтайского края, не видит в сложившейся ситуации ничего удивительного. "Сейчас идет планомерное насыщение рынка. Дорогими были первое зерно и первая гречиха. Но теперь урожай собран, и цена начинает варьировать", — сообщил чиновник.
Отмечает он и общесибирскую проблему перепроизводства. В текущем году практически все соседние регионы собрали внушительные объемы зерна. Красноярский край, к примеру, имея среднюю урожайность 26 цга, уже продает свою пшеницу III класса по 3,5–3,7 тыс. за тонну. В целом за свои пределы этот регион может вывезти до 2 млн. тонн зерна. Учитывая сравнительно низкую урожайность в Алтайском крае и высокие транспортные расходы, мы Красноярску уже не конкуренты.
Вытесняет алтайских производителей и Казахстан. Собрав серьезный урожай зерновых, республиканские производители начинают поставлять его в Сибирь. Так, по словам Александра Бедарева, казахстанские аграрии уже давно торгуют своим зерном в Омской области и других соседних регионах.
Не удивительно, что ситуация в сельском хозяйстве края постепенно накаляется. "В ноябре, как правило, многим надо рассчитываться по "коротким" кредитам и расплачиваться с работниками за уборочную, — сообщил Сергей Топчиев, директор "Панкрушихинского агропромснаба". — Как это делать в сложившейся ситуации, не знаю. Если ничего не изменится, придется отправить сотрудников в вынужденные отпуска".
О дальнейшей перспективе аграрии говорят неохотно. Если цена на подсолнечник еще может стабилизироваться (ее поддерживает спрос со стороны покупателей из Киргизии и Узбекистана), то стоимость пшеницы, скорее всего, останется низкой. И дело тут не только в транспортных проблемах или соотношении спроса-предложения. "Высокая цена на зерно и хлеб в период выборов никому не выгодна, — уверен Геннадий Снежко, фермер из Павловского района. — Поэтому не стоит ожидать, что государство сейчас бросится нам на помощь. А после выборов президента, когда крестьянство окажется уже ниже канализации, нам представят новую программу господдержки".