Инвестиции в России
Особенности инвестиций в российские инновационные проекты обсудили участники III Российского конгресса Private Equity, состоявшегося в конце октября. Его провели информационное агентство Cbonds и портал PREQVECA. Это мероприятие стало уже традиционным местом встречи представителей фондов Private Equity (частных инвестиций) и венчурных фондов, институциональных инвесторов, компаний реального сектора и инвестиционных банков, ведущих юридических и консалтинговых компаний.
Какова специфика рынка частных инвестиций в инновационные предприятия? Что настораживает отечественных и зарубежных инвесторов? Как себя чувствует сектор высоких технологий? Эти вопросы были в центре внимания участников конференции.
По мнению генерального директора Cbonds Сергея Лялина, если судить по количеству и объему фондов, созданных за первые 9 месяцев этого года, в России с частными инвестициями сложилась позитивная ситуация. Однако более детальный взгляд неизбежно выявляет ряд проблем.
Во-первых, растет доля госучастия в индустрии Private Equity. Другими словами, большая часть всех новых фондов связана в той или иной степени с какими-то государственными инициативами. Но пока не ясно, смогут ли государственные инициативы послужить локомотивом для этого сектора финансовых услуг.
Кроме того, в России в сфере Private Equity сегодня нет дефицита денег, но есть дефицит проектов. Российская экономика не создает новые интересные проекты, и все управляющие фондов Private Equity утверждают, что ситуация здесь близка к катастрофической. Наконец, процесс массового IPO российских компаний так и не заработал. Для большинства фондов выход остается лишь через продажу стратегическому инвестору.
Директор департамента программ и проектов «Российской венчурной компании» Андрей Введенский считает, что выходом может стать сближение Private Equity и венчурного финансирования с привлечением фондов Private Equity к технологическим проектам. Как пишет портал «Капитал страны», в секторе IP и телекоммуникаций практика частных инвестиций уже сложилась. Теперь необходимо распространить ее на биофармацевтический сектор, а также на проекты в области новых материалов и технологий и машиностроения.
Что касается государственного участия в инновационных проектах, то это, скорее, правило. Как отметили выступающие, в США, например, госинвестиции в компании Силиконовой долины в 1970 году составляли 4,5 млрд долларов, в 2009 году – 5 млрд долларов. Стабильное государство поддерживало это направление для того, чтобы Силиконовая долина сначала состоялась, а потом существовала. Частные инвестиции в проекты Силиконовой долины в 1970 году составили 100 млн долларов, в 2009 году – 32 млрд долларов.
Что касается российских IT-компаний, то им следует не ограничиваться российским рынком, а сразу думать о выходе на зарубежные рынки. Так, американский рынок IT-проектов составляет 45 % от общемирового объема продаж. Для сравнения: в России этот показатель составляет всего 1-3 % от мирового. Поэтому IT-компании зачастую невидимы для российских инвесторов. Кроме того, эти компании предпочитают не государственные вложения, а деньги частных инвесторов. Преимущества IT-сектора в России заключаются в том, что благодаря Интернету и мобильному рынку он становится весьма привлекательным и с учетом стран СНГ достигает более 200 млн реальных потребителей. Поэтому IT-компании с российскими корнями охотно покупают зарубежные инвесторы.
В России венчурные IT-проекты ориентированы, в основном, на Интернет, поскольку это наименее капиталоемкая сфера. И здесь недостатка в проектах нет. Часто венчурные проекты создаются самими венчурными компаниями. Они синтезируются с точки зрения того, какое направление может оказаться интересным.
В России наиболее интересен сектор инжиниринга, поскольку здесь доля потребления нашей страны на мировом рынке больше, чем в сфере IT, она составляет от 5 до 10 % от общемирового.
Однако в России нет технологий, в которые можно инвестировать. После распада СССР прекратился процесс накопления знаний, из которых рождаются инновации, исчезли отраслевые НИИ. Для решения этой проблемы можно открыть наш рынок для инновационных компаний Европы. Но для этого нужно, чтобы соответствующую политику проводило государство.
Другая проблема – нехватка кадров. В России сохранилось хорошее базовое образование, но нынешние выпускники вузов являются, по сути, недоучками и не готовы к работе на производстве. Их необходимо обучать тому, как разрабатывать продукт для того, чтобы он мог выйти на рынок. Также не хватает специалистов именно в венчурной индустрии, которые умели бы работать с компанией на всех этапах ее становления. Для получения такого опыта российские фонды вкладывают часть средств в зарубежные фонды на тех условиях, что российские специалисты в течение нескольких лет будут изучать в этих фондах полный цикл развития сделок.