В России не популярно пользоваться пластиковыми картами
По данным исследования AnalyticResearchGroup, в 2010 году на территории России было совершено более 3 млрд. операций по банковским картам.
Растет суммарный объем операций по картам, однако россияне по-прежнему предпочитают просто снимать наличные, чем совершать операции по оплате товаров и услуг. Основная причина этого неразвитая инфраструктура: лишь в крупных городах магазины принимают к оплате карты. Эксперты поясняют: в ближайшие годы ситуация не изменится, поскольку в России слишком велик теневой сектор экономики, где использование «пластика», по определению, невозможно.
По данным Банка России, количество банковских карт, выпущенных в России для физических лиц, по состоянию на 1 января 2011 года составило 144 млн. 112 тыс. штук против 125 млн. 787 тыс. карт на начало 2010 года. Активно растет и суммарный объем операций по банковским картам: по информации AnalyticResearchGroup, в прошлом году он достиг 12 094,1 млрд. руб., увеличившись за год на 27,7%, в то время как в 2009 году рост составлял лишь 8%.
Однако, по сути, граждане карточками и не пользуются вовсе, а лишь снимают наличные. Согласно исследованию AnalyticResearchGroup, в 2010 году из общего объема операций с использованием банковских карт 10 890,9 млрд. руб. пришлось на операции по получению наличных и 1346,2 млрд. руб. – на операции по оплате товаров и услуг. По количеству операций с банковскими картами лидируют Москва и Московская область. При этом, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), подавляющее большинство владельцев пластиковых карт (92%) – обладатели зарплатных карт, открытых по инициативе работодателей. Людей, оформивших по собственной инициативе дебетовые пластиковые карты лишь 8% среди держателей карт.
В чем причина такой нелюбви россиян к «пластику»? Аналитик инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова считает, что на отношение россиян влияет целый комплекс факторов.
«В первую очередь, конечно, играет роль недостаточная развитость инфраструктуры, – пояснила Е. Андреянова. – То есть человек не знает, сможет он расплатиться картой в том или ином магазине или нет». Присутствует и недоверие к картам со стороны граждан. Для многих пластиковая карта остается каким-то не вполне понятным инструментом. «Плюс далеко не все люди получают зарплаты непосредственно на карты и не все совершают покупки в магазинах, то есть в точках организованной торговли. В России доля неорганизованной торговли, те же палатки или ярмарки, остается высокой", – говорит Андреянова. Еще один немаловажный фактор: не всем магазинам выгодно обслуживать эти карты, поскольку магазин должен делать банку отчисления. Поэтому многие точки отказываются от этой практики, для них – это дополнительный способ экономии.