Роль команды в игре и в бизнесе
Двадцатилетний опыт участия в интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” помогает Максиму Поташеву в его собственном бизнесе. Особенное сходство игры и бизнеса он видит в процессе формирования команды и способе принятия решений.
Как решать задачи “Игра и бизнес во многом похожи, и это не удивительно, ведь игра задумана, как модель, в которой присутствуют все элементы жизни. С точки зрения бизнеса здесь наиболее интересен момент командного взаимодействия при решении некой задачи. Вся деятельность компании состоит из последовательных выборов”, - рассказал Максим Поташев на мастер-классе в Moscow Business School. Для того чтобы сформировать команду, способную двигать компанию вперед, слаженно работать и эффективно принимать решения, Максим Поташев предложил подробно рассмотреть процесс совместного решения проблемы, разделив его на этапы.
1. Интерпретация задачи. На данном этапе происходит формулировка задачи, то есть перенесение абстрактных вводных на понятийный язык. Какого конкретного результата вы хотите достичь?
2. Понимание ограничений. Так, если в игре в вопросе указано время Петра I, бессмысленно искать варианты ответа в других эпохах. Так и в бизнесе, нужно четко понимать, чем вы ограничены: на какую аудиторию рассчитываете, какими ресурсами владеете.
3. Сбор информации. На этом этапе необходимо создать банк знаний для решения задачи, то есть собрать всю возможную информацию о теме, контексте, деталях мира, существующего в границах, установленных выше.
4. Генерация версий. Варианты решения должны быть привязаны к условиям и ограничениям задачи, проходить внутренний фильтр, отсеивающий очевидно лишнее.
5. Критика версий. На этом этапе отметаются все варианты, не соответствующие условиям задачи.
6. Выбор правильного ответа. На этом этапе Поташев отмечает отличие условий реальной жизни от игровых. Во-первых, в игре ответ - факт, известный заранее, в жизни приходится иметь дело с неопределенностью. Во-вторых, в игре всегда есть единственно верный ответ, чего никогда не бывает в реальности, где подходящих решений может быть множество. Во-вторых, правильный ответ в игре всегда самый интересный, красивый, парадоксальный вариант, в то время как в реальности следует выбирать самый простой, ясный и четкий.
Идеальная команда По мнению Максима Поташева, в каждый отдельный момент решения задачи на первый план должен выходить человек, который наиболее соответствует внутренней логике этапа. Если команда подобрана с умом, каждый ее участник несет в себе определенную доминирующую функцию. Максим Поташев выделил шесть типов личности, которые, в идеале, должны формировать успешную команду. Большинство талантливых людей могут выполнять сразу несколько функций, но у каждого из них есть основная гипер-функция.
1. Эрудит. Распространено мнение, что победу в игре одерживает самый умный. Поташев уверен, что это не так. Для него существует четыре фактора успеха: логика, фантазия, интуиция и эрудиция. Эрудит потребуется команде на тех этапах, где происходит сбор информации, а так же критика версий. Это человек, который дает основу, базу для рассуждений, но мнения его очень стандартны.
2. Логик. По мнению Поташева самый важный участник команды. Его функция заключается в оформлении материала, подобранного эрудитом, установлении причинно-следственных связей. Именно он способен просчитать положительные и негативные последствия возможных решений.
3. Интуит. Обычно интуиции придают чуть ли не мистический ореол, а роль интуита в команде чаще всего недооценивают. А ведь именно он может пригодиться компании тогда, когда решение нужно принимать в сжатые сроки. Интуитивное решение - это способность прийти к выводу, бессознательно опустив часть логической цепочки. Такой вывод может быть верен, просто его автор не может объяснить, как он к нему пришел. Существует ряд профессий, например, врач-диагност, для которых использование интуитивного подхода - неотъемлемое условие работы. Интуит незаменим на четвертом и, особенно, шестом этапе.
4. Критик. Человек, который ищет слабые места в предложенных версиях. Именно такого участника команды найти легче всего: люди этого склада очень распространены в среде российского менеджмента. Не способные создавать новые идеи, но умеющие критиковать сотрудники будут полезны на пятом этапе.
5. Координатор. Этот человек модерирует действия команды, следит за тем, чтобы дискуссия не превращалась в хаос, спор или поток сознания одного из участников. Именно он выхватывает из общего потока перспективные варианты и обращает на них внимание команды. Основные его качества - умение слушать и вдохновить команду.
6. Дурак. Это условное название для необъяснимой функции. Этот участник команды ответственен за психологическую разгрузку группы, снятие напряжения. Обычно такие люди не боятся сказать глупость, в перерывах рассказывают анекдоты. Чаще всего именно они берут на себя ответственность за все ошибки и неудачи команды. Он либо всеми любим, либо вызывает во всех раздражение, и тем самым перетягивает на себя все негативные эмоции группы, не позволяя им распространяться на других участников. “С одной стороны, не понятно, зачем такой человек команде, но с другой - если его убрать, то будет грустно”.
Функции лидера
Максим Поташов решил особо остановиться на функции координатора, которую должен выполнять лидер - капитан команды. Во-первых, на нем лежат административные обязанности: собрать всех вместе, установить регламент, следить за временем, записывать промежуточные результаты. Во-вторых, он ведет обсуждение, следит за тем, чтобы оно двигалось в необходимом группе направлении. В-третьих, именно на нем лежит ответственность выбора окончательного варианта. Если воспользоваться футбольной терминологией, то команда разыгрывает комбинацию, но именно центральный форвард в итоге забивает мяч. Если он промахивается, виноватым будут считать либо его одного, либо всю команду - все зависит от того, как выстроены взаимоотношения в группе.
В идеале, команда работает, как единый организм, и группа стремится всячески помочь капитану в выборе. Лидер может выбрать одну из двух стратегий: либо принимать решение на основе голосования, либо делать его на свой страх и риск самостоятельно. Естественно, лидером может быть только эмоционально устойчивый человек, легко переживающий свои ошибки. В-четвертых, капитан ответственен за психологический климат в команде. “Побеждают те, кто лучше умеют побеждать, те, кто до конца отдается борьбе за победу, знают, зачем они играют, знают, что победить можно только вместе”, - говорит Максим Поташев. По его опыту, даже самый сильный в интеллектуальном плане игрок не будет полезен, если не знает законов командной игры и принципов сотрудничества. Лидер должен понимать, что самая худшая мотивация для сотрудника - страх: “Если не выполнишь работу, будешь уволен”. Мотивировать надо не кнутом, а пряником, например, поощрительным бонусом в конце выполненного задания.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина