Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В Госдуме прошел первое чтение законопроект, реформирующий систему налоговых спецрежимов

В Госдуме прошел первое чтение законопроект, реформирующий систему налоговых спецрежимов

17 мая Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона, реформирующего систему специальных налоговых режимов. Речь идет о законопроекте 499566-5, внесенном в в качестве альтернативы правительственному группой депутатов фракции «Едина Россия» в феврале этого года - «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Документ предусматривает постепенную фактическую замену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) упрощенной системой налогообложения на основе патента, а с 2014 года – полную отмену ЕНВД. Согласно нормам законопроекта, предприниматель, приобретающий патент на срок от одного до 12 месяцев, должен иметь доход от реализации по итогам налогового периода не более 60 миллионов рублей и сможет нанимать до десяти (но не более) работников. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, - 47 видов (за счет укрупнения сегодняшних 69). Налоговая ставка по патентной системе составит 6%. Объектом налогообложения является потенциально возможный годовой доход индивидуального предпринимателя, а налоговый период составляет один календарный год. Законопроект предполагает, что размеры потенциального годового дохода индивидуального предпринимателя по видам деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения, будут определяться законодательством регионов (в пределах от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей). Налоговые поступления будут перераспределяться между региональным (10%) и муниципальным (90%) бюджетом.

В своем заключении, подготовленном в начале марта, ОПОРА РОССИИ не поддержала законопроект. «Представленный законопроект не может быть поддержан ОПОРОЙ РОССИИ, т.к. не отвечает интересам бизнес-сообщества и увеличивает фискальную нагрузку на субъектов малого предпринимательства, что в условиях текущей экономической ситуации может привести к снижению количества субъектов малого предпринимательства, и, как следствие, снижению налоговых поступлений. Таким образом, положения законопроекта противоречат основным целям и принципам государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации, определенным статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», - говорится в заключении. Ключевое следствие предлагаемого законопроектом реформирования специальных налоговых режимов заключается в том, что налоговое стимулирование развития предпринимательства фактически будет осуществляться исключительно в отношении узкой группы малых предприятий – только микропредприятий. Как известно, в соответствии с Законом № 209-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 - численность работников – до 15 человек; предельное значение выручки за год – 60 млн. рублей. Учитывая ограничения, установленные НК РФ для применения упрощенной системы налогообложения по обороту (60 млн. руб.), и принимая во внимание критерии отнесения к категории малых предприятий, установленные Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (до 100 человек включительно; предельное значение выручки за год – 400 млн. руб.) УСН в настоящее время имеет возможность применять только микробизнес. Законопроект не меняет этой ситуации, ограничение по обороту, предусмотренное действующей редакцией пункта 4.1. статьи 346.13, сохранено на прежнем уровне. В отношении ЕНВД аналогичных ограничений НК РФ по годовому обороту не установлено, поэтому на данный налоговый режим в настоящее время переводятся не только микропредприятия, но и другие малые компании, чей годовой доход превышает 60 млн. рублей. Патентная же система налогообложения ориентирована исключительно на индивидуальных предпринимателей с численностью работников до 10 человек (в представленной редакции законопроекта) и ограниченным перечнем разрешенных видов деятельности - кратно меньше чем количество видов деятельности, переводимых на ЕНВД. В то время как статьей 7 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета устанавливаются в целом для категории малых предприятий, а не только для узкой группы микробизнеса. Особую озабоченность малого предпринимательского сообщества вызывает планируемая отмена ЕНВД без адекватной альтернативы отменяемому налоговому режиму.

В настоящий момент ЕНВД - самая распространенная система налогообложения среди субъектов малого предпринимательства (ее применяют около 3 млн. предпринимателей). Несмотря на это обстоятельство, инициатива по отмене ЕНВД предлагается без предварительной проработки возможных экономических последствий изменения условий налогообложения для субъектов малого предпринимательства, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Между тем на портале ОПОРЫ РОССИИ абсолютное большинство предпринимателей высказались за сохранение данного режима для субъектов МСП, поскольку он является простым и удобным в применении. В ходе отдельного опроса предпринимателей по данной теме - 54,2% опрошенных малых предприятий не поддерживают ограничение/отмену ЕНВД: т.к. налоговая (административная) нагрузка на бизнес увеличится; 30% предпринимателей не поддерживают ограничение/отмену ЕНВД: и считают, что ЕНВД нужно сохранить и сделать добровольным. За необходимость сделать применение режима добровольным неоднократно публично высказывался глава ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов. По словам президента ОПОРЫ, выбор предпринимателя в пользу того или иного режима в том числе поможет выявить истинное отношение местных властей к малому бизнесу, устанавливающих корректирующие коэффициенты в максимальном или разумном размере.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости