18 февраля глава Минфина Алексей Кудрин выступил на пленарном заседании Красноярского экономического форума. Его речь сразу же оказалась в центре внимания СМИ.
В тот же день на сайте FINMARKET.RU появился материал «Сценарий без права на жизнь»:
«…Глава Минфина Алексей Кудрин полагает, что инновационный путь развития экономики,
предлагаемый Минэкономразвития и подразумевающий сохранение дефицита бюджета после 2015 года, не имеет права на жизнь. Он также заявил, что темпы
роста российской экономики должны быть выше, чем прогнозируются сейчас.
…"Минэкономразвития подготовлен прогноз до 2030 года, где есть два сценария - инновационный и консервативный (сырьевой). Инновационный исходит из роста
цены на нефть до $100 за баррель до 2020 года и сохранения дефицита примерно 2% до 2020 года", - сказал А.Кудрин, выступая на Красноярском
экономическом форуме.
Такой прогноз, по мнению министра, "не имеет права на жизнь". "Нам придется его существенно переделать, поскольку, по сути, это еще большая зависимость
от нефти и большие риски для макроэкономики, чем были до кризиса", - отметил А.Кудрин.
…Для реализации инновационного сценария необходимо пересмотреть бюджетную политику в сторону увеличения финансирования образования, науки,
здравоохранения, модернизации транспортной инфраструктуры. При существующих прогнозах цен на нефть такое увеличение расходов может не позволить
реализовать планы правительства по обнулению дефицита бюджета после 2015 года. В Минэкономразвития считают, что ради перехода на инновационные
рельсы можно допустить умеренный дефицит бюджета и после "нулевого" срока.
…Инновационный сценарий наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и
конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Доля высокотехнологичного сектора в этом сценарии, по словам
А.Клепача, может вырасти к 2030 году до 20% ВВП с нынешних 12% (в энерго-сырьевом сценарии доля увеличивается незначительно).
…"Сценарий предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и превращение инновационных факторов в ведущий источник
экономического роста на рубеже 2020-2022 годов", - говорится в пояснительной записке к прогнозу.
…При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП снизится к 2030 году на 40-45%, резко
возрастет производительность труда.
В данном варианте среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4-4,2%, а реальные доходы населения вырастут в 2030 году в 2,3
раза (среднегодовые темпы увеличения с 2011 по 2030 год составят 4,8%).
Инновационный сценарий предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства в период с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот
розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год.
Необходимые для выполнения условий данного варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального
бюджета в размере 2-3% ВВП в 2015-2025 гг., государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП. Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий
рассматривает развитие экономики, опирающееся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе. В сценарии не предполагается
комплексная реализация всех инновационных возможностей экономики, но при этом упор делается на развитие инноваций, ориентированных на модернизацию
сырьевого сектора и обеспечение обороноспособности.
…Базовой гипотезой для данного варианта является обеспечение сбалансированности федерального бюджета после 2015 года (и даже обеспечение
незначительного профицита - до 1% ВВП). Сбалансированность может быть обеспечена за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и
транспортной инфраструктуры, а также пересмотра уже принятых решений в сфере пенсионной политики и обороноспособности страны.
В результате при энерго-сырьевом варианте развития экономика увеличится к 2030 году лишь в 1,8 раза со среднегодовым темпом 2,9%, реальные доходы
населения - тоже в 1,8 раза, а доля России в мировом ВВП снизится с нынешнего уровня в 3% до 2,6%. Среднегодовой рост промышленного производства в
данном сценарии предполагается на уровне 3,1%, оборота розничной торговли - 4,1%.
…Алексей Кудрин заметил, что, по его мнению, на развитие экономики больше влияет снижение ставки кредитования на 1,5% и бездефицитный бюджет, нежели
сохранение дефицита на уровне 1,5-2% ВВП и прирост ставок. Министр опасается, что поддержание дефицита бюджета "является запирающим условием для
развития".
…А.Кудрин отметил, что основными факторами модернизации являются значительный объем инвестиций, высокая скорость обновления основных фондов
предприятий и создание условий для внедрения самых современных технологий.
Министр также отметил, что инвестиционный климат в стране пока не удовлетворяет российских инвесторов, которые "часть средств выводят в другие зоны, где
доходность, может быть, будет пониже, чем в РФ", но там они в большей степени рассчитывают сохранить свои сбережения».
«Газета.Ru» в тот же день поместила статью «Кудрин послал на четыре «и»:
«… «В 2007 году Дмитрий Медведев, тогда еще кандидат в президенты, выступая на Красноярском экономическом форуме, заявил, что свобода лучше, чем
несвобода», — с такого политического лозунга начал выступление на форуме вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин.
«В этом вопросе еще многое предстоит пройти», — посетовал он, заметив, что парламентские и президентские выборы «должны быть честными, это даст мандат
доверия для проведения реформ».
«Если не будет доверия, то и задачи будут выполнены не в полной мере», — констатировал Кудрин.
Предвыборная программа Медведева — четыре «и», «институты, инфраструктура, инновации и инвестиции», — актуальна и сейчас», заметил он. Тем более что у
нее были препятствия: «Мы на три года прервали рост ресурсов, они пока еще ниже, чем были до кризиса. Это и рост ВВП, и инвестиции в экономику».
В полтора раза сократились прямые иностранные инвестиции: по предварительным данным, в 2010 году они составили $13—14 млрд против $27 млрд в «лучшие
годы», признал глава Минфина.
…Сохраняется отток капитала. Это, по словам Кудрина, «с одной стороны, нормально»: корпорации развивают зарубежные подразделения, но, с другой, говорит
о плохом инвестклимате…
…Другой барьер — высокая инфляция, которая не позволила генерировать длинные деньги. «Если банкир не уверен, что правительство удержит инфляцию в
3—4%, то он не выдаст кредит под 7—8%. В прошлом году она составила 8,8% годовых, в этом году будет чуть полегче, если удастся избежать роста цен на
продукты во второй половине года, то есть кредит будет выше 10%. По кредитам на три года под такие ставки вряд ли возможно проводить модернизацию», —
признал вице-премьер.
Говоря о государственных приоритетах в части улучшения инвестклимата, Кудрин привел мнение бизнеса. В опросе Российского союза промышленников и
предпринимателей о состоянии делового климата в 2010 году главной проблемой назвали неэффективное госуправление и отсутствие ясных целей и ориентации в
управлении страной.
На таком фоне инновационного прорыва не произошло: доля новой экономики остается низкой.
…Главным риском для России остается нефтегазовая зависимость, настаивает глава Минфина.
«Мы много говорим о том, что надо уйти от нее, но пока не удается. И есть риски, что снова станем воспроизводить докризисные тенденции», — признал Кудрин,
напомнив, что в 2008 году средняя цена на нефть была около $90 за баррель Urals, в 2009 году — $61,1, в результате доходы упали на 3,7% ВВП.
«Если бы не нарастили расходы, то дефицит был бы 3,7% ВВП, а составил около 6%. В 2008 году профицит составлял 4,1%, а в 2009-м – дефицит 5,9%, то есть
разрыв для баланса бюджета составил 10% ВВП. Поэтому, когда мне говорят, что при цене $90 за баррель поживем на дефиците 3% ВВП, я хочу ответить, что
это бесперспективная политика», — отрезал Кудрин.
…Пока прогноз Минфина по экономическому росту в России относительно благоприятный — около 4% и «даже больше». «Для России такого роста недостаточно.
Это примерно в среднем по мировой экономике. Мы не будем отставать, но и не будем выходить вперед. Нам нужным темпы роста выше 6—7%. Мы должны
думать о новых факторах роста, которых, скорее всего, не было до кризиса», — сказал Кудрин. Его рецепт — улучшение «ключевых институтов»: правильное
расходование нефтегазовых доходов, сбалансированный бюджет при умеренных ценах на нефть, низкая инфляция (до 5% в ближайшие годы), умеренно низкий
госдолг и институты развития.
Бизнесу этого недостаточно.
«Должны быть озвучены правила игры, чтобы люди понимали, готовы они брать эти риски или нет. А у нас по одному проекту такие правила, а по другому уже другие», — согласился глава инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубен Варданян, добавив, что если для каждого проекта необходимо заключать персонифицированные договоренности, то инвестиции будут ниже.
«Мы конкурируем за деньги по всему миру, боремся за каждый доллар. Пока мы проигрываем в привлекательности Китаю, Индии, Бразилии», — сказал Варданян.
…По словам президента американско-российского делового совета Эдварда Вероны, в России должно быть больше «таких простых» явлений, как прозрачность». «Европейские инвесторы главными проблемами называют бюрократию и коррупцию, и они не верят, что в ближайшие три года произойдут изменения», — согласился генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф».
Основное обсуждение речи главы Минфина началось в понедельник 21 февраля. «Такие вещи говорят только в Сибири» - так озаглавлена статья Андрея Колесникова, опубликованная в этот день «Новой Газетой»:
«В российской политической культуре есть железное правило: высшие чиновники делятся сокровенными мыслями вдалеке от стен древнего Кремля. Например, в
Давосе. Или на Красноярском форуме.
…Вот и министр финансов Алексей Кудрин, едва ли не единственный символ экономического либерализма в правительстве, к тому же ветеран Ильинки и
Краснопресненской набережной, переживший два срока Путина и почти целый срок Медведева, выступил в Красноярске с довольно резкими
высказываниями.
…Кудрин сказал, что нынешняя политэкономическая система России функционирует не по законам, которые вообще-то есть, а по понятиям. Правила же умело
обходятся. Такая система управления квалифицирована им как слабая. Аккуратно посетовал он и на то, что медведевская программа перевооружения армии
стоит 1,5% ВВП, что потребует неординарных решений по поиску доходов; на то, что ресурсов на пенсионную систему не хватает, а заодно выразил
благодарность тем «неформалам», которые обращают его внимание на несуразности и нарушения в пикантной сфере госзакупок. Привлечение инвестиций и
проведение болезненных реформ Кудрин связал, страшно сказать, со свободными и честными выборами. В общем, верный слуга короля четко указал на те
места, которые у короля голые.
…Когда в июне 2008 года на Санкт-Петербургском форуме вице-премьер Игорь Шувалов, известный тем, что его называют «ненастоящий Игорь Иванович», в
отличие от «настоящего» — Сечина, начал рассуждать о вреде госкапитализма и чрезмерном присутствии государства в экономике, его строго пожурил патрон
— Владимир Путин. Оргвыводов сделано не было. И что же — государство не просто присутствует в экономике, оно ею управляет, и его доля составляет уже
60% (возможно, эта цифра, ставшая общим местом, занижена).
Кстати, говорят, что тогдашнее выступление Шувалова писал в основном ректор Академии народного хозяйства при правительстве Владимир Мау, экономист
гайдаровской школы. Сегодня тому же Мау и его коллеге из Высшей школы экономики Ярославу Кузьминову поручено подготовить концептуальную основу
дальнейшего движения российской экономики вперед — не программу, а именно набор альтернатив, позволяющих выйти из ловушки инерционного развития.
Поручение дал Владимир Путин, отобравший тем самым у коллеги по дуумвирату планирование будущего. К подготовке концепции-2020 не привлекли, например,
гиперлиберального Сергея Гуриева из Российской экономической школы, но и Мау, и Кузьминова трудно назвать нелиберальными экономистами. Так что Путин
получит очередной набор мер либеральной политики. И, как и когда-то программу Грефа, отвергнет его».
«Независимая Газета» откликнулась статьей Александра Чернявского и, Александры Самариной «Антипартийный выпад Алексея Кудрина»:
«VIII Красноярский экономический форум (КЭФ) запомнится смелыми политическими заявлениями министра финансов Алексея Кудрина и общей атмосферой,
напоминающей говорухинский фильм времен перестройки «Так жить нельзя!». Кудрин говорил о необходимости свободных выборов и вовлечении в публичную
политику новых сил. Партия власти остро отреагировала на слова своего традиционного противника, выдвинув против него собственные обвинения. Некоторые
эксперты «НГ» связывают полемический настрой Кудрина с его возможным уходом из правительства в политику.
…По мнению некоторых экспертов, выступление министра финансов можно расценить как пробный старт кампании по перевыборам Дмитрия Медведева.
«Заявление Кудрина – это честное заявление профессионала, представляющего интересы части федеральной номенклатуры, не связанной с «Единой Россией»,
которая в предвыборном году делает ставку на нынешнего главу государства. И тем выше его цена, – заявил «НГ» профессор Красноярского педагогического
университета, политолог Юрий Москвич. – Симптоматичны параллели тезисов вице-премьера с высказыванием первого заместителя главы президентской
администрации Владислава Суркова, который не так давно заявил в связи с проектом «Сколково», что если для успеха модернизации потребуется серьезно
изменить политическую систему, то руководство страны на это пойдет. Наконец, выступление Кудрина можно расценить и как завуалированную реакцию
российского правящего класса на тектонические потрясения в арабском мире. Чтобы сохранить власть и стабильность в стране с авторитарным режимом,
придется идти на изменения.
…Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер согласен с Кудриным: «У нас не хватает реальной
политической борьбы, политической дискуссии, столкновения мнений, в том числе достаточно жестких, – это факт. И, мне кажется, он именно это имел в виду,
когда говорил о свободных выборах и присутствии в политике реальной оппозиции». В этой политической борьбе, уверен эксперт, вырабатывается курс страны.
…Кроме того, указывает собеседник «НГ», Кудрин остро отреагировал на происходящее в арабских странах: «Наша политическая элита сейчас много об этом
размышляет. И Манежная площадь, я думаю, ложится в этот ряд. Закрытие клапанов для политических дискуссий и политической борьбы открывает
возможности для уличных выступлений, которые ни к чему хорошему не приводят. В этом заключается пафос речи Алексея Кудрина. У нас, к сожалению,
политические институты либо отсутствуют, либо имитируются. Создание таких институтов – лучшая гарантия от внесистемных потрясений».
Между тем министр финансов, на взгляд Гонтмахера, «человек достаточно опытный и аполитичный в хорошем смысле, чтобы включаться сейчас в политическую
борьбу якобы между разными направлениями в политике: «Скорее он предлагает корректировку курса, а кто его поддержит – Медведев или Путин – дело
вторичное по отношению к курсу».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров уверен – «позиция Кудрина – это не просто позиция министра финансов»: «У него мелькнула
очень правильная мысль о том, что инновационный сценарий отнюдь не означает больших расходов государства. Он означает создание условий для того, чтобы
инновационное развитие осуществлялось силами частного бизнеса при улучшении инвестиционного климата».
«Это будет тест для власти» - статью Евгении Зубченко поместили в этот же день «Новые Известия»:
«…Как напоминают эксперты, Алексей Кудрин, курирующий в правительстве вопросы экономического развития и бюджетный процесс, и ранее выступал с
заявлениями политического характера. Так, ровно год назад в интервью Владимиру Познеру он заявил, что «Единая Россия» «увлеклась» административным
ресурсом и что вступать в правящую партию он не собирается.
…В этот раз министр тоже не сказал вроде бы ничего из ряда вон выходящего. Однако при нынешней системе, которая фактически исключает, что чиновники,
особенного такого высокого ранга, могут высказываться по поводу проводимой в стране политики, заявление г-на Кудрина прозвучало как сенсация.
…Опрошенные «НИ» политологи полагают, что со стороны вице-премьера это была скорее некая попытка сыграть роль либерала, не более. «Кудрин бросил
камень в огород «Единой России», и не зря представители партии власти отреагировали так нервно, – сказал «НИ» генеральный директор Центра политической
информации Алексей Мухин. – Министр финансов, судя по всему, соскучился по политическим баталиям и, видимо, намерен играть такую легкую, ни к чему не
обязывающую политическую роль в предстоящих электоральных событиях». Эксперт не исключает, что со стороны г-на Кудрина это был акт своеобразного
политического хулиганства, который, однако, серьезных последствий иметь не будет.
…Вице-премьера, кстати, уже поправили. Дело в том, что Алексей Кудрин высказался против инновационного прогноза социально-экономического развития
страны, который подготовило Минэкономразвития.
…Идеолог такого сценария – замминистра экономразвития Андрей Клепач. Однако, по мнению Алексея Кудрина, такой вариант развития российской экономики,
при котором допускается сохранение дефицита в 2% ВВП до 2020 года при ценах на нефть 100 долларов за баррель, не имеет права на существование. Он
пояснил, что подобный сценарий несет большую зависимость от нефти и большие риски для российской экономики, чем были до кризиса. Министр финансов
напомнил: при цене нефти в 61 доллар за баррель в среднем в 2010 году дефицит бюджета сложился на уровне 3,9% ВВП. «В этом году мы еще не знаем, какая
будет цена, – продолжил он. – Даже если она будет за уровнем 90 долларов, она будет одной из самых высоких цен в истории, дефицит составит около 3%».
Г-н Кудрин пояснил, что в ситуации возможной нестабильности цен на нефть Россия не имеет возможностей формировать бюджет, закладывая в него цену выше 75 долларов за баррель. «Для нас 75 долларов за баррель – это очень мягкая граница, вливание этих денег в российскую экономику создает серьезную зависимость снова нас от нефти и газа», – сказал он. Андрей Клепач на все это ответил министру напоминанием, что у нас социальное государство, и мы должны увеличивать расходы на образование и медицину. «Кроме того, у нас вдвое занижены расходы на транспорт по сравнению с Европой и Китаем, мы их должны увеличивать, – подчеркнул он. – Поэтому сохранение дефицита бюджета в 2% реалистично, в том числе при условии оптимизации бюджетных расходов».
Эксперты полагают, что в данном случае проявляются обычные разногласия между МЭР и Минфином: одни хотят тратить деньги, другие не дают. Однако в условиях, когда страна близится к парламентским и президентским выборам, социальные расходы, на защиту которых грудью встало Минэкономразвития, – «священная корова» власти. И замахиваться на них г-ну Кудрину не дадут. В противном случае и это может быть расценено как подкоп под политику партии».
23 февраля сайт «NEWSru.com» поместил статью Максима Бланта «Программа Кудрина»:
«…Глава финансового ведомства заявил, что стране необходимо выбрать модель развития, и ошибка может обойтись слишком дорого - придется либо модель
менять, либо повышать налоги, а увеличивать еще больше налоговое бремя в обозримом будущем не представляется возможным.
О том, что российские власти пытаются одновременно реализовать два фактически взаимоисключающих сценария, тут писалось уже неоднократно.
Модернизация "по-медведевски" - тот самый подготовленный Минэкономразвития "инновационный сценарий" - делает ставку на масштабные госинвестиции,
платить за которые придется повышением налогового бремени на частный бизнес, созданием неконкурентных условий в экономике, ухудшением
инвестиционного климата и, в конечном итоге, снижением частных и иностранных инвестиций.
Если очистить этот сценарий от всей сопровождающей его продвижение словесной шелухи, можно говорить о попытке построения госкапитализма, который
опирался бы на отрасли и сектора, "назначенные" президентом или кем-то из его советников "прорывными".
Как только ни называли эту концепцию за последние годы - и "модернизацией экономики", и "реиндустриализацией", и избавлением от постыдной "нефтяной
зависимости". Для ее реализации, помимо наращивания госинвестиций и создания госкорпораций, призванных изначально стать "локомотивами"
реиндустриализации и построения "инновационной экономики", были предприняты и другие шаги. В частности, "плавная девальвация" рубля и целый комплекс
протекционистских мер, особенно в автопроме.
…Однако не прошло и года, как была реинкарнирована идея создания в стране мирового финансового центра, превращения рубля в резервную валюту.
Параллельно с ростом госинвестиций была принята программа массовой приватизации. ЦБ публично и многократно отрекся от своей ответственности за
поддержание низкого курса рубля, продекларировав своей основной задачей сдерживание инфляции.
Кудрин, который в течение без малого 11 лет, что он возглавляет Минфин, старательно избегал высказываться по вопросам, непосредственно не относящимся к
сфере его компетенции, но жестко отстаивал свою позицию в сфере фискальной и бюджетной политики, до последнего времени, если и пытался работать на
реализации последнего сценария, прямо против промышленной госмодернизации не выступал.
…И вот, впервые за все годы своего пребывания в должности главы Минфина, Кудрин выступает с полноценной экономической программой, делающей ставку
на возврат к жесткой бюджетной политике, радикальное сокращение роли государства в экономике путем приватизации госимущества и реорганизации
госкорпораций, создание благоприятного инвестиционного климата и конкурентной среды в экономике.
В значительной степени эта программа базируется на принципах, которые пытались проводить в жизнь Кудрин с Грефом в начале нулевых годов и которые
позволяли российской экономике расти темпами, о которых сегодня приходится только мечтать.
…Из всего этого можно сделать, как минимум, один вывод: возможностей для того, чтобы и дальше пытаться реализовать две взаимоисключающие концепции
развития страны, больше нет».
Вчера, 24 февраля, в СМИ появились материалы, дающие понять, чем закончилась полемика вокруг выступления Алексея Кудрина. Так «Прайм-ТАСС» поместил материал «Россия останется без инноваций»:
«Премьер-министр Владимир Путин занял сторону Минфина в конфликте этого ведомства с Минэкономразвития по поводу бюджетных проектировок. Это
означает, что у России будет более сбалансированный бюджет и все более застойная экономика.
Инновационный сценарий МЭРа велено переделать - в спор между Министерством финансов и Министерством экономического развития вмешался глава
российского правительства Владимир Путин. По его мнению, сценарные условия развития России на период до 2030 г, разработанные Минэкономразвития,
нуждаются в доработке, и таким образом критика главы Минфина Алексея Кудрина признана конструктивной.
…Глава правительства рассудил таким образом: критика пойдет на пользу делу. "Нам нужен действительно детально проработанный, взвешенный, реалистичный
прогноз на предстоящие десятилетия", - сказал В.Путин. Необходимо обеспечить сбалансированность бюджетной системы, учитывая социальные обязательства
государства, а также решение намеченных задач в области обеспечения безопасности и задач по модернизации экономики. Как сообщила журналистам глава
МЭР Эльвира Набиуллина, по итогам совещания у премьер-министра Минэкономразвитию поручено подготовить прогноз социально-экономического развития
России до 2030 года, который предусматривал бы бездефицитный бюджет к 2020 году».
В этот же день в «Коммерсанте» появилась статья Дмитрия Бутрин и Петра Нетребы «Владимир Путин велел покрыть недостачу»:
«…Премьер-министр Владимир Путин по итогам совещания в Белом доме 22 февраля отправил на доработку "Сценарные условия долгосрочного прогноза
социально-экономического развития РФ до 2030 года" ("Прогноз-2030"), подготовленный Минэкономики. Документ Минэкономики, подписанный 2 февраля
заместителем главы ведомства Андреем Клепачем, является попыткой министерства расширить горизонт планирования в сравнении с действующей
"Стратегией-2020" до 2030 года. Схожей задачей заняты и экспертные группы по коррекции "Стратегии-2020". "Прогноз-2030" отвергнут в нынешнем виде по
простой причине — он основан на принципиальной позиции Минэкономики о необходимости сохранения бюджетного дефицита после 2015 года ради
"инновационной модернизации".
…На совещании в Белом доме Владимир Путин не скрывал, что вице-премьер Алексей Кудрин прямо перед совещанием предпринял еще одну (успешную)
попытку с глазу на глаз убедить премьер-министра не принимать предложения Минэкономики, представленные Эльвирой Набиуллиной. В своих претензиях к
"Прогнозу-2030" господин Путин не раз сослался на этот разговор. В результате Эльвира Набиуллина после совещания объявила о том, что будет корректировать
"Прогноз-2030" так, чтобы к 2015 году "сбалансировать наши задачи, в том числе чтобы дефицит был нулевой". Напомним, господин Кудрин начал кампанию
против внесения идеи сохранения бюджетного дефицита еще в конце 2010 года, наиболее ярко свои идеи он развивал в выступлении на Красноярском
экономическом форуме...
…"Прогноз-2030" можно считать попыткой Минэкономики еще раз настоять на сохранении базовой идеологии "Стратегии-2020", скорректированным в
посткризисных реалиях "отражением" которой является "инновационный" сценарий. "Энергосырьевой" сценарий господина Кудрина потребует замораживания
пенсий и госзарплат, отказа от плана закупок вооружений, анонсированного президентом Дмитрием Медведевым,— это основной посыл текста Минэкономики. В
противном случае Алексею Кудрину, настаивающему на нулевом дефиците бюджета, предложено самостоятельно формулировать, как добиться и
"инновационной модернизации", и сбалансированности соцфондов, и закупки вооружений, и в итоге социальной и политической стабильности.
Фактически в выступлении на Красноярском форуме Алексей Кудрин уже начал эту работу, невозможную ни без критики предложений Дмитрия Медведева
(программа вооружений, планы по энергоэффективности и т. п.) и Владимира Путина (дорожное строительство, отказ от повышения пенсионного возраста), ни без
предложений по коррекции курса политического. В этом вице-премьеру неизбежно придется искать союзников в "реформаторском" крыле экспертных групп по
коррекции "Стратегии-2020". Уже первые обсуждения групп показали: позиции экспертов, в частности, по реформе политической системы, по пенсионной
реформе, по развитию федерализма, по ограничению соцобязательств близки к выводам, к которым уже приходил глава Минфина, но существенно
радикальнее».
Обзор подготовил Владимир Володин