Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Союз нерушимый республик свободных

Без сомнения крупнейшей новостью и актуальнейшей темой российских СМИ в начале этой недели стал Таможенный союз.

5 июля большинство интеренет-изданий и бумажных СМИ посвятило статьи именно этому событию.
Так «Эксперт Online» опубликовал статью Али Алиева «Согласие без любви»:
«Президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали в Астане заявление о введении Таможенного кодекса для трех стран с 6 июля, для России и Казахстана с 1 июля. Однако трехсторонний союз ждут серьезные испытания – Минск требует все новых уступок, а Москва начала прямую пропагандистскую атаку на Александра Лукашенко.
Белорусский лидер так и не дождался уступок России при отмене пошлин во взаимной торговле в рамках Таможенного союза (ТС) и в последний момент, в минувшую субботу, сообщил, что подписал все необходимые документы. В Таможенном кодексе ТС определяются общие вопросы таможенного регулирования, содержатся нормы по унификации таможенного администрирования, включая порядок декларирования товаров, единые таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, а также уплаты таможенных платежей. Напомним, что документ был ратифицирован парламентами России и Казахстана еще в середине мая, а белорусское Национальное собрание сделало это только на прошлой неделе.
…Дмитрий Медведев на саммите ЕврАзЭС назвал формирование Таможенного союза «выгодным и интересным делом».
…«Любой союз, особенно близких братских государств, должен быть во благо, приносить благо народам, в том числе Таможенный союз. Поживем – увидим», – в свою очередь заявил Александр Лукашенко…
…ТС заработал, но Минск по-прежнему настаивает на своих требованиях. «Белорусская сторона постоянно ставит вопрос о том, что формирование Таможенного союза и единой таможенной территории, безусловно, ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле», – сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов по окончании саммита ЕврАзЭС. В то же время он подчеркнул, что «до формирования единого экономического пространства и вступления в силу всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется». Он добавил, что Белоруссия считает, что даже в настоящий момент при создании единой таможенной территории у сторон такое право исчезает. По словам Шувалова, ЕЭП должно заработать с 1 января 2012 года.
Дмитрий Шустерняк, генеральный директор компании «Финэкспертиза консалтинг» считает, что подписание документов по ТК ТС нельзя назвать ни вехой, ни событием, ни переломом. «То, что Александр Григорьевич подписал документы о присоединении Белоруссии к Таможенному кодексу, – это, на мой взгляд, начало большого шоу. Формально он согласился и получил прекрасный козырь, чтобы легитимно требовать все новых и новых уступок», – заявил аналитик «Эксперту Online».
…По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам менеджмент», «логичнее говорить не о чьей-то «победе» (кстати говоря, если уж это и победа, то и Казахстана тоже, а не только одной России), а о том, что здравый смысл возобладал в действиях белорусских властей.
…При этом, по его мнению, некорректно называть эти события конфликтом. «Скорее это был длительный процесс согласования договора при максимально возможном учете интересов сторон. Теперь он счастливо завершился. Основные параметры экономического сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном теперь согласованы, – говорит Дмитрий Баранов. – Тем не менее, не исключено, что по мере введения в жизнь этого документа могут возникать какие-либо разногласия, которые будут носить лишь технический характер. Полагаю, что они будут преодолеваться сторонами достаточно быстро».
Впрочем, до «мира и любви» в отношениях Москвы и Минска, похоже, еще далеко».

Материал Ольги Танас и Алии Самигуллиной «Лукашенко не хватает пространства» появился в «Газете.Ru»:
«…Теперь, когда Таможенный союз приобретает реальные формы, интерес к нему проявляют Киргизия и Таджикистан.
«Киргизия, являясь членом ВТО, организовала рабочую группу по изучению вопроса о вхождении в Таможенный союз с учетом выгоды для страны», — заявила президент страны Роза Отумбаева. «Что касается вступления в Таможенный союз, мы очень серьезно этим занимаемся», — согласился президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Всего на саммите высший орган Таможенного союза принял девять решений, среди которых заявления «О ходе выполнения плана действий по формировании единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России», «Об экспортном контроле государств — членов Таможенного союза», «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» и другие.
Основное же решение, по сути, было принято в минувшие выходные, когда стало известно, что Белоруссия ратифицировала основной документ Таможенного союза.
…До последнего момента не было понятно, смогут ли Минск и Москва договориться о таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты. В середине июня Лукашенко назвал главное условие подписания Таможенного кодекса: в 2010 году отменить пошлины на нефтепродукты, а с 2011 года — на нефть. Россия же настаивала на сохранении пошлин до тех пор, пока три страны окончательно не сформируют единое экономическое пространство.
Эти разногласия сохраняются и после ратификации документа. «Белорусская сторона по-прежнему считает, что формирование Таможенного союза, единой таможенной территории ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле.
Россия и Казахстан — я подчеркиваю, это не решение одной России, на этом настаивает и Казахстан — считают, что до формирования единого экономического пространства (ЕЭП) и вступления в силу всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется», — заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам заседания ЕврАзЭС.
Это означает, что ждать отмены пошлин Белоруссии придется до 1 января 2012 года, когда должно заработать ЕЭП.
…«Что будет делать Минск эти полтора года — сложно сказать. Ведь для Лукашенко экспортные пошлины — это вопрос жизни и смерти», — говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН политолог Дмитрий Орешкин.
Объемы поставок российской нефти в Белоруссию (по трубопроводу и транспортом) составляют около 21,5 млн тонн. До конца 2009 года вся нефть, идущая в Белоруссию из России, облагалась пошлиной в 35%. Большую ее часть республика реэкспортировала уже как свою, получая прибыль.
В 2010 году практика изменилась: Россия поставляет вообще без пошлины те объемы, которые необходимы для внутреннего потребления Белоруссии (6,3 млн тонн из 21,5 млн тонн, идущих в Белоруссию), а пошлины на остальную часть составили 100%. Это ударило по белорусской экономике и бюджету.
«Суммарный объем ВВП, получаемый от переработки поставляемой нефти, составляет $5—8 млрд при ВВП, равном около $40 млрд. Это означает, что Минск теряет в год 20% ВВП», — говорит Орешкин.
Впрочем, для отстаивания своих интересов Белоруссия может воспользоваться судом ЕврАзЭС, статут которого был уточнен.
…Ранее функции суда союза были возложены на Экономический суд СНГ. Лукашенко уже подавал иск против России в этот суд, и как раз по поводу поставок нефти: Минск ссылался на межправительственные соглашения 1992 и 1995 годов, согласно которым товарооборот между Белоруссией и Россией должен происходить без экспортных пошлин, за исключением сырой нефти. Сейчас этот иск уже несколько месяцев находится на рассмотрении суда.
«Обращение в суд ЕврАзЭС, как и СНГ, едва ли даст что-то серьезное Белоруссии. Ведь принципы такого рода сообществ строятся на очевидном лидерстве одной страны. Вряд ли этот суд будет абсолютно независимым от главного игрока — России», — полагает Орешкин».

«Новые Известия» поместили статью Михаила Калмацкого «Трое в лодке»:
«…Формально Таможенный союз трех стран существует с 1 января этого года, но для того, чтобы он мог реально заработать, требовалось принятие общего Таможенного кодекса. Россия и Казахстан подписали документ 28 мая, а вот Белоруссия не явилась на эту процедуру, не согласившись с решением Москвы сохранить пошлины на нефть и нефтепродукты даже в рамках ТС.
…Решение нужно было принять до 1 июля, и Минск в буквальном смысле ждал до последней минуты.
…Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что у Минска не было иного выхода, кроме как вступать в ТС. «Лукашенко понял, что ответ на все его угрозы не подписывать необходимые документы будет однозначный – Москва и Астана создадут союз вдвоем, и он закончится на границе России и Белоруссии, а это катастрофа для белорусской экономики, – пояснил он «НИ». – Но это не значит, что Александр Григорьевич не устроит что-то еще в процессе реализации договоренностей, поскольку для него подписанные и ратифицированные документы вещь не окончательная, а только предмет для дискуссий. Претензии со стороны Минска еще будут».
«Ратификация Белоруссией документов по ТС не означает, что все противоречия преодолены, – соглашается ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский. – 5 июля состоится саммит в Астане, где еще будут вырабатываться условия, на которых ТС вступает в силу. Это немного необычно, поскольку союз уже работает с 1 июля, а условия будут определяться только 5-го числа». По его словам, нефтяные пошлины – не единственный повод для споров Москвы и Минска, Белоруссия недовольна автомобильными пошлинами, а также будет продавливать свои интересы в экспорте сельхозпродуктов. «Мало кто знает, но против России во всем мире действует около ста ограничительных мер в торговле, и лидером в этой области является Белоруссия, ЕС только на втором месте, – заметил эксперт. – Так что Минск еще потребует от России дальнейших уступок».
Одно из «минных полей» в ТС – это распределение сборов от таможенных пошлин. Согласно договору они должны делиться следующим образом: России – 87,97%, Белоруссии – 4,7%, Казахстану – 7,33%. Но это на бумаге, а в жизни все может оказаться сложнее. «Есть еще методика сбора пошлин, оформления грузов, и, если окажется (а такие предположения есть), что казахстанская таможня более мягкая, чем российская, это приведет к уменьшению общих сборов, – предупреждает г-н Портанский. – Российские таможенники активно практикуют корректировку таможенной стоимости (КТС), когда на ввозимый товар завышается таможенная стоимость и соответственно увеличиваются сборы. В Казахстане к этому могут подходить мягче, значит, сборы будут уменьшаться». Если это действительно произойдет, бизнес может быстро смекнуть что к чему и станет завозить все через Казахстан».

Статью Елены Мазневой и Алены Чечель «Страховка от батьки» поместили «Ведомости»:
«…Как выяснили «Ведомости», Россия решила подстраховаться. После того как в мае Белоруссия отказалась подписать документы по союзу, в Белом доме появилась идея ввести экспортную пошлину на газ для Белоруссии (стандартную ставку — 30%, сейчас для Белоруссии она нулевая). Автор идеи — вице-премьер Игорь Сечин, утверждают сотрудник аппарата правительства и сотрудник Минфина. Представители Минфина и Сечина от комментариев отказались. В документах Минфина пошлина на газ для Белоруссии уже фигурирует. В его предложениях о росте доходов бюджета на 2011-2013 гг. (актуальных на середину июня, копия есть у «Ведомостей») значится, что введение пошлины может принести казне более 40 млрд руб. в год в течение трех лет.
Вопрос о введении пошлин с 2011 г. может быть поднят, если не будут выполняться договоренности по Таможенному союзу и не будет создано единое таможенное пространство с Белоруссией, говорит пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков.
Знал ли об этом Лукашенко накануне саммита, не ясно: с его представителем в выходные связаться не удалось. Представитель правительства Белоруссии от комментариев отказался. Источник, близкий к правительству, услышал о пошлине от корреспондента «Ведомостей»: никаких консультаций с Минском не было. …Чиновник Минэкономразвития говорит, что оно категорически против введения пошлины для Белоруссии: «Было достаточно проблем по экспорту нефти [в Белоруссию], еще одно ограничение, скорее всего, вызовет очередной скандал». К тому же недавно от пошлин освободили поставки газа на Украину, напоминает он».

Статья Мовсуна Гаджиева, Олега Сапожкова и Сергея Антонова в «Коммерсанте» была озаглавлена: «Минск принял Москву и Астану в Таможенный союз»:
«…Окончательную ясность в вопрос конфигурации, а по сути — и самого существования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в субботу лично внес президент РБ Александр Лукашенко.
…Вопрос о том, будет ли Минск вообще принимать участие в работе союза, возник еще 28 мая — тогда на подписание нескольких документов ТС на уровне премьер-министров в Санкт-Петербурге не приехал глава правительства РБ Сергей Сидорский.
Он объяснил свое отсутствие нежеланием Минска подписывать «чувствительные» для РФ и РК документы (речь шла о пошлинах на автомобили и ряде других изъятий из договоренностей ТС) без решения проблемы обложения экспортными пошлинами РФ поставляемых в РБ нефтепродуктов (что стоит для Минска $2 млрд в год). «Чувствительные» вопросы в результате решали премьер-министры РФ и РК Владимир Путин и Карим Масимов, начавшие тогда фактически подготовку создания ТС без Белоруссии; Минск же подписал достигнутые договоренности позднее в рамках комиссии ТС, так и не решив, будет ли РБ в союзе участвовать.
…В результате на границе РФ и Белоруссии с наступлением 1 июля ничего не изменилось, таможенное оформление проходит по тем же правилам, что и ранее, сообщила ФТС РФ.
…Однако если все три страны—участницы ТС ратифицировали договор о ТК ТС, де-юре с 1 июля не существует такого понятия, как таможенная граница между РФ и РБ: согласно документам ТС, с этого срока РФ и РБ образуют Единое таможенное пространство.
…Независимые аналитики в Минске считают, что сама ратификация была вынужденной: бывший премьер-министр Белоруссии Михаил Чигирь вчера заявил «Ъ», что Минск хотел как можно дольше тянуть процесс в надежде на уступки в вопросе поставок нефтепродуктов, «однако власти поняли, чем чреват отказ от вступления в союз,— это ограничения поставок белорусской продукции, как промышленной, так и пищевой,— и дрогнули». С ним согласен и экономист Михаил Залесский: с отказом от вступления в ТС Белоруссия, по его словам, получала «газ и нефть по мировым ценам и таможенные барьеры перед белорусской пищевой промышленностью, 97% экспорта которой направлено именно на рынок РФ».

Наконец, «Независимая Газета» отозвалась статьей Антона Ходасевича «Лукашенко гадает на Таможенном кодексе»:
«…Как писала «НГ», ссылаясь на мнение белорусских экспертов, Лукашенко не хотел афишировать факт подписания документа, чтобы усилить свои переговорные позиции в торге с Москвой, но в то же время хотел иметь возможность для маневра и в нужный момент предъявить уже подписанный Таможенный кодекс.
По мнению экспертов газеты, Минск и Москва продолжают закулисный торг по проблемным позициям. Однако, судя по тем репликам, которыми обменялись главы государств Белоруссии и России в минувшие выходные, консенсуса пока достичь не удалось. Как сообщалось, Дмитрий Медведев назвал спамом письма Александра Лукашенко, которые тот направил в адрес представителей российского бизнеса, и порекомендовал «коллеге» заниматься Таможенным союзом. В ответ президент Белоруссии обвинил Медведева в том, что тот сам не в курсе происходящего в Таможенном союзе, а российские СМИ фальсифицируют и искажают информацию, что и заставило его написать письмо представителям российской политической элиты.
Накануне заседания в Астане мнения экспертов относительно того, как будут там развиваться события, разделились. Многие по-прежнему считают, что без уступок по нефти и газу со стороны России Лукашенко так и не поставит свою подпись под ратифицированным Таможенным кодексом. Напомним, что в конце прошлой недели стороны урегулировали газовый конфликт, подписав дополнительное соглашение по стоимости транзита. Стоимость последнего возросла в соответствии с требованиями белорусской стороны, что означает и дальнейший рост стоимости газа для Белоруссии более чем на 10% в следующем году. Одновременно с этим Экономический суд отказал Белоруссии в просьбе созывать пленум для рассмотрения вопроса о правомерности таможенных пошлин на нефтепродукты.
Нет единого мнения и относительно роли для Белоруссии Таможенного союза – участие в нем имеет и отрицательные, и положительные моменты. Как писала ранее «НГ», местный бизнес, вынужденный работать в условиях жесткого государственного регулирования, опасается конкуренции со стороны более свободных и конкурентных российских и казахстанских производителей. У правительства свои чаяния. Оно рассчитывает на то, что Белоруссия для многих зарубежных компаний сможет стать в Таможенном союзе плацдармом, с которого они будут выходить на рынки Казахстана и России. Кроме того, обещаны в перспективе, когда будет сформировано Единое экономическое пространство, и единые цены на нефть и равнодоходные на газ. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Россия – основной торговый партнер Белоруссии и, закрыв свой рынок для белорусских товаров, она создаст западной соседке еще больше проблем. Намеки о более внимательном отношении к ввозимому в Россию белорусскому мясу и молоку – доказательство серьезности намерений России».

Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости