Стоит ли говорить, что хитом отечественных СМИ в последние дни стало бюджетное послание президента РФ.
Уже 29 июня его горячо обсуждали в Интернет-изданиях. Так сайт «Эксперт Online» поместил сразу два материала на эту тему. Статья Екатерины Шохиной озаглавлена «Инновации без налогов»:
«Дмитрий Медведев выступил с ежегодным бюджетным посланием перед членами правительства и спикерами палат парламента. По словам президента, доходная и расходная части бюджета 2011 года будут направлены на поддержку инноваций.
Глава государства обратился к собравшимся с основными тезисами этого документа, в котором отражена бюджетная политика государства на 2011–2013 годы.
…В начале своего выступления президент отметил, что бюджетная политика прошлого года дала свои плоды: кризис преодолен с наименьшими потерями, и теперь перед правительством и депутатами стоит новая задача — соскочить наконец с нефтяной иглы. «Есть опасность, что ставшая привычной ситуация по непродолжительному улучшению в период высоких цен на нефть приведет, как это случалось в прошлом, к неоправданному успокоению, не позволит использовать шанс на обновление для модернизации экономики. Этого нельзя допустить», — предостерег глава государства. Поэтому большая часть доклада президента, как и ожидалось, была посвящена модернизации российской экономики и инновациям.
…Инноваторы смогут ограничиться уплатой 14% налога на фонд оплаты труда, проводить ускоренную амортизацию, а «при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Особые льготы получат участники проекта «Сколково». Обязательные страховые взносы для них составят 14%, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог будут вообще отменены. …«Указанные льготы должны действовать в отношении участников проекта в течение десяти лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд рублей», — уточнил президент.
Остальная часть бюджетного послания президента была посвящена расходной части будущего бюджета и изменениям в межбюджетных отношениях. Тут ничего радикально нового сказано не было.
…Эксперты и представители бизнеса считают чрезвычайно важным, что в бюджетном послании отражены конкретные стимулирующие инновации налоговые предложения. Однако на пути инновационных реформ еще очень много камней преткновения, отмечают они. «Социальный налог для нас основное бремя, и его снижение — это очень хорошо. Уже сейчас для инновационных компаний существуют некоторые налоговые льготы, но вся проблема в том, что попасть в список инновационных чрезвычайно трудно. Мы просчитали экономическую выгоду и решили этого не делать», — делится своим мнением с «Экспертом Online» гендиректор компании «Омникомм» (создатель первой системы контроля расхода топлива для коммерческого транспорта) Борис Паньков. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что проблема развития и продвижения инноваций не столько в налогах, сколько в спросе на инновационную продукцию. «Льготы уже есть, но российские компании не создают ажиотажного спроса на инновации, поскольку их конкурентные преимущества на рынке заключаются не в высоком качестве продукции, а в административном ресурсе», — говорит Николаев. Паньков отмечает, что качественная продукция инноваторов всегда пользуется спросом, однако многие инноваторы работают для самих себя, создавая игрушки, а не рыночный продукт.
…Что касается главы послания, посвященной расходной части бюджета, то тут нет ничего нового. Социальные расходы перед выборами, как и предполагалось, будут только расти. И, если ставится задача двукратного снижения дефицита, то под нож, как всегда, попадут расходы на экономику. Тем более что президент заявил о прекращении антикризисных программ».
Но, разумеется, основные комментарии были опубликованы 30 июня в бумажных СМИ. «Без нефтяной подпитки» - статья Михаила Калмацкого с таким заголовком появилась в «Новых Известиях»:
«…Бюджетное послание президента определило пять главных задач, которые должны стать приоритетом деятельности властей в ближайшее время. Первая задача – обеспечение макроэкономической стабильности, предполагает в том числе и сокращение дефицита бюджета, который, по словам президента, должен в 2013 году стать вдвое ниже, чем в 2009-м, то есть порядка 3%. Остальные задачи: стратегическое бюджетное планирование, нацеленность расходов на результат, развитие инноваций и повышение качества человеческого капитала, конкретных численных ориентиров не содержат.
В целом бюджетная политика, по словам Дмитрия Медведева, должна быть нацелена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Кризис уже показал всем, что на одной только нефти далеко не уедешь, и потому власти все активнее призывают избавляться от нефтяной зависимости. «В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти», – говорится в бюджетном послании. Кроме того, Дмитрий Медведев поручил при формировании планов финансово-экономического развития предусмотреть возможность повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
…За несколько часов до выступления президента глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что цена на нефть в течение трех лет может снизиться до 60 долларов за баррель и ниже. Сейчас цена на российскую нефть сорта Urals составляет более 75 долларов за баррель. Впрочем, министр финансов уже не раз давал пессимистические прогнозы нефтяных цен.
…Однако независимые эксперты полагают, что в данном случае г-н Кудрин может быть прав. «Цены на нефть будут снижаться, – сказал «НИ» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – Тому есть несколько причин. Например, есть сигналы того, что замедляется рост экономики Китая. Кроме того, долговой кризис не преодолен ни в Европе, ни в США. Поэтому безумных трат, как до кризиса, уже не будет. Совсем недавно в США было проведено новое банковское законодательство, которое в течение полутора-двух лет приведет к ужесточению правил торговли фьючерсами, в том числе и нефтяными. Количество спекулятивных сделок уменьшится и уже не будет влиять на цены. Надо готовиться, что нефть будет стоить скорее 50–70 долларов, чем 90–100».
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров считает, что при таких ценах мы не сможем выполнить указание президента. «При 60 долларах за баррель дефицит бюджета в этом году будет выше 5% ВВП, а в последующие годы мы выходим на устойчивый дефицит порядка 4% ВВП, – пояснил он «НИ». – Наш путь – снижение уровня государственных расходов, которые наша страна уже просто не тянет. Совершенно очевидно, что мы не тянем пенсионную реформу. Мы оказали огромную финансовую помощь бизнесу, банкам и сейчас продолжаем вливать деньги в уставные капиталы некоторых компаний. Эти вещи было бы целесообразно сократить».
…Владислав Иноземцев считает, что проблема нашего бюджета не в том, что мы слишком много тратим, а в том, что делаем это совершенно неэффективно. «Нужно просто проверить – куда идут деньги. У нас существует 53 федеральных целевых программы, на которые тратится 700 млрд. руб. Где они? Что на них делается?» – задается вопросом эксперт».
Статью Петра Нетребы и Дмитрия Бутрина «Бюджетное послание к рабочему столу» опубликовал «Коммерсантъ»:
«…К моменту опубликования бюджетного послания на заседании правительство 20 мая уже одобрило программу по повышению эффективности бюджетных расходов, содержащую детальное описание разработанной Минфином бюджетной реформы.
Бюджетное послание Дмитрия Медведева не опровергло ни одного пункта программы Минфина, Дмитрий Медведев подтвердил главный принцип, заложенный вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным в свою программу: "с 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ". Напомним, на этапе обсуждения программы Минфина ФСБ, например, считала программно-целевой принцип "спорным", а Счетная палата — превышением полномочий Минфином.
Также ко вчерашнему дню правительство уже приступило к проработке основных параметров бюджета на 2011-2013 годы.
…Первый вице-премьер Игорь Шувалов потребовал предоставить информацию о сокращении заявленных расходов на финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), которые первоначально оценивались в 1,3 трлн руб., без оценки ФЦП, финансирование которых в 2011 году открывается по дополнительным поручениям Кремля и Белого дома. По подсчетам Минфина, по поручениям президента в 2011 году может быть открыто 13 новых ФЦП общей стоимостью 189,6 млрд руб., премьер-министра — 19 ФЦП стоимостью 626,9 млрд руб.
Это только один из десятка крупных бюджетных вопросов, которые обсуждались в бюджетном процессе в 2010 году. Среди них вопрос стратегии финансирования дефицита Пенсионного фонда и трат Фонда национального благосостояния уже решен, однако в послании упомянут не был. Такие острые вопросы, как стратегия финансирования дорожной отрасли и реформы транспортного налога (и повышение акцизов на топливо), взносы в 2011-2013 годах в активы госструктур, запрашиваемое увеличение штатов Генпрокуратуры, следственного комитета и МЧС на 23 тыс. человек, индексация НДПИ, снятие с 2013 года льгот с РЖД, "Транснефти" и сетевых компаний льгот по налогу на имущество (цена вопроса — 118 млрд руб. в 2013 году), посланием де-факто обойдены. Вопрос о федерализации милиции в 2012 году посланием упомянут лишь в общих чертах как решенный, но без описания последствий. Президент также уклонился от острого спора о наличии необходимости довести расходы на национальную оборону до 2,9% ВВП в 2011 году.
Впрочем, один бюджетный вопрос президент все же решил. Вчера Дмитрий Медведев определил сроки индексации на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и работников федеральных бюджетных организаций с 1 апреля 2011 года, а стипендий — с 1 сентября 2011 года. По расчетам Минфина, финансирование этого варианта потребует от консолидированного бюджета дополнительных расходов в объеме 309,7 млрд руб. в 2011 году. В 2012 году на эти цели дополнительно потребуется 180 млрд руб., а в 2013 году, с учетом грядущей федерализации МВД,— 4,3 трлн руб. Всего же Минфин предлагал на выбор восемь вариантов финансирования роста зарплат госслужащих. По стоимости в 2011 году был выбран средний вариант, самый дорогой оценивался в 383,7 млрд руб».
В материале «Дмитрий Медведев предложил не повышать зарплаты чиновникам и сократить их ряды на 20%», опубликованном «Комсомольской Правдой» нам хотелось бы обратить внимание на ответы ряда экспертов на вопрос «Что в послании президента вам показалось особенно важным?»:
«Евсей ГУРВИЧ, руководитель Экономической экспертной группы:
- Мне в бюджетном послании основными показались три высказывания. Во-первых, страна возвращается к обычной жизни, но обязательно будут учтены уроки кризиса. Во-вторых, власти вводят режим экономии. Желая сократить расходы, президент даже готов сократить на 20% чиновников. В-третьих, продолжится пенсионная реформа. И через все послание красной нитью проходит мысль о сотрудничестве государства и бизнеса.
Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:
- Руководство государства планирует поддержать науку. Дай-то бог! Во время кризиса финансирование Российской академии наук сократилось на 11%, хотя западные страны, наоборот, инвестировали свободные средства в ученых. Прорыва в экономике не бывает без вложений в науку.
Юрий БОРЬЯН, член экспертного совета по налогам Торгово-промышленной палаты России:
- Предлагаемые президентом меры совершенно оправданны: во всем мире при выходе из кризиса все страны сокращают и неэффективные бюджетные расходы, и армии чиновников. У нас же эта армия сильно разбухшая, это очевидно. И это ведет к неэффективности расходования бюджета страны».
Заголовок статьи Александры Самариной и Розы Цветковой в «Независимой Газете» – «Бюджетно-предвыборное послание» - говорит об оценке послания авторами:
«…Важнейшим заявлением главы государства следует считать его оценку сегодняшней ситуации – в связке с проблемой господдержки, которая на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время. «Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер», – сообщил президент. И добавил, что необходимо активизировать работу по сокращению госсобственности. После чего поручил правительству «оперативно представить соответствующие предложения». Пути исполнения своего пожелания президент тоже обозначил: «Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний».
Медведева заботит не только «увеличение поступления средств в бюджет», но и «поддержка конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики». Глава государства потребовал в ближайшие три года обеспечить «комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций». Необходимые условия: «обеспечение макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности и устранение административных барьеров».
…Помощник президента Аркадий Дворкович рассказал после совещания, что предварительное устное поручение правительству по подготовке этого предложения Медведев дал еще до поездки в США, и правительство уже начало готовить свои предложения: «Рассчитываем, что в течение нескольких недель после сегодняшнего представления Бюджетного послания синхронно с подготовкой бюджета правительство представит эти предложения и президент их рассмотрит». Дворкович допустил, что у правительства могут возникнуть сомнения относительно сокращения числа чиновников, и подчеркнул решимость президента в этом вопросе: «Конечно, могут быть корректировки, но порядок цифр должен быть примерно таким».
…Директор Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс сообщил «НГ», что не видит в заявленном документе ничего кардинально нового: «И в выступлениях президента, и в выступлениях чиновников правительства, отвечающих за те или иные направления, все эти вопросы так или иначе освещались». Юргенс подчеркнул, что в очень деликатной форме Медведев говорит о том, что мимо социальных мандатов и обязательств государство пройти не может. В послании, по мнению директора ИнСоРа, звучит недвусмысленный намек на то, что пенсионную реформу надо тщательно изучать и ее надо делать. «Момент радикальных, но более реформ был нами упущен в начале 2000-х годов, и теперь придется действовать консервативно, но жестко». Отметил эксперт и решимость президента и в части зарплат госслужащих и военных: «В послании присутствуют гарантии того, что они будут расти, но там также есть и жесткие указания на то, что нужно сокращать чиновничьи штаты». В целом же, считает Игорь Юргенс, бюджетное послание – абсолютно технический документ, направленный на то, чтобы стратегические цели экономического развития совпадали с инструментами. «Там нет ничего такого, что могло бы напоминать предвыборную программу Медведева», – уверен он.
Статья Веры Ситниной и Юлии Мироновой «Деньги, вперед!» появилась во «Времени Новостей»:
«…Во главу угла, по мнению г-на Медведева, следует поставить «сохранение макроэкономической стабильности». Этого удалось добиться даже в кризисный год, но за счет серьезного бюджетного дефицита. Теперь правительство должно последовательно сокращать бюджетный дефицит и одновременно бороться с инфляцией. «Предлагаю исходить из необходимости последовательного сокращения дефицита федерального бюджета к 2013 году не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года», - заявил г-н Медведев, напомнив, что такие обязательства взяли на себя все страны «большой двадцатки». Возможно, это распоряжение удастся выполнить с опережением графика. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, в бюджете-2011 будет заложен показатель дефицита в 4%, в то время как в 2009 году было 6,4%.
Также должна последовательно снижаться инфляция. С учетом того, что страна вступает в предвыборный цикл, низкий рост цен тем более становится первоочередной задачей правительства. Как заявил г-н Дворкович, в бюджете следующего года этот показатель будет не выше 6%. В этом году ожидается 6,5%. Затем в течение трех-четырех лет планируется достичь 3-4% инфляции.
…Основными источникам пополнения доходов на следующий год должно стать улучшение налогового администрирования в целом и «точечное повышение налогообложения». Речь идет о повышении акцизов на алкоголь и табак, а также о возможном повышении акцизов на бензин. Решение об этом окончательно еще не принято, подчеркнул г-н Дворкович, но повышение акцизов возможно только в увязке со снижением транспортного налога, так что общая нагрузка на автовладельцев возрасти не должна.
…Кроме того, государство готово вновь вернуться к «палочке-выручалочке» 90-х -- масштабной приватизации госсобственности. Следует напомнить, что 18 июня президент подписал указ о сокращении списка стратегических предприятий в пять раз. Речь, говорится в послании, должна идти о возможной приватизации крупных, привлекательных для инвесторов предприятий.
Революционная новация послания - предложение о сокращении госслужащих на 20% в течение трех лет. На совещании 8 июня г-н Медведев давал поручение правительству подумать о целесообразности такого сокращения. «Часть экономии бюджетных средств должна пойти на стимулирование тех, кто достигает в работе наилучших результатов», -- заявил он вчера.
По данным «Росстата», на конец 2009 года в федеральных органах власти работало 878 тыс. чиновников, из них на региональном уровне -- 830,7 тыс., то есть 94,6% от общего числа сотрудников. При этом общее количество чиновников в стране (в федеральной, региональной власти и органах местного самоуправления) составило около 1,7 млн человек. Среднемесячная зарплата служащих федеральных органов власти на региональном уровне составила на конец 2009 года 25,7 тыс. руб. Для сравнения: их коллеги, работающие в региональных органах власти, в среднем получали 34,4 тыс. рублей.
Сэкономленные средства должны быть направлены на развитие российской экономики.
…Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает очевидным, «что обещанные повышения фонда оплаты труда бюджетникам (на самом деле компенсация инфляции, которая по итогам года примерно и составит 6,5%) и заявление о повышении эффективности мер социальной поддержки сделаны уже с учетом предстоящих в следующие два года парламентских и президентских выборов».
Наконец, в «Ведомостях» появилась редакционная статья «Президент рекомендует»:
«…Первое, что неприятно бросается в глаза, — это лоббирование конкретных проектов. К примеру, Медведев подробно пишет о многочисленных льготах, которые, по его мнению, нужно дать проекту создания инновационного центра «Сколково». Мы знаем, как важен этот центр для президента, но все-таки бюджетное послание предназначено для того, чтобы обозначать государственную стратегию, а не для перечисления пожеланий руководителя страны относительно финансирования конкретных строчек бюджета.
Перед публикацией послание было разрекламировано как посвященное экономике: инновациям, инвестиционному климату, снижению административной нагрузки. В тексте действительно много раз повторяется слово «инновации». Но намного чаще бросаются в глаза пожелания президента предоставить кому-нибудь налоговые льготы или особые условия деятельности. К примеру, безусловным приоритетом государственной поддержки, по мнению Медведева, должно стать финансирование проектов, одобренных комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте.
Видимо, один из них касается энергоэффективного оборудования: в послании подробно говорится о необходимости освободить такое оборудование от налога на имущество на три года с начала эксплуатации, предусмотреть для него ускоренную амортизацию и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
Говорится и о том, что для начисления амортизации (для всего оборудования, а не только для энергоэффективного) нужно учитывать не только физический износ оборудования, но и его моральное старение.
…Вроде бы эти меры очень похожи на стимулирование модернизации отечественной промышленности. Но почему-то в голову лезут неприятные вопросы: кто из крупных компаний у нас готовится к массовому обновлению основных фондов? Какую сумму они могут сэкономить на налогах, если правительство реализует пожелания президента?
…В послании приоритеты размыты. Заявлена необходимость сократить вдвое бюджетный дефицит, но при этом поднять пенсии и зарплаты военных и судей. Сбалансированный бюджет, о котором пишет Медведев, несовместим с его же планами перевооружения и обновления автомобильных дорог.
Следующий год — предвыборный, и бюджет будет откровенно популистским, не глядя на последствия. А они уже плачевны: из общего объема роста нашего ненефтяного дефицита в этом году 3/4 связаны с постоянными затратами, констатирует МВФ. То есть от этих обязательств государству будет очень трудно отказаться и еще сложнее их соблюдать даже при малейшем падении цены на нефть».
Обзор подготовил Владимир Володин