Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Растем, но очень слабо

Вчера, 28 апреля был обнародован доклад Минэкономразвития о текущей ситуации в экономике в первом квартале. Это сразу стало ведущей экономической темой отечественных СМИ.

В тот же день «Газета.Ru» поместила статью Ольги Танас «Запасы дали экономике шанс»:
«Экономика России в первом квартале выросла на 4,5%. Но это лишь отскок после провального падения, вызванный в основном пополнением запасов. Ивестиции по-прежнему падают, а потребление растет очень медленно.
…Основной рост произошел в марте, чему, по оценке Минэкономразвития, способствовали положительные тенденции в строительстве и обрабатывающих производствах. Так, в марте по сравнению с февралем объем строительных работ вырос на 1,4%. В марте возобновился рост инвестиций: с исключением сезонности, вложения в основной капитал увеличились на 1,8% по сравнению с февралем, по отношению к марту прошлого года – на 0,7%.
«Однако этот рост в основном связан с резким обвалом инвестиций в начале 2009 года», – признает министерство. В целом по итогам квартала инвестиции были на 1,1% ниже, чем в предыдущем квартале, и на 4,7% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. …«В прошлом году обвал экономики был связан с тем, что запасы активно использовались. Сейчас компании начинают их восстанавливать, поэтому экономика подпрыгивает. Это наблюдается во всем мире», – объясняет экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
О слабом спросе говорит и относительно низкая инфляция, добавляет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Несмотря на то что за первые три месяца потребительские цены выросли на 3,2%, инфляция продолжает снижаться: в марте за период год к году она составила 6,5%, а с учетом апреля 6,3%. «Первый квартал не показателен: он традиционно очень неблагоприятный из-за одномоментного повышения цен на продукты и услуги естественных монополий», – объясняет эксперт экономической экспертной группы Мария Катаранова. Так, потребительские цены в январе-марте 2009 года выросли на 5,4%, а по итогам года инфляция составила 8,8%. «У нас есть надежды, что понижательный тренд сохранится и инфляция в этом году будет по крайней мере на уровне 7,5–8%», – предполагает Катаранова.
От восстановления спроса зависит, оправдаются ли ожидания Минэкономразвития на 2010 год. В официальном прогнозе заложен рост ВВП на 3,1%, однако уже в ближайшие дни он будет пересмотрен. Так, по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, экономика за год может подняться на 4–4,5%. «В первом полугодии ВВП может вырасти на 4–5%, но только за счет эффекта базы, которого во втором полугодии уже не будет.
Если кредитование не восстановится, то по итогам второго полугодия темпы роста ВВП замедлятся до 2%, и по итогам года получим подъем экономики от 3% до 4%», – возражает Орлова».

Сегодня, 29 апреля, к теме обратились бумажные СМИ. «Медленно в гору» - называется статья Юлии Мироновой, опубликованная во «Времени Новостей»:
«Вчера Минэкономразвития опубликовало статистику за первый квартал текущего года - рост ВВП за этот период составил 4,5%, промышленное производство прибавило 5,8%. Показатели можно было бы признать просто отличными, если бы сопоставление не проводилось с аналогичным периодом предыдущего года - по многим показателям одним из самых худших за все время кризиса. На это и обращают внимание эксперты, опрошенные «Временем новостей», которые советуют не впадать в макроэкономическую эйфорию.
По оценке Минэкономразвития, ВВП в первом квартале 2010 года вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом только за март опять же по сравнению с третьим месяцем года прошлого рост показателя достиг 4,9%. Министерство (в отличие от «Росстата») любит оперировать очищенными от сезонных и календарных факторов показателями, согласно которым выровненный рост ВВП за первый квартал составил 0,6% к четвертому кварталу 2009 года. При этом по сравнению с предыдущими кварталами темпы восстановления постепенно замедляются. Так, в третьем квартале прошлого года наблюдался рост 2%, в четвертом квартале он составлял 1,7%.
…Елена Южакова, заместитель генерального директора компании МКПЦН, указывает, что, хотя по отношению к данным за аналогичный период 2009 года действительно наблюдается и некоторый рост ВВП, и рост индекса промышленного производства, на основании данных того же Минэкономразвития наибольший рост всех основных показателей пришелся на конец прошлого года. Тогда это позволило говорить о преодолении пика кризиса, стабилизации и улучшении ситуации. «Если проводить сравнение с четвертым кварталом 2009 года, то как раз в первом квартале 2010-го имеется отрицательная динамика всех основных показателей. Говорить о новом витке кризиса не стоит, но время «головокружения от успехов» тоже еще не пришло», - полагает эксперт.
В целом г-жа Южакова осторожно оценивает первые итоги 2010 года: «С одной стороны, 2009 год действительно был очень плохим. Правительство искренне постаралось сгладить последствия кризиса, но на ВВП и падении производства подобные меры почти не сказались - по ряду отраслей падение было даже более глубоким, чем в 1998 году».
«Более оптимистичные» данные этого года - эффект низкой базы, - обращает внимание Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting UK. - Вместе с тем темпы восстановления экономики России действительно лучше прогнозных. И пусть говорить, что бизнес полностью оправился от кризиса, рано, но то, что сейчас «дела идут в гору» в сравнении с 2009-м годом, - факт, и это подтвердят почти все предприниматели».

Появившаяся в «Новых Известиях» статья Евгении Зубченко озаглавлена «Не хватает темпа»:
«…Аналитик Экономической экспертной группы Анна Васильева объясняет такой рост скорее «эффектом базы», нежели реальными успехами властей. То есть, когда мы сравниваем сегодняшний день с нашими худшими показателями по ВВП весной прошлого года, создается ощущение, что сейчас мы значительно прибавили. Однако в целом за I квартал 2010 года сезонно выровненный рост ВВП составил 0,6%. Чтобы понять, много это или мало, уместно сравнить этот показатель с докризисными январем – мартом 2008-го, когда ВВП вырос на 8% к первому кварталу 2007 года. Тогда рост объяснялся всплеском промышленного производства, сейчас же ничего подобного не наблюдается.
«В конце прошлого года наблюдалось некоторое оживление промышленности, но сейчас темпы роста опять замедляются, – рассказала «НИ» Анна Васильева. – В строительном секторе восстановление идет очень вяло, непонятна ситуация с инвестициями. Текущие показатели не дают повода говорить, что ВВП будет расти бодрее». Более того, по сравнению с предыдущими кварталами темпы восстановления постепенно замедляются (2% в III квартале и 1,7% в IV квартале прошлого года).
«То, что МЭР насчитал достаточно небольшой рост, это тревожная тенденция, – сказал «НИ» профессор Российской экономической школы Олег Замулин. – Казалось бы, экономика должна бурно восстанавливаться после кризиса, но опубликованные данные говорят об обратном. Во втором квартале ожидается замедление экономики, рост составит 0,4%. Восстановительный рост, который начался в конце прошлого года, закончился. В этом нет ничего удивительного. Перспективы на следующие годы весьма туманны. Тот рост, который был до кризиса, закончился: он базировался на использовании простаивающих ранее мощностей, доставшихся нам от советского периода. Сейчас все эти мощности задействованы, и простых источников роста нет. Нужно проводить модернизацию и вливать масштабные инвестиции, но для этого сейчас нет никаких предпосылок. Таким образом, вполне возможно, что показали, зафиксированные МЭР, – это первая ласточка наступающей стагнации».
…Словом, поводов для большой радости пока нет, и возможно, в дальнейшем их будет еще меньше. Если верить свежему докладу МВФ, то, по оценкам этой организации, в 2011 году увеличение ВВП в России опять замедлится до 3,3%. «В 2011 году нам будут нужны какие-то новые источники роста», – соглашается Анна Васильева, отмечая, что пока таких источников не видно. Более того, мы вообще можем больше никогда, по крайней мере в обозримом будущем, не вернуться к докризисным показателям, когда мы росли по 7–8% в год, считает Олег Замулин. «Это был уникальный период: несложный восстановительный рост после развала конца 80-х – начала 90-х вкупе с очень высокими ценами на нефть, – пояснил эксперт. – В ближайшие годы можно ожидать лишь очень медленного роста в районе 3%».

«Стагнация под маской оживления» - эту статью Елены Зибровой поместила газета «РБК Daily»:
«Ключевые показатели экономики по-прежнему не вселяют оптимизма. По итогам первого квартала экономика России демонстрирует оживление, констатирует Минэкономразвития в своем вчерашнем «Анализе социально-экономического развития в марте 2010 года». Между тем динамика ключевых показателей не вселяет оптимизма экспертам. Реальный рост демонстрирует только импорт, остальные незначительные отклонения по другим индикаторам лишь подтверждают стагнацию, которая может затянуться до тех пор, пока не возобновится рост потребительского спроса.
Незначительное оживление экономической активности — едва ли не главный вывод, исходящий из анализа МЭР по первому кварталу. В марте рост ВВП относительно февраля составил 0,2%, в целом за январь—март показатель вырос на 0,6%. Однако если сравнить данные по ВВП с предыдущими кварталами, то получится, что темпы роста экономики постепенно замедляются. Так, в четвертом квартале прошлого года ВВП вырос на 1,7%, в третьем — на 2%. К марту 2009 года экономика выросла на 4,9%. «Темпы роста ВВП явно замедлились по сравнению с концом прошлого года, — комментирует исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. — Основные компоненты внутреннего спроса не демонстрируют динамики, например оборот розничной торговли. Стагнирует и промышленное производство».
…Между тем некоторые эксперты все же ожидают восстановления показателя. «Во втором квартале будет ускоренно восстанавливаться инвестиционная сфера, и мы ожидаем, что оживление будет наблюдаться в строительстве за счет стабилизации цен на недвижимость, снижения процентных ставок, а также в целом господдержки отрасли», — прогнозирует главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик».

Статьей Алексея Шаповалова и Дарьи Николаевой «Продажи валюты уменьшили реальные доходы населения» откликнулся «Коммерсантъ»:
«В опубликованном вчера Минэкономики мониторинге социально-экономического развития за первый квартал 2010 года приводятся довольно занятные данные: в феврале и марте 2010 года с учетом сезонности реальные располагаемые доходы населения снижаются в отличие от реальной зарплаты, которая растет.
Реальные располагаемые доходы (не учитывают налоги, обязательные платежи и взносы) с исключением сезонности устойчиво снижаются — в марте по сравнению с февралем на 2,8%. Впрочем, с учетом январского скачка в 5,2% их рост в первом квартале 2010 года по сравнению с первым кварталом 2009 года составил 2,5%. В то же время реальная зарплата с учетом сезонности сохраняет положительную динамику — в марте 2010 года ее рост составил 0,5% по отношению к февралю 2010 года. «Постепенный выход из кризиса способствовал росту заработной платы во всей экономике»,— отмечается в отчете министерства. В первом квартале 2010 года по отношению к четвертому кварталу 2009 года реальные зарплаты выросли на 1,2%.
…В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) не соглашаются с оценками Минэкономики и считают их некорректными и непонятными — но все дело в методологии, которой придерживаются в Росстате для оценки состояния реальных доходов. Ведущий эксперт ЦМАКПа Игорь Поляков называет данные мониторинга министерства «несуразицей», поясняя, что ни в Росстате, ни в Минэкономики не учитывают изменения объема накопленной валюты на руках у населения, что и объясняет различие в поведении данных о доходах и торговле. Господин Поляков недоумевает, как Росстат может показывать рост реальных доходов в январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года на 15%, если он объясняется продажей валюты. «Они вынуждены приводить это показатель в силу методологии»,— отмечает он.
По данным ЦМАКПа, реальная зарплата с исключением сезонности в феврале сократилась на 1,2%, в марте — выросла на 1,6%, а за первый квартал демонстрирует «восстанавливающий рост» — 0,3%. «Такая динамика хорошо согласуется с оборотом торговли со среднемесячным слабым, но ростом в 0,1%»,— отмечает Игорь Поляков».

Статья Елены Куком «Шопинг проснулся» опубликована «Российской газетой»:
«К признакам оживления экономики можно отнести возобновившийся впервые с февраля прошлого года спрос населения на непродовольственные товары, а также инвестиционного оживления - в годовом исчислении впервые с ноября 2008 года. Но в целом экономический рост неустойчив, признает минэкономразвития.
Потребление в первом квартале этого года выросло на 0,8 процента по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, оборот розничной торговли непродовольственными товарами - на 1,8 процента. По сравнению с февралем этого года население купило больше непродовольственных товаров на 8,4 процента. Такой скачок был достигнут за счет роста доходов населения в основном за счет январского увеличения пенсий. Однако насколько долгосрочной будет эта тенденция, не ясно. Граждане по-прежнему предпочитают копить, а не тратить. При росте доходов (без учета инфляции) на 13,7 процента потребительские расходы выросли на 8,4 процента, сбережения - в два раза. А уже в марте доходы стали снижаться - на 2,8 процента с учетом инфляции по отношению к февралю».

Наконец, «Ведомости» поместили статью Ольги Кувшиновой «Отучились шиковать»:
«Тенденция сокращать расходы в пользу сбережений, пришедшая в 2009 г. на смену потребительскому буму, продолжается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития за I квартал 2010 г. Расходы людей на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы: за январь — март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период 2009 г. и 5,3% — за весь 2008 год. А доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%. Между тем сами денежные доходы за I квартал выросли на 13,8% (к такому же периоду 2009 г.) во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменился спадом на 2,8-2,9% (к предыдущим месяцам). Индексация вызвала временный рост спроса и цен на социально значимые продукты, пишет министерство, к марту этот спрос исчерпался и рост цен на продовольствие замедлился.
Зато в марте стартовала госпрограмма «деньги за автохлам». Продажи легковых автомобилей в сравнении с февралем выросли на 32,7%, зафиксировало Минэкономразвития. И хотя россияне по-прежнему тратятся на продукты питания в ущерб промтоварам (доля продовольствия в товарообороте розницы выросла до 49,1% против 48,5% за январь — март 2009 г.), министерство замечает «активизацию покупательского спроса»: в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти — на 1,8% к марту-2009 (вся розница выросла на 2,9%). Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников, мобильных телефонов, перечисляет министерство в мониторинге.
Реализация программы «деньги за автохлам» добавила розничному обороту в марте порядка 5 млрд руб., это менее 1% оборота всей непродовольственной розницы, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики.
…Торговцы бытовой техникой всплеска продаж не зафиксировали, говорит Надежда Киселева, пресс-секретарь «М.видео»: «В целом по рынку ситуация ровная, незначительный рост мы зафиксировали лишь в апреле».
…По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 г. вырастет примерно на 10%. Но зафиксированный в марте первый прирост обязательств населения перед банками оказался вызван несколькими краткосрочными сделками банка «Уралсиб». Тем не менее смог нарастить розничный кредитный портфель Сбербанк, а выдача ипотечных кредитов и вовсе вышла на докризисный уровень, уверяет представитель этого банка.
При этом в I квартале вклады граждан в российских банках, по данным ЦБ, выросли на 4% (до 7,8 трлн руб.). Но ставки по вкладам уже не способствуют наращиванию сбережений, указывает начальник отдела BNP Paribas Юлия Цепляева: в марте средние ставки по депозитам населения до года составили 7,4% против 10% в октябре 2009 г. (максимум 2009 г.). Из-за укрепления рубля сбережения в валюте тоже потеряли привлекательность. В течение нескольких месяцев население пересмотрит структуру использования своих доходов в пользу потребления, полагает Цепляева: «Потребление — главный источник для восстановления экономики, и оно будет расти».

Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости