Наиболее обсуждаемой российскими СМИ на прошедшей неделе экономической темой стало выступление министра финансов Алексея Кудрина на конференции в ГУ ВШЭ.
Выступление состоялось 6 апреля, и в тот же день «Газета.Ru» уже опубликовала статью «Кудрин замораживает расходы»:
«В ближайшие десять лет Россия будет жить без роста реальных бюджетных расходов, предупредил министр финансов Алексей Кудрин.
…«В бюджетной политике, конечно, тоже будут происходить существенные изменения. Мы после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будем иметь десятилетие без роста расходов. В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20%. Но это консервативный сценарий», – заявил во вторник вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Высшей школе экономики.
По словам главы Минфина, лишь к 2020 году Россия сможет вернуться к уровню реальных расходов 2010 года. «Это серьезный вызов. Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей.
Это сложно будет и политически, в рамках даже нашей работы правительства», – добавил Кудрин. В качестве примера он привел некоторые министерства, в частности промышленный блок, которые предлагают программы поддержки экономики, по объему превышающие докризисные.
…Правда, пока банки неохотно кредитуют реальный сектор экономики, признал Кудрин: в прошлом году кредитование не увеличилось, сохранившись на уровне 2008 года, а в 2010 году, по оптимистическому прогнозу, вырастет всего от 5% до 10%. «Кредит будет идти вместе, параллельно со спросом, и по мере их востребованности, конечно, кредиты в российской экономике начнут расти», – надеется глава Минфина. При этом не надо рассчитывать на то, что финансовые власти будут стимулировать банки снижать стоимость кредитов через ставку рефинансирования. По словам Кудрина, снижение ставки ЦБ прекратится, поскольку возникают риски возобновления инфляции.
Расходы не будут расти, даже несмотря дорожающую нефть и, соответственно, сокращение дефицита бюджета.
…Отказ от реального роста расходов означает возвращение к докризисной политике накопления средств.
С одной стороны, подушка безопасности в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния помогли властям в условиях кризиса поддерживать экономику. Но с другой стороны, эффективное расходование средств, направленное на диверсификацию и модернизацию экономики, позволило бы смягчить удары кризиса. Ведь нынешняя сырьевая структура отечественной экономики и привела к тому, что падение ее ВВП стало самым глубоким среди всех развитых и ведущих развивающихся стран.
Впрочем, политика Минфина имеет оправдание, отмечают эксперты. «Тот факт, что реальные расходы остаются на прежнем уровне, говорит о том, что у нас будут сокращаться доходы. Кудрин здесь говорит о том, что экономика расти не будет», – объясняет директор департамента стратегического развития ФБК Игорь Николаев.
…За десятилетие, о котором говорит Кудрин, должно пройти переориентирование бюджета на внутреннюю экономику. «Около 30–40% бюджета напрямую зависит от цен на сырье на глобальных рынках, которые мы не контролируем, а значит, прогнозировать расходы бюджета совершенно невозможно. Чтобы этого избежать, надо ориентироваться на доходы от внутренней экономики, а не экспортного сектора», – говорит главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров».
Статья Инги Воробьевой «Десять худых лет от Кудрина» появилась в этот же день в On-line варианте газеты «РБК Daily»:
«…Риски второй рецессии пока сохраняются, заявил сегодня на международной конференции в Высшей школе экономики Алексей Кудрин. «Может, она будет называться вторым кризисом», – уточнил терминологию глава Минфина, отметив при этом, что данной точки зрения придерживается меньшинство экономистов. «Но мы в этой неопределенной ситуации еще не знаем точно, как рассосутся или как развяжутся те узлы, которые сложились», – сказал министр.
Первые ростки восстановления экономик еще очень неустойчивы, считает Кудрин. «Мы по-прежнему понимаем, что экономический рост в мире связан с фискальными запретами разных стран и с действиями центральных банков по поддержке ликвидности», – отметил он, пояснив, что это иллюстрируется низкими ставками рефинансирования по банкам в ведущих странах мира.
В бюджетной политике тоже будут происходить существенные изменения, считает глава Минфина. «Мы после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будем иметь десятилетие без роста расходов, – предсказал чиновник. – В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20% (от нынешнего уровня. – РБК daily). Но это консервативный сценарий. А к 2020 году мы вернемся к уровню реальных расходов этого, 2010 года».
Это серьезный вызов, не отрицает Кудрин. «Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей. Сложно будет и политически, в рамках даже нашей работы правительства», – предрек министр».
7 апреля в обсуждение доклада главы Минфина включились газеты. Статью Сергея Куликова и Михаила Сергеева «Власти впервые трезво оценили кризис» опубликовала «Независимая Газета»:
«Прогнозам полного восстановления экономики в 2012 году, очевидно, не суждено стать реальностью. Такими же нереальными признаны ожидания руководства Центрального банка РФ по приросту кредитования в 2010 году на 20%. Вчера глава Минфина Алексей Кудрин почти в четыре раза ухудшил прогноз по оживлению кредитования в стране, отметив, что даже в оптимистичном варианте прирост кредитов составит в этом году 5–10%. Он впервые признал, что большие затраты на социальную поддержку населения отодвигают сроки восстановления экономики как минимум на один-два года. …«Мы, защищая население, уменьшили некоторые стимулы и факторы роста экономики на ближайшие год-два, поэтому после такой бурной поддержки остается задача увольнения избыточной численности, повышения производительности труда, снижения издержек – это объективные факторы экономического роста на ближайшее время», – отметил Кудрин на XI Международной конференции ГУ-ВШЭ. По его словам, антикризисная политика властей в большой степени была направлена на защиту населения. И Россия является одной из немногих стран, обеспечивших сохранение реального уровня его доходов.
…По его словам, до кризиса совокупный размер заработной платы в стране составлял около 25% ВВП и сегодня не изменился, в то время как после кризиса 1998 года уровень зарплаты существенно упал. Тогда это дало большие возможности для предприятий – стоимость рабочей силы снизилась, что стало особым фактором быстрого роста и посткризисного восстановления.
На этот раз ситуация в корне изменилась: рабочая сила стоит дорого, отечественная экономика уже не будет подпитываться высокими ценами на сырьевые товары, не будет и серьезного прироста притока капитала. Кудрин с сожалением признал, что 90-е годы ХХ века Россия, как и многие другие страны, может считать «потерянными с точки зрения объема и роста экономики». «К сожалению, и 2000-е оказались не теми годами, когда бы мы создали принципиально новый базис для новой будущей экономики», – уточнил он.
Коррекции подвергся и такой важный показатель, как кредитование. «Я думаю, что в этом году оно вырастет от 5 до 10%, но это оптимистический прогноз», – заявил Кудрин. Между тем еще в начале февраля глава Центробанка Сергей Игнатьев на встрече с банкирами уверенно заявлял, что по итогам 2010 года рост кредитного портфеля российских банков может составить 15–20%.
…Кроме того, Россию ждет как минимум десятилетие без роста реальных расходов федерального бюджета.
…По мнению вице-премьера, «это серьезный вызов». «Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей, – признал он. – Это сложно будет и политически».
…По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, Кудрин просто признал очевидное. «ЦБ на днях сообщил, что за период с 1 марта 2009 по 1 марта нынешнего года объем кредитования корпоративного сектора упал на 6,8%, а по физическим лицам показатели еще более низкие, – пояснил аналитик. – И когда вместо оживления получается провал, приходится корректировать свои прогнозы. Хорошо еще, что 5–10% оставили».
Как пояснил «НГ» председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР) Андрей Спиридонов, процесс реанимации экономики проходит не так активно, как всем хотелось бы. «Занимаясь обновлением базы членов АМПР, мы столкнулись с ситуацией наглядно – те предприниматели, которым удалось удержаться на плаву в прошедшем году, не готовы в настоящее время брать кредиты и развиваться, – отметил он. – Большинство выжидает большей стабилизации».
Что же касается остальных заявлений, то, как отмечает Николаев, у него они вызывают противоречивые чувства. «С одной стороны, признается то, что мы говорили еще год назад, а именно трата денег на повышение пенсий и других социальных обязательств – это ловушка, в которую государство само себя загоняет на годы вперед, – напоминает он. – Потому что задрать планку по социальным расходам можно, но снизить ее уже не получится, учитывая предстоящие выборы и т.д. Остается вопрос – где был Минфин и его глава год назад и почему тогда слов о том, что защита населения уменьшает факторы роста экономики, не произносилось?»
В этой связи заявление о снижении расходов под грузом соцобязательств вполне объяснимо. «Сначала будем опустошать всевозможные резервные фонды, потом залезать в долги и т.д., – считает Николаев. – Прежде всего будут урезаться расходы на национальную экономику, ЖКХ, межбюджетные трансферты регионам, охрану окружающей среды, даже здравоохранение в каких-то направлениях и т.д. Понятно, что не будут урезаны расходы по общегосударственным вопросам, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, учитывая последние события».
В свою очередь, старший экономист компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский считает обещание Кудрина не увеличивать госрасходы позитивным сигналом. «Безумный рост госрасходов в 2009 году резко дестабилизировал государственные финансы и заставил вспомнить сценарии 1998 года», – считает экономист».
«Ведомости» помещают в тот же день статью Екатерины Кравченко со стандартным заголовком «10 лет экономии»:
«России придется жить без роста реальных расходов почти 10 лет, заявил Кудрин на конференции в Высшей школе экономики. В какой-то момент их придется даже снизить, к 2015 г. — на 20%, прогнозирует он.
…По закону о бюджете дефицит казны составит 6,8% ВВП в 2010 г., 4% в 2011 г. и 3% в 2012 г. По оценкам Минэкономразвития, уже в этом году дефицит может быть ниже — 6% ВВП, говорит чиновник ведомства, участвующего в обсуждении прогноза. Дефицит может составить 6-6,8%, допускал ранее Кудрин.
Кудрин не первый год отстаивает сдерживание роста расходов и ратует за увеличение контроля за тратами, отмечает Владимир Тихомиров из «Уралсиба». В период кризиса расходы выросли в 4 раза в реальном выражении, отметил Кудрин. Это была вынужденная мера, но теперь Минфин намерен снова отстаивать эту жесткую линию, считает Тихомиров. Сейчас предупреждение Кудрина имеет принципиальное значение — начинается бюджетный процесс и к концу июня должны появиться основные параметры бюджета-2011, отмечает Тихомиров.
Помешать правительству сдержать расходы в среднесрочной перспективе могут выборы в 2012 г. и рост сырьевых цен (средняя цена нефти марки Urals с начала года — $75,15, в бюджете — $58), считает Наталья Акиндинова из Центра развития ГУ-ВШЭ. Если сырье будет дорожать, позиции Кудрина по сдерживанию расходов ослабеют, согласен Тихомиров.
Нужна реформа бюджета, но она труднореализуема, уверены эксперты. «При утверждении бюджета каждый год идет бой между ведомствами, и роста трат добиваются те, у которых больше политического влияния», — отмечает Тихомиров».
Еще одну статью под заголовком «Десять лет экономии» (автор – Анжела Дружинина) поместили 7 апреля «Новые Известия»:
«…По словам г-на Кудрина, «в бюджетной политике, конечно, тоже будут происходить существенные изменения».
…Алексей Кудрин передал «привет» промышленному блоку, который предлагает программы поддержки экономики, по объему превышающие докризисные. «Думаю, что и у нас в правительстве нужно поменять психологию и понимать, что в первую очередь нам придется опираться на рыночные институты, конкуренцию, возможности финансового сектора страны», – заявил министр. Второй его «привет» был адресован работающему населению. «Мы, защищая население, уменьшили некоторые стимулы и факторы роста на ближайшие год-два, поэтому после такой бурной поддержки все-таки остается задача увольнения избыточно занятых, повышения производительности труда предприятий, снижения издержек – это объективные факторы экономического роста на ближайшее время», – объяснил вице-премьер.
Он также сообщил, что снижение ставки ЦБ прекратится, поскольку возникают риски возобновления инфляции. Расходы не будут расти, даже несмотря на дорожающую нефть и соответственно сокращение дефицита бюджета».
Статья Елены Мишиной в «Московском Комсомольце» от того же числа озаглавлена непривычно хлестко – «Скупой рыцарь модернизации»:
«Денег в бюджете России нет и в ближайшее время не предвидится. Поэтому модернизацию надо проводить силой мысли. Таков основный тезис выступления Алексея Кудрина, ставшего вчера хедлайнером первого дня 11-й Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики.
…По словам Кудрина, 20 апреля глава кабмина Владимир Путин намерен выступить в Государственной Думе с отчетом по антикризисным мерам. А в следующий понедельник (т.е. 12 апреля) Минфин и Министерство экономического развития проведут в Белом доме совместную годовую коллегию. По всей видимости, это решение родилось считанные недели назад. Еще совсем недавно пресс-службы обоих ведомств по отдельности аккредитовали прессу на свои годовые собрания, которые затем отменили. К слову, глава МЭР Эльвира Набиуллина хоть и была заявлена среди гостей ВШЭ, но вчера не пришла. Возможно, чтобы, выступая друг за другом, федеральные чиновники не «путались в показаниях», ведь у ведомств есть противоречия по программе повышения эффективности бюджетных расходов. Однако Кудрин отметил, что к коллегии эти разногласия будут сняты, часть из них ведомства преодолеют на совещании у премьер-министра РФ Владимира Путина.
…Ключевой задачей для правительства он назвал построение устойчивой экономики, а снижение инфляции и процентных ставок — важнейшим фактором для роста. Который, впрочем, будет притормаживать в ближайшие год-два. И все из-за того, что правительство, защищая доходы населения, «законсервировало» проблемы предприятий. Министр назвал это правильным шагом, но отметил, что решать их все равно придется — не избежать увольнений лишних работников и повышения эффективности труда оставшихся. Придется также заимствовать технологии: покупать или привлекать прямые иностранные инвестиции.
Есть и хорошие новости: Кудрин выразил надежду на то, что в России повысятся не налоги, а эффективность использования бюджетных денег».
«Модернизация кризиса» - так называется статья Веры Ситниной в газете «Время Новостей»:
«…«Эпоха Путина» сменяется «десятилетием без роста, без роста государственных расходов». Российская экономика должна будет найти собственные возможности для роста, не опираясь на государство. А бюджет должен формироваться преимущественно за счет внутренних доходов российской экономики, а не благодаря экспорту энергоносителей. Такие оценки дал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Высшей школой экономики. «Первые ростки роста (после глобального экономического кризиса. - Ред.), которые есть в мире и в нашей стране, еще очень неустойчивы», - полагает он.
Глава финансового ведомства, и по должности, и по складу характера привыкший проявлять осторожность и консерватизм, не исключает повторения мировой рецессии. Риск нового витка кризиса остается, так как никто не понимает, что будет дальше. «Придется ли повышать ставки рефинансирования еще до того, как заработает мотор мировой экономики? Придется ли снижать фискальные пакеты и уменьшать дефициты своих бюджетов еще до того, как заработает реальный конечный спрос? Сегодня такого очевидного, четкого ответа нет, поэтому риски второй рецессии пока сохраняются, хотя кто-то говорит, что это будет не вторая рецессия, может быть, она будет называться вторым кризисом», - сказал он.
С г-ном Кудриным согласны и другие участники конференции. «Мы будем все больше жить в эпоху нестабильности и растущей конкуренции», -- полагает президент Сбербанка, бывший коллега г-на Кудрина по кабинету министров Герман Греф.
…Алексей Кудрин предупредил: в случае если не удастся повысить эффективность расходов и отдачу от вложенных средств, есть вероятность, что будут увеличиваться налоги. Однако все же добавил, что этот сценарий маловероятен. «Я думаю, мы избежим повышения расходов, но нам придется повышать эффективность бюджетной системы», - заключил он.
Вопрос, как жить дальше, был основным. А слова «кризис» и «модернизация» были ключевыми во всех докладах, прозвучавших на конференции. Какие выводы сделал российский бизнес из постигшего его кризиса? И что делать дальше? Как добиться уверенного роста экономики? В условиях растущей конкуренции существует только один выход, полагает Герман Греф: снижать издержки производства.
«Недостаточная квалификация российской рабочей силы пугает иностранных инвесторов даже больше коррупции», -- сказал главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Берглоф. Алексей Кудрин также убежден, что без увольнения избыточного количества сотрудников модернизации экономики не достичь. А вице-президент Всемирного банка Отавиано Кануто с графиками в руках показал конкурентные преимущества Бразилии перед Россией в области благоприятной деловой среды и создания условий для инноваций».
Обзор подготовил Владимир Володин