10 марта на заседании правительства обсуждался проект основных направлений налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012—2013 годов. Эта тема стала одной из наиболее популярных в российских СМИ.
В тот же день «Газета.Ru» поместила статью Рустема Фаляхова «Инновации со скидкой»:
«…В среду правительство обсудило проект основных направлений налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012—2013 годов. Хорошая новость состоит в том, что для инновационных предприятий, как и ожидалось, будут предусмотрены налоговые преференции.
«Для них мы готовы сохранить ставку страховых взносов на уровне 14%, то есть это фактически то, что они выплачивают сегодня», — сказал премьер.
Налоговые стимулы будут введены и для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование. «Предлагается освободить их от налога на имущество сроком до трех лет», — сказал Путин. Но и это не все. Коммерческие организации, работающие в сфере предоставления гражданам услуг в области образования и здравоохранения, также освободят от уплаты налога на прибыль «как минимум на 8 лет». Эта новация затронет и аналогичные некоммерческие организации, уточнил премьер.
Также он пообещал, что будет расширено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
…Плохая новость: глава правительства признал, что без увеличения налоговой нагрузки в следующем году не обойтись. «Самая острая проблема — это рост нагрузки на фонд оплаты труда с 2011 года», — сказал он и напомнил, что принято решение о повышении страховых взносов на обязательное социальное страхование с 26% до 32%. «Без этого невозможно обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы и одновременно повысить уровень жизни старшего поколения», — подчеркнул Путин.
…Налоговые льготы и послабления не должны рассматриваться как локомотив развития инновационной деятельности в стране, убеждены эксперты. Налоговое стимулирование — лишь один из элементов масштабного взаимодействия бизнеса и власти, считает партнер BDO в России Виталий Иваненко. Но, к сожалению, внятной концепции такого взаимодействия до сих пор не выработано. Этот видно из тех разрозненных предложений по налоговым стимулам, которые предлагаются как министерствами, так и самим бизнесом.
Даже в странах-лидерах налоговое стимулирование инноваций часто оказываются ненужной надстройкой с бюрократическими процедурами определения, что считать инновациями, а что нет, и возможностями для компаний с помощью получения инновационного статуса уклоняться от налогов, согласен ректор учебного центра «Финам» Ярослав Кабаков. «По идее, инновации должны сами себя окупать, и никакие особые поблажки им не нужны. Государство с гораздо большим эффектом может стимулировать фундаментальную науку и подготовку квалифицированных кадров, которые станут питательной почвой для инноваций», — говорит Кабаков.
Как показал кризис 1998 года, любая «инвестиционная льгота» будет весьма востребованна и способна дать позитивный результат, полагает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. С этой точки зрения стимулы Минфина нуждаются в расширении, и чем больше, тем лучше.
…Сокращение расходов бюджета — дело более хлопотно, чем повышение доходов за счет налогов, объясняет логику действий властей ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев. «Но повышение налогового пресса ударит не по тем, кто получал сверхдоходы от продажи энергоносителей, а по всем огульно. Та относительная стабильность, которая была в сознании работников относительно своего благосостояния, будет разрушена резким повышением нагрузки на ФОТ. Последствия этого повышения работодатели неизбежно переложат на плечи (кошельки) работников», — говорит Ширяев. Последствия увеличения налоговой нагрузки предсказуемы: задержки и сокращения зарплат (в ее официальной части), увольнения, преднамеренные банкротства. «А чуть позже последствия почувствует и власть в виде социальных выступлений», — полагает эксперт».
11 марта к теме обратились газеты. Статья «Бюджетный эскиз выглядит авангардно» (автор Дмитрий Бутрин) была опубликована в «Коммерсанте»:
После первого анализа расходов бюджета на 2011-2013 годы, состоявшегося 9 марта, правительство вчера впервые проанализировало структуру доходов. Пока совещания у Владимира Путина показали лишь растущее несогласование основных целей Белого дома. Правительство хочет одновременно смягчить повышение налоговой нагрузки в 2011 году, сократить бюджетный дефицит, продлить ряд ФЦП и начать реализацию новых программ.
...Совещание Владимир Путин открыл заявлением, в котором идейно поддержал предложения Минфина по «инновационной поддержке промышленности через более плавное» повышение в 2011 году совокупной ставки социальных платежей. Напомним, Минздрав против этой идеи, предполагающей введение в 2011 году совокупной ставки в 32%, а не в 34%, как предполагалось ранее, а Минэкономики выступает с идеей более масштабных налоговых льгот «инновационному бизнесу».
Пока единственный известный результат совещания — поручение премьер-министра Минфину подготовить освобождение от уплаты налога на прибыль «как минимум» на восемь лет организаций, работающих в сфере образования и здравоохранения. Отметим, «инновационные» льготы Минфина, с 2010 года не имеющие прямого отношения к доходам бюджета (это платежи во внебюджетные Пенсионный фонд, Федеральный фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования), в реальности имеют прямое влияние на расходную часть бюджета — льготы по бывшему ЕСН увеличивают дефицит средств в социальных фондах, который покрывается из расходов бюджета. Как и в случае с индексациями пенсий.., Минфин готов на сокращение «свободных» налоговых доходов в пользу сокращения госрасходов.
По данным «Ъ», окончательных решений на совещании принято не было, в частности, решение по ставкам страховых платежей перенесено на апрель 2010 года. Тем не менее фактически утвержден ряд новых расширений налоговых льгот — в частности, в рамках поддержки энергоэффективности будут введены льготы по налогу на имущество компаний, реализующих программы в этой области. По данным «Ъ», на совещании не обсуждался эффект и от изменений схем корпоративного налогообложения, но в 2011 году эффект от нее существенным для доходов бюджета не ожидается.
Сокращение плановых доходов бюджета между тем делает более проблематичным торг за госрасходы. По данным источников «Ъ» в Белом доме, на совещании по федеральным целевым программам (ФЦП) 9 марта не было принято решения отказаться от планового сокращения дефицита бюджета на 2011 год в 4%, определенного законом о бюджете на 2010-2012 годы. Однако удержать его без сверхплановых доходов бюджета будет невозможно. По сведениям «Ъ», основной проблемой в формировании расходной части бюджета на 2011 год стали предложения ведомств о продлении в том или ином виде ФЦП, срок действия которых заканчивается в 2009-2011 годах — речь идет о не менее чем 15 относительно крупных ФЦП, в том числе программах Минрегиона, Минобрнауки, Минэкономики, Минпромторга. Формальный повод для этого у всех ведомств есть: сокращение финансирования большинства ФЦП в 2008-2009 годах — это, с одной стороны, оправдывает формальное неисполнение целей программ дефицитом финансирования, с другой стороны, позволяет открыть переговоры с Белым домом и Минфином о возврате к «старому» графику финансирования ФЦП на период до 2013-2015 годов.
Речь идет о суммах в 0,4-0,6 трлн руб., или около 1-1,5% прогнозного ВВП 2010 года, причем в дополнение к плановым расходам, предполагаемым законом о бюджете на 2010-2012 годы».
Статью Игоря Наумова «Инновации пропустят через налоговый рай» опубликовала в тот же день «Независимая Газета»:
«…Документ подготовлен с учетом требований президента Дмитрия Медведева и самого премьера о создании дополнительных стимулов для бизнеса с целью повышения инновационной составляющей отечественной экономики. Как известно, основную фискальную нагрузку на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы. С целью снижения налогового бремени на инновационные предприятия проект основных направлений налоговой политики на 2011–2013 годы предусматривает корректировку ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В повестке дня также модернизация порядка учета расходов бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Минфин обещает позаботиться о благоприятных условиях налогового администрирования для инновационных компаний. Это, в частности, предполагает создание отдельных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, «единое окно» постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам. Частично полномочия поддержки инновационных предприятий делегируют регионам. Например, право принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Предлагается также переход на новую систему расчета амортизации, сокращение налогооблагаемой прибыли за счет расходов на НИОКР для компаний, которым будет присвоен статус инновационных. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин к таким предприятиям относит резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малые инновационные компании при вузах и т.п. Для них он согласен ограничить повышение размера страховых платежей с 2011 года с 34 до 32%. Двухпроцентная экономия – до 250 млрд. руб. в год – будет достигнута за счет отказа повысить выплаты по линии медстрахования с 3,1 до 5,1%. Кроме того, Минфин согласился расширить список предприятий, которые в ближайшие годы будут пользоваться еще более низкой – 14-процентной – ставкой по страховым платежам.
Со своей стороны глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступала за введение спецрежима для инновационных компаний, льгот по налогам на прибыль и на имущество.
…В то же время бизнес без особого пиетета относится к инициативам Минфина и Минэкономразвития. Председатель «Деловой России» Борис Титов считает, что предложенные меры повышения инновационной активности носят половинчатый и декларативный характер. Например, это касается готовности правительства обнулить налог на прибыль для инновационных компаний. Титов напомнил, что по инновационным проектам прибыль может быть получена и через 5, и даже через 20 лет. Таким образом, этот налог в любом случае не будет уплачиваться предприятиями, а значит, дарованная правительством льгота не может считаться действенным инструментом поддержки инновационной политики.
По мнению Титова, инновационные организации нуждаются в освобождении от налога на имущество сроком на три года, пока новое оборудование не будет установлено, а производственный процесс полностью отлажен».
Статью Юлии Мироновой «С чувством глубокого облегчения» поместила газета «Время Новостей»:
«Формально совещание в Ново-Огареве было посвящено работе над проектом федерального бюджета на будущий год. «Обратимся к той части нашей работы, которая является в этом смысле приоритетной, - посмотрим на основные направления налоговой политики», - открыл заседание премьер. «Считаю, что в этой сфере действовать нужно крайне аккуратно, и все вы со мной согласны», - однозначно утвердительно заявил г-н Путин.
…«Недостаточно просто предусмотреть ту или иную стимулирующую меру, нужно еще наладить эффективное применение этих мер», заявил премьер. По его словам, необходимо создать все условия, чтобы «законопослушный бизнес мог в полной мере воспользоваться имеющимися преференциями»: «Следует помогать налогоплательщикам уплачивать налоги вовремя и правильно, а не придираться и не преследовать за несущественные ошибки. Хотя, конечно, порядок должен быть».
Самой острой проблемой в ближайшее время Владимир Путин видит объявленный им же в рамках пенсионной реформы рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с 2011 года - страховые взносы, введенные с 2010 года вместо единого социального налога, повысятся с действующих 26% до 34.
Надо напомнить, что эта мера, предложенная Минздравсоцразвития, привела в состояние уныния предприятия тех отраслей, в которых по роду деятельности основные издержки связаны с оплатой труда и соответствующий рост фискальной нагрузки воспринимается особенно болезненно.
…Нынешнее совещание продемонстрировало, что Владимир Путин услышал и голос предпринимателей: «Нужно поискать резервы, чтобы в будущем году сделать рост фискальной нагрузки плавным. Кроме того, у нас есть инновационные предприятия, где даже небольшое повышение налогов может оказаться критичным и привести к свертыванию программ развития. Для них мы готовы сохранить ставку страховых взносов на уровне 14%. И нужно еще раз взглянуть на перечень отраслей, которые могут воспользоваться этой льготой».
…Малый бизнес планируется поддержать расширением сферы применения системы патентования, которая облегчает ведение деятельности и снижает административную нагрузку.
После этого глава правительства озвучил самую радикальную инициативу. «И наконец, некоммерческие организации, занимающиеся образованием, наукой, культурой, медициной, должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль. Такой шаг серьезно расширит возможности для их работы, а в перспективе мы сможем передать негосударственным организациям часть бюджетного заказа, что должно стимулировать конкуренцию за право оказывать гражданам те или иные услуги, повышать качество работы», -- объявил премьер. А чтобы коммерческие организации, занимающиеся аналогичными видами деятельности, не слишком завидовали, такое же освобождение, только с ограниченным сроком действий - на восемь лет, получат и они.
Владимир Путин попросил Министерство финансов подготовить и внести в правительство соответствующие предложения по поправкам в Налоговый кодекс».
Газета «РБК Daily» выразила свое отношение к событиям уже самим заголовком статьи Инги Воробьевой – «Инноваторы подождут»:
«…Налоговая система должна стимулировать развитие, однако ее базовой функцией по-прежнему остается пополнение бюджета, заявил Владимир Путин на совещании. Премьер с ходу дал понять, что каких-то кардинальных поворотов ждать пока не стоит: «Считаю, действовать в этой сфере — и все вы со мной согласны — нужно крайне аккуратно, каждый шаг должен быть взвешен, просчитан. Мы должны понимать среднесрочные и долгосрочные последствия принимаемых решений».
По двум основным вопросам, как рассказал РБК daily участник совещания, договориться так и не удалось. Первый касался налогового спецрежима для инновационных предприятий, который предложило Минэкономразвития: обнуление налогов на прибыль, имущество и землю. Против этой инициативы выступил Минфин, которому был непонятен процесс «инновационного отбора».
…Вторым камнем преткновения стало озвученное на совещании предложение премьера повышать фискальную нагрузку не махом, а поэтапно. «Как известно, мы приняли решение о повышении страховых взносов на обязательное социальное страхование (с 26 до 34%. — РБК daily), — заявил Владимир Путин. — С учетом кризиса на текущий 2010 год сохраняется прежняя ставка страховых взносов, 26%. Нужно поискать резервы, чтобы и в 2011 году сделать рост фискальной нагрузки плавным». Вопрос будет вынесен на обсуждение в апреле, рассказал участник совещания.
Вопросы, по которым все же удалось договориться, давно обсуждались в коридорах власти. Некоммерческие организации в сфере образования, науки, культуры и медицины будут освобождены от уплаты налога на прибыль. Коммерческие организации той же сферы будут освобождены от того же налога на срок минимум восемь лет. Владимир Путин поручил Минфину подготовить и внести в правительство соответствующие предложения по поправкам в Налоговый кодекс. «А в перспективе мы сможем передать негосударственным организациям часть бюджетного заказа, — поделился планами премьер. — Как показывает практика, это стимулирует конкуренцию за право оказывать гражданам те или иные услуги, заставляет повышать качество работы».
Обзор подготовил Владимир Володин