Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поборем ли кризис?

Антикризисная программа правительства, разумеется, вызвала оживленное обсуждение в отечественных СМИ.

Саму «Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» может прочитать любой желающий: http://premier.gov.ru/anticrisis/.

Сразу после ее опубликования «Газета.Ru» помещает 8 апреля статью директора Департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева «Программа углубления кризиса»: «Реализация Программы антикризисных мер будет означать продолжение прежней стратегии, когда львиная доля средств направлялась в финансово-кредитную систему. Это значит, что борьба с кризисом по-прежнему будет дорогостоящей, бессистемной и хаотичной.
…Когда буквально в первых строках документа содержится утверждение о том, что меры первого этапа (октябрь – декабрь 2008 года) «позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики», то понимаешь: об объективности анализа говорить не приходится.
Падение роста промышленного производства с 6,3% в сентябре 2008 года до минус 16% в январе и 13,2% в феврале 2009 года по сравнению с соответствующими периодами прошлого года – это не разрастание кризиса?! А обвал в строительстве с плюс 9,8% в сентябре 2008 года до минус 20,7% в феврале 2009 года?! А резкое ухудшение дел в торговле, где еще в сентябре 2008 года было плюс 14,3%, а уже в феврале 2009 года минус 2,4%?! Это тоже все недопущение разрастания кризиса?!
Если сказать, что все это «не совсем правда» – значит, ничего не сказать.
…Как известно, главный приоритет – это выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме. Звучит красиво, что и говорить: социальные пенсии, а также базовая, гарантированная часть трудовых пенсий увеличатся на 42,8% за год. Средний размер трудовых пенсий должен вырасти в 2009 году на 35%.
Безусловно, такую индексацию можно было бы приветствовать, если бы не одно «но»: где гарантии, что значительно повышенные социальные обязательства удастся выполнить и после 2009 года?
Тем более что при представлении программы в Госдуме было заявлено, что высокие темпы роста пенсий сохранятся и в 2010 году. Официальный прогноз по дефициту федерального бюджета на 2009 год – 3 трлн рублей, или 8% ВВП. Заявлено, что почти все они будут взяты из Резервного фонда, размер которого на 1 марта 2009 года оценивался в 4,9 трлн рублей. Следовательно, практически две трети этого фонда уйдет на покрытие дефицита в текущем году. И фонд уже начал стремительно опустошаться: только за март он похудел на 752 млрд рублей, так что на 1 апреля 2009 года в нем осталось немногим более 4,1 трлн рублей. Что будем делать в следующем году?
…Обращает на себя внимание тезис о том, что неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. Это похоже на то, что записали в своей антикризисной программе TARP (Troubled Asset Relief Program) американцы: налогоплательщики не должны платить за ошибки Уолл-стрит. Хороший, правильный принцип. Однако надо признаться: лукавят американцы, не удавалось и не удастся им в своей антикризисной деятельности сохранить чистоту этого принципа. Возвращаясь к российским программным установкам, получается, что помогать будем эффективным предприятиям. Тогда возникает вопрос: если предприятию нужна помощь, можно ли его считать эффективным? Это что, «АвтоВАЗ» у нас эффективное предприятие? И чем «АвтоВАЗ» эффективнее «Ижавто»?
На федеральном уровне правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих предприятий. Для поддержки этих предприятий собираются использовать следующие инструменты: дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Сформулирован и перечень предприятий регионального значения, состоящий из 1148 предприятий.
Одна из основных проблем, которая сегодня реально препятствует эффективному противостоянию кризису, состоит в том, что предоставляемая помощь со стороны государства демотивирует предприятия к собственной активной антикризисной деятельности. Зачем пытаться найти потребителей своей продукции и таким образом улучшить собственное финансовое положение, если обещана прямая господдержка?
…Слов о том, что необходимо стимулировать внутренний спрос, ждали. В программе они наконец-то появились. Более того, они оказались сформулированными в качестве одного из провозглашенных приоритетов. …Теперь посмотрим, настолько адекватное отражение нашли эти правильные слова в конкретных мероприятиях программы. По разделу «Поддержка спроса» (раздел 2.1.3 Основных мероприятий) предусматривается выделение 6 млрд рублей на господдержку экспорта промышленной продукции. Также говорится о необходимости технологической модернизации отечественной промышленности, совершенствовании бюджетного процесса в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках, увеличении авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и гособоронзаказом, и т. п.
Следует обратить внимание, что этими 6 млрд рублей и ограничивается финансовый эквивалент мероприятий данного раздела. Теперь сравним с тем, сколько государство предлагает выделить по приоритету «Повышение устойчивости национальной финансовой системы», – 1355 млрд рублей. И то и другое приоритеты: 6 млрд рублей и 1355 млрд рублей? Как это такое может быть? Неправильно считали? Да нет, правильно, это цифры из программы.
…Мои аргументы в пользу того, что государству для стимулирования внутреннего спроса надо вкладываться в транспортную и коммунальную инфраструктуру, следующие:

- обеспечивается максимальный мультипликативный эффект;
- не возникает проблемы обеспечения рыночного спроса на закупаемую государством продукцию, так как, финансируя создание транспортной и коммунальной инфраструктуры, государство выступает конечным собственником создаваемой (закупаемой) продукции;
- инициируется дополнительный спрос со стороны бизнеса и граждан. К примеру, выделив землю и профинансировав создание коммунальной инфраструктуры, государство мощнейшим образом стимулирует спрос граждан на строительные товары и услуги;
- формируется благоприятное психологическое восприятие реализуемых мер (у людей, воочию наблюдающих создание объектов инфраструктуры, есть ясное представление о том, что деньги не разворовываются, во всяком случае, не большая их часть, а идут на вполне полезные дела).

Однако, по-видимому, при подготовке программы подобные аргументы не учитывались, в результате чего приоритет – «Поддержка спроса» – не получил своего реального развития и достойного финансового обеспечения. Меры по противодействию кризису, реализованные осенью 2008 года, в основном были направлены на спасение банковской системы. …В финансово-кредитную систему пошли огромные деньги. Результат этого: более высокие темпы девальвации рубля, огромный чистый отток капитала за рубеж, опустошение международных резервов ЦБ.
Нынешняя Программа антикризисных мер фактически закрепляет ту политику, которая сложилась осенью 2008 года».

9 апреля «Коммерсантъ» посвятил интересующей нас теме статью Дмитрия Бутрина и Алексея Шаповалова «Апрельские тезисы подверглись уточнениям»:
«…Несмотря на публикацию 6 апреля Владимиром Путиным отчета-доклада парламенту и антикризисной программы правительства на 2009 год (утвержденной 19 марта, но затем отправленной на обсуждение), план действий Белого дома будет продолжать совершенствоваться, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов.
…Наиболее серьезные инициативы выдвинул на встрече с "Единой Россией" президент Дмитрий Медведев. Он, похвалив Владимира Путина за доклад, заявил сразу несколько идей. Во-первых, это поправки в закон «О банкротстве», которые препятствовали бы «разорению» крупных строительных компаний: президент заявил, что закон не догма и ради кризисной ситуации его можно править. Обсуждая инвестиции в интернет-бизнес (поисковые машины и социальные сети), Дмитрий Медведев неожиданно заявил о необходимости «следить» с точки зрения «безопасности» за вхождением в них иностранных инвесторов. Наконец, президент заявил, что считает допустимым в рамках «особого подхода» госрегулирование ставок по банковским кредитам — «на полгода-год».
…Идея прямого регулирования кредитного рынка была днем дезавуирована первым вице-премьером Игорем Шуваловым, назвавшим ее «крайней мерой». …Позже первый вице-премьер заявил, что Белый дом может предусмотреть инструменты выкупа «токсичных активов» с балансов финансовых структур и даже вернуться к идее «банка плохих активов» — напомним, от этой идеи правительство устами того же Игоря Шувалова отказалось в январе из-за «высоких рисков коррупции».
Разнобой заявлений усилили и оценки ситуации от экономистов. Так, глава Сбербанка Герман Греф заявил о «длинном и мучительном» восстановлении экономики РФ по итогам кризиса, при этом он напомнил свои октябрьские прогнозы о падении ВВП в 2009 году на 4% и потерях банковских активов в 18,7%, в которые «никто не верил». Ему вчера вторил замглавы Минэкономики Андрей Клепач, сообщивший о возможной стагнации в экономике в 2010 году: «Рост может составить 0,5-1% с небольшим, то есть почти проигрыш». Напротив, первый замглавы ЦБ Алексей Улюкаев на конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) заявил: пик кризиса пройден, экономика «уже совершила жесткую посадку», «самое плохое позади».
…На той же конференции Аркадий Дворкович, помощник президента, заявил, что нынешний уровень процентных ставок по кредитам, которые призваны снизить будущие действия ЦБ, является «обоснованным» — он вызван сложностью с прогнозированием рисков. «Снижение ставок не обязательно приведет к росту кредитования. Все равно премия за риски будет закладываться на максимальном уровне, сегодня никто не сможет оценить риски адекватно»,— пояснил он бессмысленность будущих действий ЦБ.
…Экспертная группа под руководством Евгения Гонтмахера в своем докладе заявила о полезности для экономики высокого уровня безработицы, борьба с которой является одним из приоритетов и плана, и доклада премьера 6 апреля, и о недостаточности средств, направляемых Белым домом на поддержку рынка труда. А глава Минпромторга Виктор Христенко в Екатеринбурге уже заявлял о необходимости сохранения полного финансирования ФЦП, «направленных на модернизацию промышленности» и создания ее «нового облика».
…И господин Шувалов, и господин Христенко практически одинаковыми словами вчера заявили, что государство не способно заместить своими расходами падение частного спроса в экономике РФ в 2009. В основном антикризисный план и новый бюджет-2009 строятся на идее такого замещения».

«Газета» в тот же день публикует статью «Российскую экономику бросают то в жар, то в холод». Мы хотим обратить внимание лишь на врезы к ней. Первый – «Высшая школа экономики нашла изъяны в антикризисной программе» написан Андреем Бирюковым:
«Эксперты ГУ-ВШЭ лишь 10% антикризисных мер правительства оценивают как сильные и 30% - как умеренные. Остальные 60% - слабые неэффективные меры. Такие выводы содержатся в докладе "Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики", подготовленном Высшей школой экономики и Межведомственным аналитическим центром (МАЦ). Эксперты проанализировали около 100 антикризисных мер, кроме поддержки финансового сектора. Главный недостаток - риск ослабления конкуренции, в том числе на внутреннем рынке.
Еще одним недостатком является то, что основные бенефициары помощи - представители крупного бизнеса. Половина мер связана с их интересами. Еще 35% мер направлены на поддержку микробизнеса, и только 15% можно связать с поддержкой среднего бизнеса.
"»В основном меры являются компенсационными, направленными на ограничение потерь крупных компаний от кризиса и в существенно меньшей степени стимулирующими развитие потенциально конкурентоспособных компаний», - говорится в докладе. Как пояснил один из руководителей проекта, замдиректора МАЦ Юрий Симачев, практически не уделяется внимание стимулированию технологических инноваций, поддержке высокотехнологичных компаний.
Среди инструментов антикризисной политики преобладают селективные механизмы, а не системные, что требует высокого качества «ручного управления"». Из-за этого для 40% мер существуют высокие риски неэффективного администрирования.
Еще 20% мер эксперты оценивают как эффективные во время кризиса, но неэффективные на этапе перехода экономики к стадии роста». Напомим, что первая часть беседы с Юрием Симачевым уже опубликована на нашем сайте.
Второй врез – «В ожидании опасного роста» принадлежит перу Ильи Горбунова:
«Вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач представил два сценария 2010 года. Пессимистический - рост ВВП на уровне 0,5-1%. Оптимистический - +2-4%. Для реализации последнего необходимо запустить кредитование реального сектора, снизить риски, вызванные "плохими" займами, и найти дополнительные решения по инвестпрограммам естественных монополий. Рост экономики исключительно из-за увеличения сырьевых цен Андрей Клепач считает опасным: «Если цены пойдут вверх, экономика тоже может показать достаточно быстрые темпы роста, однако с точки зрения качества они будут неустойчивыми». Опасается он и разногласий между компаниями нефтегазового сектора и производителями оборудования. Последние, по словам Клепача, ожидают от заказчиков цен, которые вернули бы им хотя бы часть сверхприбыли, «на уровне 2007 - начала 2008 годов».

10 апреля в «Независимой Газете» появляется статья Михаила Сергеева «Виртуальный рубль для реальной экономики»: «Рассмотренная вчера правительством антикризисная программа содержит явные перекосы в сторону поддержки сферы финансов и банков в ущерб реальному сектору экономики. Мало того что на поддержку промышленности власти намерены выделить в два раза меньше средств, чем на помощь банкирам, так еще выясняется, что более половины этих денег в реальности никак не помогут предприятиям.
…Антикризисные расходы в 2009 году правительство разделило на пять основных направлений: усиление соцзащиты, сохранение промышленного потенциала, снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости финансовой системы, а также поддержка регионов. При этом безусловным приоритетом антикризисной программы остается устойчивость финансовой системы, на которую правительство планирует выделить в этом году более 1355 млрд. руб. Вторым по значимости остается сохранение промышленного и технологического потенциала, на которое казна потратит более 776 млрд. руб. Третьим приоритетом является усиление соцзащиты и борьба с безработицей с расходами более 463 млрд. руб. На поддержку регионов правительство планирует дополнительно потратить 300 млрд. руб.
…По данным Всемирного банка, на укрепление финансового сектора за эти два года направлена почти половина бюджета антикризисных мер (48,2%), а на поддержку реальной экономики будет израсходовано 37,7%. При этом на помощь регионам пойдет 10,3% двухгодичного бюджета антикризисных мер, а на защиту уязвимых групп населения – всего около 3,8%.
При этом фактические расходы на поддержку реального сектора скорее всего будут значительно меньше объявленных сумм. В правительственный раздел программы по «сохранению промышленного потенциала» почему-то включены субвенции на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также выкуп и реструктуризация ипотечных кредитов.
…Крайне сомнительным выглядит и представление выпадающих доходов бюджета в сумме около 300 млрд. руб. от снижения ставки налога на прибыль с 24 до 20% как прямой поддержки промышленности. При повсеместном падении в условиях кризиса прибыли этих средств не увидит не только казна, но и сами предприятия.
В тех же случаях, когда деньги непосредственно дойдут до предприятий – как в случае с выделением 25 млрд. руб. помощи АвтоВАЗу, – зачастую можно говорить не о поддержке перспективных производств, а о помощи доказавшим свою неэффективность и нереформируемость предприятий.
…«Меры, реализованные в 2008 году и запланированные на 2009-й, обойдутся бюджету в общую сумму, превышающую 2,9 триллиона рублей. Эти меры прежде всего направлены на укрепление финансового сектора и предоставление государственной финансовой поддержки предприятиям», – отмечается в последнем отчете Всемирного банка (ВБ) об экономике России. При этом эксперты ВБ отмечают очевидные отличия антикризисных расходов России от других стран «большой двадцатки». Если Россия концентрируется на виртуальной поддержке экономики за счет так называемых выпадающих доходов бюджета, то другие страны финансируют свои антикризисные программы за счет прямых бюджетных расходов.
…«Статья программы о сохранении промышленного и технологического потенциала смотрится странно, так как внедрение инноваций на большинстве предприятий промышленности находится на крайне низком уровне. Возможно, сейчас стоило бы пойти на кардинальные решения, чтобы привлечь иностранные инвестиции именно в промышленный сектор», – отмечает руководитель проекта «Система Главбух» Елена Авилова. «В программе есть правильные слова о том, что не стоит тратить деньги налогоплательщиков на поддержку неэффективных производств. Однако на практике именно это и делается, напрямую или косвенно. Примером может служить тот же многострадальный автопром», – отмечает главный экономист «Открытия» Данила Левченко.
…Выходит, что особо рассчитывать на модернизацию экономики и очистительную функцию кризиса с такой программой не стоит. И это при том, что экономики других стран за годы кризиса избавятся от неэффективных производств и выйдут из него с обновленной экономикой».

15 апреля на сайте «Quote.ru» появляется материал «Дума приняла во втором чтении антикризисные поправки в бюджет на 2009г.»:
«…Во втором чтении депутаты перераспределили более 50 млрд руб. В частности, была принята поправка, согласно которой 20 млрд руб. из средств на поддержку банковской системы направляется Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) на реализацию федеральной целевой программы «Жилище». Таким образом, средства, которые правительство вправе использовать на поддержку банковской системы, устанавливаются в размере 280 млрд руб.
В целом на жилищное строительство, согласно доработанному бюджету, выделено 500 млрд руб.
Госдума увеличила на 600 млн руб. субсидии регионам на выплату надбавок учителям за классное руководство в условиях Крайнего Севера.
Также во втором чтении была одобрена поправка, восстанавливающая финансирование дорожного строительства. В ранее принятой редакции законопроекта предлагалось сократить указанные расходы на 118 млрд руб. Из них по федеральным дорогам сокращение расходов бюджета предполагалось на 32%, а по региональным - на 36,8%.
…Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета планируется в сумме 6 трлн 713,6 млрд руб., в том числе нефтегазовых - 2 трлн 057,2 млрд руб., расходов - 9 трлн 692 млрд руб.
Основные характеристики федерального бюджета на 2009г. утверждены, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 трлн 420 млрд руб. и инфляции на уровне 13%.
Общий объем доходов по сравнению с утвержденным ранее объемом снижен на 4 трлн 213,5 млрд руб., в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета снижен на 2 трлн 635,3 млрд руб.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2009г. по сравнению с утвержденным ранее увеличивается на 667,3 млрд руб., или на 7,4%. Общий объем расходов федерального бюджета на текущий год предполагается установить в размере 9 трлн 692 млрд руб».

Наконец, последняя статья этого обзора опубликована 16 апреля в «Газете.Ru» под заголовком «Росгоспомощь»:
«Поддерживать реальный сектор власти решили путем вливания денег в госмонополии. Российские атомщики получат дополнительно 50 млрд рублей финансовой помощи, 150 млрд обещаны РЖД. Однако такая поддержка может быстро исчерпать «подушку безопасности» российской экономики – Резервный фонд.
Премьер-министр Владимир Путин поддержал дополнительную капитализацию госкорпорации «Росатом» на 50 млрд рублей. На совещании по развитию атомной энергетики глава правительства заявил, что атомщики должны выполнить планы по строительству 26 новых энергоблоков, несмотря на кризис.
…Неудивительно, что правительство вливает деньги в традиционно стратегическую «атомку», говорят эксперты. «Замораживать и консервировать проекты – дорого и неэффективно, поэтому логичнее продолжать строить, – уверен начальник аналитического отдела группы «Церих» Николай Подлевских. – Тем более что часть этих станций просто заменят уже отработавшие свой срок АЭС». С другой стороны, обеспечить новые станции спросом в кризисные годы будет непросто: вместо предполагавшегося ранее роста потребления в этом году на 4% Минэнерго ожидает падения на те же 4%.
…Атомщики не единственные получат дополнительные средства – финансовой поддержкой Путин недавно обрадовал еще и РЖД: теперь монополия в совокупности может рассчитывать сразу на 150 млрд рублей госпомощи.
Власти не случайно делают ставку на монополии – именно они, по расчету правительства, могут помочь вытащить российскую экономику из кризиса. «Для поддержания всей экономики нужны системные меры, – объясняет Подлевских. – Госмонополии являются несущей конструкцией, их состояние отражается на огромном количестве смежников, подрядчиков, а также на рынке труда».
…Однако вливания в госсектор могут быть не слишком эффективны, опасаются аналитики, тем более что ресурсы Резервного фонда, из которого пока берутся средства на антикризисные мероприятия, не бесконечны. «Вот представьте себе, что в конце этого года произойдет коллапс. Не стоит ориентироваться на то, что кризис якобы закончится осенью, напротив – нужно делать только самое необходимое, создавая запас прочности», – считает Подлевских.
Официальный прогноз по дефициту федерального бюджета на 2009 год уже сейчас составляет 3 трлн рублей, или 8% ВВП. «Заявлено, что почти все эти средства будут взяты из Резервного фонда, размер которого на 1 марта 2009 года оценивался в 4,9 трлн рублей. Следовательно, практически две трети этого фонда уйдет на покрытие дефицита в текущем году», – напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Таким образом, если кризисным будет и следующий год, резервы российской экономики могут быть быстро исчерпаны».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости