4 декабря состоялся аукцион по продаже территорий и недвижимых объектов, принадлежавших ОАО «Москвич» (бывший автозавод имени Ленинского комсомола). Прошедший аукцион живо напомнил о точно таких же мероприятиях середины 90-х годов: заведомый победитель, поддерживаемый представителями власти, не допущенный до торгов основной конкурент, некая фирма, сыгравшая роль статиста, и гектары дорогой столичной земли, ушедшие за более чем скромную сумму.
Отличие от середины 90-х было в одном: по телевидению не выступали с гневными обличениями представители обиженной стороны и с не менее гневными отповедями представители обидчика. Зато печатные и сетевые СМИ с удовольствием поведали обо всем, что произошло.
Уже 4 декабря новое интернет-издание «Эксперт Online» помещает статью Екатерины Шохиной «Копейка за «Москвич»:
«Сегодня состоялся аукцион по продаже объектов недвижимости ОАО «Москвич». Единым лотом были проданы старая и новая площадки «Москвича» по адресу Волгоградский проспект, владения 32 и 42, Дворец культуры на Волгоградском проспекте, 46, а также еще один участок, принадлежавший заводу. Площадь проданной территории — 90 га, на ней расположены 54 производственных здания общей площадью 750 тыс. кв. м. АЗЛК уже давно является банкротом. С января 2004 года на ОАО «Москвич» введено внешнее управление. Около 60% акций компании принадлежит государству. С февраля 2006 года на «Москвиче» введено конкурсное производство. Кредиторская задолженность завода — около 28 млрд рублей.
Цена сделки составила 5 млрд 548 млн рублей, что практически не отличается от начальной цены объединенного лота — 5 млрд 506,711 млн рублей.
История с аукционом скандальна. Претендентов на участие в аукционе было много, но в результате остался один. Так, правительство Москвы просто побоялось участвовать в конкурсе, одним из условий которого являлось перечисление задатка в 1,101 млрд рублей на счет обанкротившегося предприятия. «Обычно средства перечисляются на счет организатора торгов, который потом возвращает их тем компаниям, которые по разным причинам не смогли принять участия в торгах. Но в данном случае средства должны были перечисляться на счет «Москвича», откуда они автоматически снимались бы в счет уплаты многочисленных долгов предприятия», — рассказывает Максим Темников, председатель правления другой отстраненной от участия в аукционе компании — MIRAX Group. Организатор конкурса — Федеральная фондовая корпорация — просто не допустила MIRAX к аукциону. Свои действия по отношению к MIRAX организаторы аукциона мотивировали тем, что корпорация подала неполный пакет документов (отсутствовало соглашение о задатке, подписанное конкурсным управляющим ОАО «Москвич») и не внесла задаток. В течение целой недели до даты окончания подачи документов на право участия в аукционе представители корпорации MIRAX Group безуспешно пытались связаться с конкурсным управляющим.
…В результате в аукционе приняли участие две компании — УК «Метрополь» и «Прометей», из которых победителем стал «Метрополь». «Сегодня в восемь утра наш представитель был на месте аукциона, но его не пустили даже в комнату, где проводились торги. Не пустили туда и представителей СМИ. В 8.45 вышел председатель Федеральной фондовой корпорации, организатор конкурса, и объявил, что победил «Метрополь», — рассказывает Максим Темников. По мнению представителя одной из компаний, следивших за подготовкой к аукциону, «Метрополь» представлял интересы одного из федеральных министров.
…Как сообщил «Эксперту Оnline» гендиректор инвестиционной компании «Метрополь» Михаил Слипенчук, компания приобрела комплекс АЗЛК на свои деньги, а потом будет его продавать.
…По мнению Слипенчука, цена, за которую был приобретен участок, абсолютно адекватна, изначальная же цена лота была несколько завышена.
Но эксперты с ним не согласны. «Конкурс был проведен предвзято, и цена, за которую был куплен комплекс, намного меньше рыночной, — считает Темников из MIRAX Group. — Рыночная стоимость его, по разным оценкам, выше на 20−100 процентов». «Только застроенная старая территория завода, где будут построены здания площадью около одного миллиона квадратных метров, может стоить порядка трех миллиардов долларов (то есть более 75 млрд рублей. — «Эксперт Onlihe»)», — говорит замдиректора отдела финансовых рынков и инвестиций Jones Lang LaSalle Томас Дукала. Правда, из этого надо вычесть налоги, долю города и затраты на строительство, которые значительно снизят ожидаемую прибыльность.
Пострадали не только претенденты на участие в аукционе, но и кредиторы банкрота «Москвича». Ведь своих 28 млрд рублей им не видать. «5,5 миллиарда рублей, заплаченных за завод, будут поделены пропорционально между кредиторами, но из них еще будет вычтена оплата оценщика и организатора аукциона», — напоминает партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский.
Видимо, федеральные власти решили повторить опыт московских властей, которые проводили множество подобных скандальных конкурсов с заранее определенным победителем — по гостинице “Россия”, “Интуристу” и реконструкции Манежа. Только у них как у неофитов получилось что-то совсем некрасиво».
«Москвич» стал недвижимостью» такая статья появилась в тот же день в «Газете.Ru»:
«Все имущество бывшего автомобильного завода «Москвич» по аукциону перешло во владение УК «Метрополь». На существующих площадях будут производить автомобили, а также будет построен очередной «торговый город». Отстраненная от участия в конкурсе компания Mirax Group собирается оспаривать его результаты в суде.
…В преддверии аукциона появились сведения, что двух потенциальных участников не допускают до торгов, намеренно создавая условия, при которых они не могут соответствующим образом оформить заявку.
Оба недопущенных претендента заявили, что могут потребовать перенесения аукциона или опротестовать результаты торгов. В результате до аукциона были допущены только компании «Прометей» и «Метрополь».
Между тем корпорация Mirax Group намерена добиваться переноса аукциона по продаже ОАО «Москвич» в суде «в связи с незаконностью процедуры его подготовки и недоступностью конкурсного управляющего». 1 декабря корпорация подала исковое заявление в Арбитражный суд Москвы с формулировкой «О понуждении заключить соглашение о задатке в целях обеспечения участия в торгах по продаже недвижимого имущества». По свидетельству компании, в течение целой недели до даты окончания подачи документов на право участия в аукционе представители корпорации Mirax Group безуспешно пытались связаться с конкурсным управляющим А. И. Ивановым. В результате необходимое соглашение о задатке было подписано только со стороны Mirax Group. Председатель правления корпорации Максим Темников сейчас заявил: «Мы намерены повторно обратиться в судебные инстанции с целью доказать нелегитимность проведенного аукциона».
«Хотя прекрасно понимаем, что раз нас не допустили до участия в торгах, то решение было принято заранее и на достаточно высоком уровне, а, следовательно, и наши судебные притязания наверняка не будут удовлетворены».
Несмотря на позицию Mirax, генеральный директор выигравшей конкурс УК «Метрополь» Михаил Слипенчук считает, что «Mirax ведет себя, как рейдер». «Мне кажется, они и не планировали покупать ничего, потому что все документы, что компания подавала, были приняты, но на аукцион компания не вышла», – подчеркивает Слипенчук.
Очевидно, что «конкурсы такого масштаба случайно не выигрываются и уж тем более там нет случайных участников», высказал cвое мнение один из представителей рынка недвижимости. А Иван Лясников, PR-директор компании Vesko Realty, уверен, что «формулировка, по которой Mirax сняли с торгов, выглядит, мягко выражаясь, ненормально для цивилизованного рынка». «Невозможно себе представить, чтобы, например, в Европе компания такого масштаба из-за таких конъюнктурных вещей потеряла возможность участвовать в аукционе», – подчеркивает эксперт.
…По оценкам экспертов, рыночная цена земли составляет около $1 млрд.
Эксперты были убеждены: к автопрому существующие площади впредь уже не будут иметь отношения, несмотря на то, что еще год назад Юрий Лужков заявлял, что производство автомобилей на столичном заводе «Москвич» может возобновиться. Аналитик Гайрат Салимов из «Тройки-Диалог» отметил, что развивать такой проект в Москве не имеет никакого смысла. Профильные аналитики других ведущих инвестиционных компаний солидарны с подобным мнением.
…Аналитики не без оснований отмечают, что существующие площади целесообразнее всего было бы использовать иначе. Как считает генеральный директор компании «Инквартстрой» Игорь Григорян, «очевидно, с точки зрения бизнеса существующие площади выгодно использовать под торговые или офисные помещения, под жилье, а также гостиничный бизнес».
Впрочем, на этих площадях победитель конкурса все же будет заниматься одним из самых выгодных московских бизнесов – строить и продавать жилье и торговые помещения.
…На рынке ходят слухи, что «Метрополь» купил эту территорию не для себя.
Подобные проекты могут осуществить лишь те, кто обладает не только деньгами, но и мощным административным ресурсом. Сейчас подобные проекты начали реализовывать, например, структуры Олега Дерипаски или Виктора Вексельберга. Однако официально их компании пока не демонстрируют заинтересованность в проекте».
5 декабря на прошедший аукцион откликнулись газеты. «Mirax Group прокатили на «Москвиче» - статья Антона Павлова, Ольги Плешановой и Дмитрия Беликова под таким заголовком появилась в этот день в «Коммерсанте»:
«Управляющая компания «Метрополь» стала собственником большей части имущества одного из старейших российских автозаводов «Москвич».
…На торги, организованные конкурсным управляющим Александром Ивановым, были выставлены 54 здания «Москвича» общей площадью 750 тыс. кв. м. Они расположены на двух земельных участках: старая территория автозавода площадью 30 га и новый производственный комплекс на участке в 60 га (часть его занимает производство «Автофрамоса», которое на торги не выставлялось).
…Победителем стала «Метрополь», предложившая за имущество завода 5 554 711 000 руб. По словам гендиректора ИФК «Метрополь» Михаила Слипенчука, покупка финансировалась за счет средств паевого фонда, созданного осенью этого года. На старой площадке автозавода «Метрополь» планирует построить 1 млн кв. м жилых и коммерческих помещений, а на новом «будет развиваться автомобилестроение за счет привлечения французских компаний», рассказал господин Слипенчук. От более подробных комментариев он отказался.
Конкурс прошел без участия основных претендентов – столичных властей и корпорации Mirax Group. Московские чиновники рассчитывали расширить за счет «новой» площадки производственные мощности СП «Автофрамос», где мэрии принадлежит 6,59% акций, а Renault – 93,41%.
…Однако в последний день приема заявок московские чиновники отказались от участия в аукционе. «Из всего имущества завода нас интересовали лишь ДК «Москвич» и часть производственных площадей для расширения «Автофрамоса». Однако имущество выставлялось одним лотом, и мы решили не участвовать»,– объясняет чиновник правительства Москвы.
Группа «Метрополь» создана в 2002 году. В ее состав входят одноименная управляющая компания, Обибанк, компания «Русские аккумуляторы», «Метрополь Девелопмент», «МВС-Лизинг», сеть туристических агентств «Метрополь-Экспресс». Дочерние структуры группы владеют правами на разработку месторождений полиметаллических руд в Республике Бурятия. Объем операций с акциями на классическом рынке РТС в 2005 году – свыше $10,5 млрд.
Mirax Group до участия в аукционе не допустили, уверяет председатель совета директоров компании Максим Темников. …Господин Темников не исключает, что мэрия могла отказаться от участия в торгах, заручившись обещанием «Метрополя» выделить «Автофрамосу» дополнительные площади. Источник в мэрии не исключает такого развития событий. В «Автофрамосе» от комментариев отказались. Mirax Group уже подала иск в арбитражный суд Москвы с требованием признать итоги аукциона недействительными.
…Mirax не допустили к аукциону по хорошо отработанной схеме, констатирует адвокат Алексей Филиппов, участвовавший в делах об оспаривании итогов торгов. Он сомневается, что компании удастся оспорить результаты конкурса. «Факт незаконности проведения торгов обосновать почти невозможно: претендентам обычно не удается доказать, что у них намеренно отказались принять документы»,– объясняет юрист».
Статью Бэлы Ляув и Юлии Федориновой «Москвич продан» опубликовали в тот же день «Ведомости»:
«Столичное правительство прилагает все усилия для того, чтобы французский производитель Renault не покинул пределы Москвы. Оно намерено выкупить часть проданного на вчерашнем аукционе имущества «Москвича» у победителя торгов — ИФК «Метрополь» — для расширения производства «Автофрамоса».
…Гендиректор ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук сообщил «Ведомостям», что на старой площадке (занимает около 20 га) дочерняя компания «Метрополь Девелопмент» собирается построить коммерческую недвижимость. Заместитель гендиректора Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева считает, что на этом участке целесообразнее было бы построить торговую недвижимость и офисы класса В. В зависимости от разрешенной высотности на этом участке можно построить от 0,5 млн до 1 млн кв. м, считает она. По оценкам экспертов, инвестиции составят от $750 млн до $2 млрд.
А вторую площадку, где расположен «Автофрамос», победитель торгов намерен передать «тем инвесторам, которые собираются развивать ее по той концепции, которая устроит московское правительство», - рассказал Слипенчук. В конце октября столичные власти утвердили перевод назначения этой части земель под «Москвичом» из производственного в промышленное — здесь можно размещать только объекты промышленности и науки.
Источник в правительстве Москвы рассказывает, что в дальнейшем планируется выкупить этот участок и внести его в уставный капитал «Автофрамоса».
…«Я не исключаю такой возможности», — сообщил Слипенчук».
Статью Сергея Куликова «Скандал с уценкой» опубликовала в тот же день «Независимая Газета»:
«…Стартовая цена, с которой начались торги, немногим превысила 5,5 млрд. руб. При этом конечная сумма сделки не была озвучена сразу по окончании торгов, что дало повод другим претендентам на имущество «Москвича» выразить сомнение в ее честности и экономической целесообразности. По словам сотрудника отдела общественных связей ИФК «Метрополь», задержка была связана с тем, что «оформление всех юридических документов на тот момент еще не было завершено».
Под стук аукционного молотка ушли 54 производственных здания общей площадью в 750 тысяч кв. метров. Рыночную стоимость такого рода объектов эксперты назвать затрудняются, но максимальная оценка земельного участка, неоднократно озвученная в СМИ, составляла 1 млрд. долл. По мнению руководства компании Mirax Group, которая, несмотря на свое желание, оказалась за бортом аукциона, рыночная стоимость представленного имущества, если продавать его по частям, может превысить 10 млрд. рублей. В разговоре с «НГ» председатель правления MIRAX Group Максим Темников выразил удивление, что результаты торгов не были объявлены сразу по их окончании. «В первую очередь сумму сделки должны были огласить организаторы торгов, а во-вторых, само ОАО «Москвич», – считает Темников. – То, что этого сделано не было, а также тот факт, что к торгам не были допущены крупнейшие участники рынка, дает повод сомневаться в том, что конечная цена существенно превысила начальную».
Представители «Метрополя» огласили цену сделки лишь спустя несколько часов после аукциона. Как сообщила «НГ» сотрудник отдела общественных связей и рекламы ИФК «Метрополь» Антонина Городецкая, «победу на торгах одержала УК «Метрополь», предложившая наиболее высокую цену – 5 554 711 000 рублей». Таким образом, итоговая цена оказалась менее чем на 50 млн. руб. выше первоначальной, что только усилило подозрения конкурентов в предвзятости торгов.
…В том, что новому собственнику «Москвича» придется нелегко, можно не сомневаться, так как одним из главных претендентов на его площади являлось именно московское правительство, отказавшееся от участия в аукционе в последний момент. По словам руководителя департамента имущества Москвы Валерия Ануприенко, «условия проведения аукциона не соответствовали законодательству». В частности, его участники должны были заплатить задаток в 1 млрд. руб. без всякой гарантии на его возвращение. При этом столичные власти не исключают, что обжалуют результаты в судебном порядке.
…Что же касается судьбы проданных активов, то, как предполагают участники рынка, «Метрополь» может очень скоро заняться выгодной перепродажей зданий по отдельности мелким застройщикам. И тогда проблемы с городскими властями придется решать уже им, поскольку проданная зона внесена в кадастр как промышленная, пригодная для размещения только промышленного производства и учреждений науки».
Чем завершится история с прошедшим аукционом и попыткой оспорить его результаты, видимо, покажет ближайшее будущее. Очень может быть, что в процессе разбирательства выяснится и то, чьи интересы представлял на аукционе ИФК «Метрополь».