Чем дальше, тем все более критичными по отношению к правительству становились выступления СМИ, посвященные вопросам снижения НДС.
«Московские Новости» опубликовали 11 марта статью бывшего министра финансов, ныне депутата Госдумы Михаила Задорнова «Экономисты» против «дирижистов»:
«...Кабинет Фрадкова существует ровно год. Его действия за этот период
- реализация идей, оставленных ему в наследство кабинетом
Касьянова. Это и налоговая реформа, и монетизация льгот, и разграничение полномочий центра и регионов... Поэтому можно говорить о том, что только сейчас и происходит выбор политики собственно правительства Фрадкова. И все сразу увидели, что кабинет не един.
...Сейчас российская экономика находится в фазе циклического подъема, но при сохранении высокой инфляции. В этой ситуации использование бюджетных стимулов, с моей точки зрения, приведет к весьма печальным последствиям. Серьезное ослабление фискальной политики повлечет за собой не экономический рост, а рост цен. Что приведет к заметному реальному укреплению рубля. Следствием этого станет потеря конкурентоспособности внутренними производителями и дополнительная инфляция, которая создаст социальную напряженность. Причем не очевидно, что те деньги, которые экономятся от снижения налогов, пойдут именно на инвестиции и станут стимулом для производства. В 2004 году Дума отменила налог с продаж и снизила ставку НДС на 2 процента. Статистика показала, что эти меры не привели ни к снижению цен, ни к инвестиционному эффекту в большинстве отраслей. Поэтому рассчитывать на то, что средства, выпадающие из бюджета после снижения ставки НДС - примерно 350 млрд. рублей, - пойдут на инвестиции в реальный сектор экономики, наивно.
Почему же столь упорно обсуждается идея снижения НДС? Потому что это мера очень простая. Она требует одного действия - принять закон - и можно поставить галочку в графе «экономическая политика». Гораздо сложнее добиться нормальной работы судебной системы, защиты прав собственности, отсутствия прессинга налоговых органов на налогоплательщиков. Это все вещи, не решаемые одним махом, требующие долгой и кропотливой работы по восстановлению доверия инвесторов к институтам государства. Однако делать ее все равно придется, потому что именно в ней реальный ключ к ускорению темпов экономического роста».
Несколько иной точки зрения придерживается Александр Широков, опубликовавший 14 марта в интернет-газете «РБК-Дейли» статью «НДС не пошлют к «чертовой дюжине»:
«Снижения ставки НДС до 13% не будет, заявляет глава Минфина
Цены на нефть еще долго останутся примерно на текущем уровне, а налоговая нагрузка на бизнес тоже не снизится.
...По его словам, «мы сейчас не можем себе позволить… более радикального варианта – снижения НДС до 13%», как, впрочем, и хотя бы до 17%. Это принципиальное, хотя и подлежащее в какой-то степени обсуждению на следующем заседании правительства, решение. Ставка НДС в 2006 г. останется на нынешнем уровне – 18%, льготная ставка – 10%.
...Между прочим, практически одновременно с главой российского правительства о желании урезать НДС объявили новые руководители украинского кабинета министров. Выступая на форуме «Бизнес и власть – партнеры», Юлия Тимошенко заявила: «Я всеми фибрами своей души ненавижу НДС», – добавив, что заказала ГНАУ расчет бюджета на следующий год, предусматривающий даже полную отмену указанного налога (как и налога на фонд заработной платы). Но Украина все же находится в стадии «революции», поэтому такие радикальные заявления могут быть реализованы (что, впрочем, необязательно – требуются дополнительные расчеты, признала Тимошенко). Россия в другой ситуации – во-первых, у нее стадия «консервативного развития», во-вторых, это развитие до сих пор во многом сопряжено с экспортом углеводородного сырья. Косвенно это еще раз подтвердил в пятницу Алексей Кудрин, сообщив, что прогноз цен на нефть – «это важно с точки зрения расходов и влияния на макроэкономику». По его словам, правительство исходит из того, что в 2005 г. «будет одна из самых высоких цен на нефть» – 36 долл. за баррель Urals. Бюджет следующего года будет рассчитываться исходя из цены 32-34 долл. за «бочку», в 2007-2008 гг. – 33-33,5 долл. Прогнозируемые высокие показатели явились причиной инициативы Минфина повысить «порог отсечения» дополнительных доходов бюджета, направляемых в стабилизационный фонд. С нынешних 20 долл. за баррель Urals он может быть поднят до 23 долл.
...Если оптимистические предсказания главы Минфина не сбудутся, формирование бюджетов следующих лет может столкнуться с проблемами, которые стабфонд сможет смягчить лишь частично (тем более что сам стабфонд теперь будет формироваться только выше порога 23 долл., а твердо гарантировать, что котировки «черного золота» обрушатся ниже этой отметки, все же нельзя). К тому же надо учитывать – сейчас высокие цены на нефть опосредованно подтягивают за собой, например, цены на черный металл, и, соответственно, «в случае чего» упадут и они – а стало быть, и поступления от налогообложения металлургов.
А ведь стратегические планы правительства предусматривают, помимо прочего, дальнейший серьезный рост расходов на оборону и другие цели. Да и никто не знает, какими издержками может обернуться очередной этап административной реформы – так или иначе, средства казне будут требоваться во все возрастающих объемах, и без дополнительных «нефтедолларов» пока не обойтись.
...Снижение ставки этого налога до 17% означало бы образование бюджетной дыры, которую предполагалось заполнять именно за счет стабфондовских «нефтедолларов». А вдруг заполнять будет нечем, а обещанные «плюсы» (если они вообще будут) от уменьшения НДС до «чертовой дюжины» процентов – в виде дополнительного роста ВВП – не компенсируют бюджетных проблем. Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Сам Алексей Кудрин объяснил позицию минфина в интервью газете «Коммерсантъ», опубликованном в тот же день, 14 марта, под заголовком «Мы вернемся к вопросу о снижении налогов через три года»:
«...– Вас можно поздравить с победой. Принята ваша точка зрения на судьбу налоговой реформы...
– Варианты, которые предлагались, предназначались для широкого анализа. Сразу было понятно, что предложение о снижении НДС до 13% – слишком радикальная мера. В пятницу на заседании бюджетной комиссии мы еще раз все взвесили. Так что я бы сказал, что эта победа – общая.
...– Но не кажется ли вам странной ситуация, когда премьер отстаивает одну точку зрения на налоги, министры финансов и экономического развития выступают против нее, предлагают иной подход и в результате выигрывают? Что вообще происходит в правительстве?
– Михаил Фрадков никогда не настаивал на снижении НДС до 13%, он только говорил о необходимости глубоко проанализировать различные варианты, в том числе и более радикальные. Можно только приветствовать такое желание премьера искать более радикальные варианты, которые должны поддержать экономический рост. Сам анализ ситуации показал, что мы не можем по ряду причин это сделать.
Существенное снижение НДС приведет к потери бюджетом около $12 млрд в год, которые мы могли бы направить на зарплаты, развитие инфраструктуры в стране и на другие цели. Очевидно, что такой шаг требует или снижения расходов, или возмещения. Возмещение из стабфонда, что предлагали некоторые эксперты, привело бы к тому, что большее количество нефтедолларов оказалось бы потрачено на поддержание бюджетных расходов. Это увеличило бы нашу зависимость от высоких цен на нефть. По одобренным предложениям Минфина выпадающие доходы составят около $7 млрд. Наши предложения более сбалансированы, а эффект не меньший.
Мы предложили – и это было одобрено на заседании бюджетной комиссии – следующие меры. Прежде всего ускорение возмещения НДС для тех, кто осуществляет инвестиции в капитальное строительство. Только эта мера высвобождает для всех предприятий и только в один год примерно $5 млрд. Также с 2007 года планируется переход с заявительного на уведомительный порядок возмещения НДС по экспорту. В настоящее время по старой схеме многим не удавалось вовремя вернуть при экспорте уже уплаченный НДС в общем на сумму около $2 млрд. Кроме того, с 2006 года будет введена дополнительная амортизационная премия за инвестиции: разрешается при покупке нового оборудования 10% сразу списывать на затраты. Наконец, мы согласны разрешить часть прибыли направлять на покрытие убытков в предыдущие годы и списывать расходы на НИОКР без дополнительной защиты этого права в налоговой инспекции. Этот пакет предложений мы назвали в правительстве инвестиционным, так как он направлен на поддержание инвестиций.
– Значит ли, что, решив не снижать налоги в ближайшие три года, вы завершили налоговую реформу, начатую в 2000 году?
– Налоговая реформа, начатая в 2000 году, предполагала пересмотр всех законов и создание Налогового кодекса. Кодекс пишется уже четыре года, и работа будет продолжена и в 2005, и в 2006 годах. Что же касается налогов, то в 2000 году их насчитывалось 53, а сегодня осталось 26. Мы сократили массу налогов, в том числе налог с продаж и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Теперь стоит вопрос о налоговом бремени. Оно может быть уменьшено. Я думаю, что через три года мы вернемся к этому вопросу на основе нового анализа темпов экономического роста.
...– Но после последнего заседания совета по предпринимательству и конкурентоспособности при правительстве предприниматели были уверены, что правительство продолжит снижение налогов. Как вы им теперь будете смотреть в глаза?
– Наш инвестиционный пакет как раз был поддержан всеми предпринимателями в первую очередь. Предложения же о снижении ЕСН и НДС они поставили на второе и третье места. Так что мы выполнили их директиву.
– Когда же можно снижать налоги, как не на пике высоких цен на нефть?
– Снижать налоги на пике нефтяных цен крайне опасно. Налоги не изменяются на ближайшие два-три года, это лучше всего делать навсегда. Поэтому нужно очень хорошо подумать, прежде чем согласиться отказаться от доходов на все ближайшие годы. Даже если мы ожидаем, что в результате снижения налогов расширится налогооблагаемая база, то для получения эффекта, перекрывающего выпадающие доходы, потребуется минимум три-четыре года. Так что налоги – это инструмент долгосрочной политики, и он не подходит для решения задачи увеличения экономического роста в следующем году. Даже в рейгановской экономике после радикального снижения налогов эффект был получен только через пять лет».
В тот же день с опровержением мнения министра выступила «Независимая Газета». Из нескольких опубликованных ею в одном номере статей мы возьмем материал Петра Поспелова «Окончательное решение по НДС примет правительство»:
«...Эксперты говорят, что если бы ставка была снижена до 13%, то в распоряжении предприятий в 2006 году осталось бы около 290 млрд. руб., в 2007-м – 320 млрд. руб., в 2008-м – 360 млрд. руб. Таковы данные Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
Реализация данной меры, по словам специалистов института, приведет к дополнительному расширению инвестиций в основной капитал, с учетом привлеченных средств, в 2006–2008 годах на уровне 1,1–1,3 процентного пункта в среднем за год, среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3–0,5 процентных пункта.
Эффективная ставка НДС в настоящее время составляет 6,5–12,2%, или 35–70% действующей номинальной ставки, отмечается в аналитических материалах ИКСИ. Оценки собираемости НДС, разработанные МЭРТом, составляют не менее 60% (эффективная ставка 10,8%). Минфин традиционно отчитывается о том, что собираемость НДС составляет 90–95%. Следует отметить, что столь высокий показатель не достигается даже в развитых странах.
...В объеме налоговых поступлений, говорят специалисты, не разделяется НДС, связанный с текущим потреблением, и НДС по капвложениям, подлежащий возврату при вводе основных средств в эксплуатацию. В условиях роста инвестиций (в 2003 году – на 12,5%) это ведет к завышению налоговых поступлений, так как не учитывает будущий возврат НДС из бюджета. Оценка налоговой нагрузки по НДС также искажена из-за не учтенной в статистике оптимизации налогов между производственными и торговыми подразделениями холдингов.
...Снижение НДС в 2004 году с 20 до 18% привело к повышению собираемости НДС, отмечают эксперты ИКСИ. Исходя из показателей, используемых в международных сопоставлениях собираемости НДС (доля налоговых поступлений в ВВП или в объеме конечного потребления в сравнении с номинальной ставкой НДС), в 2001–2003 годах в России происходило падение собираемости НДС. В условиях роста цен на нефть это могло быть вызвано увеличением сумм возмещаемого экспортерам НДС, а также активным распространением нелегальных схем возврата НДС. Собираемость НДС по итогам 2004 года вышла на уровень 2001-го. Снижение ставки НДС в 2004-м с 20 до 18% положительно отразилось на уровне собираемости налога и позволило компенсировать его двухлетнее снижение.
...Дальнейшее снижение ставки НДС с 18 до 13% позволит сохранить неизменной эффективную ставку налога при повышении его собираемости с 60% до 80–85%, подчеркивают эксперты ИКСИ. Этого можно добиться за счет следующих факторов: улучшения качества налогового администрирования; упрощения взимания налога за счет перехода к единой ставке; расширения налоговой базы за счет роста производства и в результате легализации теневого бизнеса; снижения привлекательности налоговых экспортных схем, направленных на получение нелегальных вычетов и применение нулевой ставки НДС.
Совершенно очевидно, что снижение НДС послужит мощным фактором стимулирования развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в первую очередь отраслей машиностроительного комплекса, утверждают в ИКСИ.
НДС является более значимым налогом в неэкспортных отраслях. Доля НДС в добавленной стоимости в машиностроении составляет 11%, в то время как в нефтедобыче – 7%. В структуре налоговых платежей НДС в машиностроении и нефтедобыче составляет 42 и 16% соответственно от всего объема налогов. Снижение НДС с 18 до 13% уменьшает налоговую нагрузку в машиностроении на 12% по сравнению с уменьшением на 3% в нефтедобыче.
Снижение НДС с 18 до 13% будет иметь выраженный структурный эффект, отмечают эксперты ИКСИ. В результате этой меры в большей степени выиграют неэкспортные отрасли, в которых работают более 70% всех занятых в промышленности (или 95% всех занятых в экономике). Динамика развития именно этих отраслей определит возможности преодоления бедности и усиливающегося социального расслоения.
...Мнение специалистов Института комплексных стратегических исследований разделяют и российские предприниматели. Как сообщили в автомобильном холдинге «РусПромАвто», снижение НДС с 18 до 13% позволит только трем предприятиям холдинга – ОАО «ГАЗ», ОАО «Автодизель» и ООО «Ликинский автобус» – высвободить дополнительные ресурсы в размере 1 млрд. 610 млн. руб. ежегодно.
Эти ресурсы могли бы быть использованы на инвестиционные проекты (от 50 до 80%), обновление технического оборудования (от 20 до 30%) и рост заработной платы (около 20%), говорят в «РусПромАвто».
17 марта свое мнение в статье Петра Шмелева «Фрадков фискал, но ничего не нашел» высказала «Новая Газета»:
«...В этой истории любопытны два момента. Во-первых, ущербность аргументации победившей стороны: все оппоненты Фрадкова оперируют одним-единственным, но сакрально-страшным показателем: выпадающие доходы бюджета, что еще раз подчеркивает односторонне-фискальную направленность их мыслительной деятельности. Во-вторых, здравый анализ показывает, что даже положительное для Фрадкова решение вопроса принесло бы бизнесу больше проблем, чем бонусов. Словом, куда ни поверни, на какую сторону ни встань — получишь системный кризис. Вывод один: кабинет министров не способен предложить что-нибудь вразумительное в налоговой области.
...Премьер-министр Михаил Фрадков под самый конец зимы в очередной раз реанимировал идею скорейшего удвоения ВВП всеми доступными правительству средствами. Локомотивом удвоения была избрана налоговая реформа.
Глашатаем фискальных новаций стал заместитель руководителя аппарата правительства РФ Михаил Копейкин. Он официально назвал снижение НДС с 18 до 13% лучшей мерой, которая позволила бы поддержать высокотехнологичный сектор и обрабатывающие отрасли промышленности. В сухом остатке, по мнению стратегов из Белого дома, останется лишь дополнительный рост ВВП на полпроцента в год.
...Глава правительства оговорился, что в качестве источника компенсации тающих под солнцем налоговой революции бюджетных доходов можно было бы использовать Cтабилизационный фонд.
...В Минфине и МЭРТ возмутились. И в первой декаде марта ведомства Кудрина и Грефа, проанализировав разные пути снижения НДС (всего четыре варианта), ни в одном случае не нашли возможности избежать многомиллиардных выпадений доходов из бюджета.
...Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ имеет свой взгляд на реформу НДС. В частности, мытари предлагают в 2006 году снизить основную ставку НДС до 16%, а в 2007 году — до 13%. При этом предлагается сохранить 10-процентную ставку налога для социально значимых товаров (В настоящее время наряду с основной ставкой НДС – 18% действует и льготная – 10% по некоторым видам продовольствия, детского ассортимента, лекарств, печатных изданий. – ред.). В ФНС особо подчеркивают, что сближение основной и льготной ставок создаст предпосылки для перехода к единой ставке НДС, что упростит администрирование и контроль.
Начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, со своей стороны, вообще считает возможным отменить НДС с 2007 г. при одновременном введении налога с продаж. Как заявил он журналистам, сейчас Экспертное управление рассчитывает возможные последствия полной отмены НДС. «С 2006 г. очевидно, что это невозможно; в принципе можно было бы отменить с 2007 г.», — считает А. Дворкович. Кроме того, по его мнению, одновременно с отменой НДС необходимо вернуть налог с продаж, ставка которого должна быть на уровне 10—15%. «Если налог с продаж установить в размере 10%, то никакого повышения цен не будет», — полагает он.
Наконец, ведомство Кудрина предложило свой план «налоговых новаций»: оставить ставку НДС в покое, а вместо этого более активно заняться возвратом части НДС работающим «вбелую» бизнесменам. В частности, речь идет о возврате налоговых платежей предпринимателям, инвестирующим в капитальное строительство, а также об упрощении и ускорении возврата НДС экспортерам. По мнению экспертов Минфина, предложенные меры приведут к ускорению экономического роста без растрачивания Стабфонда, удара по бюджету, раскручивания маховика инфляции и чрезмерного укрепления рубля. В итоге победил именно этот вариант налоговой реформы.
...Примечательна сама терминология нынешних финансовых властей. Наистрашнейшее для них в снижении НДС — это выпадение доходов бюджета. В XVIII веке среди европейских экономистов получили популярность идеи физиократов, считавших землю единственным источником богатства и поэтому единственно подлежащей обложению налогами. По уровню идейной вооруженности и лексике (связанной с выпадением чего бы то ни было) наши нынешние физиократы недалеко ушли от своих исторических предшественников. Поэтому все предложения, которые есть на повестке дня в правительстве, одинаково неактуальны для экономики современного типа.
Во-первых, примечательно, что прогнозные расчеты уважаемых ведомств по выпадению доходов бюджета даже на ближайшую перспективу не совпадают. Во-вторых, не совпадает даже сама идеология развития налоговой системы: так, реализация предложений Дворковича вернет фискальную систему страны к состоянию середины 90-х годов, запросто перечеркивая поступательное развитие системы постдефолтных лет. Наконец, третье и самое главное — игры со ставками НДС не нужны и не интересны самому бизнесу, потому что они давят предпринимательскую инициативу на среднем и малом уровнях, позволяя получать сверхприбыли лишь монстрам отечественной экономики.
В самом деле, российский средний бизнес — основа стабильного развития любой страны — не ждет от снижения НДС ничего хорошего. Ради наполнения бюджета и для нейтрализации угрозы выпадения доходов фискалы будут выкручивать бизнес так, что компании будут рады заплатить НДС по двойной ставке, лишь бы их оставили в покое. Вместо внедрения уведомительного принципа уплаты налогов, принятого в цивилизованных странах, наш бизнес скорее всего ждет тяжелый фискальный пресс».
Однако даже весьма язвительный автор «Новой Газеты» не мог, наверное, предположить, что в день, когда его статью ивидят читатели, сайт «Лента. Ru» закончит вполне проходную информацию, озаглавленную «Герман Греф: «Юганскнефтегаз» останется самостоятельной госкомпанией» и повествующую о беседе министра экономического развития с журналистами, следующим абзацем:
«...По словам Грефа, который затронул также и тему налогообложения, ускоренный возврат налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам может быть введен не раньше 2007 года.
Он пояснил, что при возврате НДС в уведомительном порядке будут "очень высокие выпадающие доходы, свыше 0,5 процента ВВП". Кроме того, нужно подготовить налоговое администрирование, в том числе ввести систему электронных счетов-фактур, добавил министр».
Итак, бизнес не получил вообще ничего. Правда, целый ряд СМИ еще продолжал по инерции обсуждать тему, но это уже было совсем не интересно: драка кончилась и нечего кулаками махать.