Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес и власть

Вопросы взаимоотношений бизнеса и власти интересовали отечественные СМИ всегда. Но сейчас, когда не закончилось еще дело «ЮКОСа», а на горизонте возникают очертания возможных новых дел, когда вдохновленная федеральным примером местная власть шерстит всех, кто только занимается бизнесом на подведомственной территории, эта тема становится все более объемной и актуальной.

«Посеяли ветер» - так называется статья главного стратега Альфа-банка, соначальника его аналитического отдела Кристофера Уифера в «Ведомостях» (5-02):

«Кто спустил собак? А может быть, поставить вопрос по-другому? Раз уж их спустили, то как теперь удержать под контролем, чтобы вместо награды не получить головную боль и не нанести ущерб масштабным планам правительства по реструктуризации факторов экономического роста?

Заявление Счетной палаты о том, что она планирует провести проверку деятельности администрации Чукотки (губернатором которой является Роман Абрамович) само по себе не является чем-то экстраординарным и может быть воспринято как рутинная аудиторская процедура. Однако, судя по дополнительным комментариям главы Счетной палаты Сергея Степашина, в которых личные расходы Абрамовича на английский футбольный клуб выступают резким контрастом на фоне скудной помощи беспризорным детям России, за обычной процедурой обнаруживаются совсем иные, потенциально дестабилизирующие задачи, способные в дальнейшем ухудшить инвестиционный климат.

До сих пор инвесторы продолжают верить (т. е. пока еще вкладывать деньги) в предположение о том, что президент стоит за мягкий исход различных налоговых и уголовных расследований, возбужденных против крупного бизнеса. Основная часть заявлений и действий представителей президентской администрации дает основание полагать, что Путин разрабатывает стратегию мирных перемен.

…Тем не менее есть растущие опасения по поводу того, что отдельные лица в правительстве и администрации хотят достичь тех же экономических целей с помощью механизмов вмешательства, которые позволяют предъявить претензии по поводу владения собственностью ее нынешним владельцам. Убеждениям, как инструменту повышения доверия инвесторов, эти лица предпочитают угрозы.

…Правительство Путина уже добилось надежной поддержки законодательной власти и теперь старается уменьшить роль бюрократических барьеров в экономике, а также решительно бороться с коррупцией. Но помимо всего правительство намерено добиваться того, чтобы бизнес и инвесторы вкладывали деньги в экономику. Для реализации этих задач Путин, вероятно, предпринимает следующие стратегические шаги:

Он в понятной форме разъяснил лидерам бизнеса, чего сейчас ожидают от них, как от богатых людей и как от владельцев бизнеса. Смысл послания состоит в том, что у них теперь появилась социальная обязанность использовать свое богатство для улучшения жизни неимущих слоев российского общества, а также направить свои инвестиции на достижение главных целей правительства.

Он продолжает разъяснять, что правительство будет решительно бороться с проблемами, которые часто упоминаются как препятствия для развития бизнеса (бюрократия и коррупция) , и будет стимулировать рост в перерабатывающих и других отраслях промышленности при помощи пересмотра промышленной и бюджетной политики.

Смысл послания, обращенного к лидерам отечественного бизнеса, состоит в том, что, если они станут работать в рамках новых установок (т. е. правил выживания экономики во время переходного периода) , тогда смогут пользоваться всеми благами своего богатства.

Другой смысл этого послания заключается в том, что те, кто не адаптируется к новым реальностям ведения бизнеса в России, столкнутся с жесткой реакцией правительственных ведомств, которые уже заняты поисками жертв. Предполагается, что сейчас ведется около 1200 расследований, в рамках которых выясняются деяния как физических, так и юридических лиц, выявленные данными ведомствами.

Пятой стратегической установкой можно было бы назвать необходимость сохранения привлекательного инвестиционного климата путем поддержания равновесия интересов между либеральными экономистами и силовиками.

Со времени ареста бывшего главы "ЮКОСа" Ходорковского более трех месяцев назад Путин уже несколько раз заверял инвесторов, что им не стоит опасаться ни охоты на ведьм, ни отмены результатов приватизации, и в то же время ясно проговаривал, что сейчас требуется от лидеров бизнеса. Однако одновременно с этим такие ведомства, как Счетная палата и Министерство природных ресурсов, продолжали вести расследования, за которыми таились плохо скрытые угрозы.

…Нынешняя ситуация таит в себе реальную опасность того, что начатые расследования будут продолжать жить своей жизнью, обнаруживая факты незаконной деятельности, что еще больше укрепит позицию президента. Отсюда возникает предчувствие, что нападки на бизнес будут усиливаться, а вместе с ними и инвестиционные риски. …«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю».

Еще резче пишет о правительственной политике в отношении бизнеса «Новая Газета». В статье «Монополия государства на чужие деньги» (19-01) прямо заявляется:

«Диссиденты ближайших десятилетий наверняка будут вспоминать 18 декабря 2003 года как дату сворачивания либеральной рыночной экономики в России. В разгар новогодних праздников президент сделал несколько оригинальных подарков в виде серии важных заявлений. Обратившись сначала к народу, затем к бизнесу и, наконец, к правительству, Владимир Путин фактически объявил о новой экономической политике...

…Объявленная сверхзадача — победить бедность и превратить Россию в конкурентоспособное государство. Список тактических целей тоже впечатляет: удвоить ВВП, расширить социальные программы, добиться более справедливого распределения национального богатства и побороть инфляцию. И все это — лет за десять.

…У специалистов президентские тезисы особого энтузиазма почему-то не вызвали: в заявлении Путина содержался легко узнаваемый набор рецептов для приготовления авторитарного государства с «казенно-капиталистической» экономикой.

Судя по программным заявлениям самого президента, методы достижения очередного варианта «светлого завтра» будут преимущественно нерыночными. По сути, для решения каждой из основных президентских задач бизнесу будет отведена роль не равноправного партнера, а рабочей лошадки или дойной коровы.

Наверно, именно такое положение дел, по мнению Путина, отличает социально ориентированную рыночную экономику от дикого капитализма. Правда, в истории мировой экономики распространен другой термин: государство патерналистское. И упоминается он обычно при описании экономик таких стран, как Нигерия или Индонезия».

Далее автор статьи раскрывает, какими он видит в данной ситуации отношения бизнеса и власти:

«…Частный бизнес терпят постольку, поскольку он выполняет поставленные властью задачи. И никакой самодеятельности: все основные параметры экономического развития определяются и контролируются правительством. Кроме того, само государство становится крупнейшим игроком на рынке.

Примерно такую роль и отводит президент российскому бизнесу. Взять, к примеру, его оценку возможности активного участия предпринимателей в решении социальных проблем. Между прочим, этой теме была посвящена специальная встреча Путина с представителями Торгово-промышленной палаты. Владимир Владимирович высказался в том духе, что, мол, ваша задача — исправно платить налоги и повышать зарплаты, а с тем, как сделать людей счастливыми, мы и сами разберемся.

С путинским определением основной социальной миссии бизнеса особо не поспоришь, но такая формулировка отсекает ставшие нормой для крупных компаний проекты по поддержке образования, культуры и спорта. «Не нужно за людей решать, лучше им зарплату поднять, а они сами будут думать, что делать — покупать машину, идти на футбол или ехать отдыхать в Египет» — странное высказывание. Интересно, много ли нашлось бы в России людей, которые сочли бы предложенную их работодателем возможность отдохнуть в Египте или, скажем, получить льготный ипотечный кредит как навязывание им чужой воли? Объяснение напрашивается одно: бизнес как конкурент государства в области заботы о народном благе президенту вовсе не нужен.

…«Если направить госинвестиции на решение широко разрекламированной задачи борьбы с бедностью, то мы получим банальное проедание сверхдоходов, которые страна получает во многом благодаря удачному стечению обстоятельств, — утверждает Алексей Воробьев, аналитик инвестиционной компании «Атон». — Если же государство попытается сыграть в инвестора, то ситуация может сложиться и того хуже. Вся мировая практика показывает, что правительственные чиновники, как правило, не лучшие менеджеры».

И дело не в личных недостатках представителей властных структур и госкомпаний. Даже гениальные менеджеры в таких условиях на некоторое время оказались бы в растерянности.

«Пока у государства нет четко разработанной стратегии развития каждого из приоритетных секторов экономики, все попытки стимулировать экономический рост через увеличение государственных ассигнований будут тщетными, — считает Евгений Гавриленков, главный экономист компании «Тройка-диалог». — Взять, к примеру, попытку активной инвестиционной политики в секторе гражданской авиации. Во всем мире существует ограниченное количество крупных авиастроительных компаний. Так, США могут позволить себе только один «Боинг», объединенная Европа — только «Аэробус». В России же работают несколько конкурирующих между собой структур, и всем им правительство попыталось оказать финансовую помощь».

…О талантах менеджеров от государства свидетельствует хотя бы эффективность проводимых ими экономических реформ, позиционируемых как либеральные начинания. Что же на деле? В налоговой сфере отмена налога с продаж не сделала легче жизнь бизнеса и тем более населения, зато пробила серьезную дыру в местных бюджетах. О реформировании налога на добавленную стоимость в этом контексте лучше и не вспоминать. Зато снижение ставки единого социального налога, которое действительно повысило бы эффективность отечественного бизнеса, отодвигается на неопределенный срок.

С позиции решения первоочередных задач из президентского списка все это, конечно, ошибочные ходы. Но если представить, что речь идет о радикальной смене экономической модели развития страны от либерализма к патернализму, то все встает на свои места.

«Если это так, то это очень плохо, — считает Алексей Воробьев. — Для молодого отечественного бизнеса, в особенности крупного, это прямой сигнал паковать чемоданы. Предприниматели, сформировавшиеся в относительно свободных 90-х годах, воспримут этот поворот как перекрытие кислорода».

В таком случае не исключено, что государство намеренно выталкивает бизнес в безвоздушное пространство, планируя закрыть освободившееся пространство собственными структурами».

После сказанного выше мнение о проблемах нашего бизнеса, высказанное профессором экономики, консультантом при администрации США по делам малого бизнеса Милтоном Гарретом в беседе с Юрием Немытых («Если вам нужны деньги», «Эксперт-Урал» №5, 9-02) кажутся в чем-то наивными, хотя в них много интересного:

«…Экономисты вообще увели нас в сторону, когда указали, что главная цель компании - получение прибыли. Главная цель компании - оставаться в бизнесе и сохранять рабочие места. Чтобы ее достигнуть, необходимо запустить цепную реакцию качества: улучшить качество и сбавить цену продукции, снизить внутренние затраты, повысить производительность труда, нанять новых сотрудников, увеличить отдачу от инвестиций. В результате компания или бизнесмен улучшает качество жизни, и не только своей, но и работников, клиентов, всего общества. А это и есть цель цивилизации: улучшить материальный достаток и качество жизни каждого человека.

…Русским предпринимателям часто не хватает подобных теоретических знаний. Они ведут бизнес по наитию, как это у вас называется - на авось. А у нас говорят: лучше одну минуту планировать, чем 20 минут делать то, что не запланировано.

- Когда российские предприниматели овладеют необходимыми знаниями, расцвет бизнеса в России станет неизбежен?

- Усилий только бизнеса недостаточно. Необходимо, чтобы эффективно взаимодействовало все общество. Как я понял из общения с российскими малыми предпринимателями, самые большие их проблемы связаны с законодательством, с чрезмерным государственным регулированием. Впрочем, я работал консультантом в семи странах и могу сказать, что на плохое законодательство жалуются везде, в том числе в США. Коренная причина излишнего регулирования - в человеческой природе. Зачастую законы создаются для того, чтобы нейтрализовать тех, кто работает плохо, заставить их работать хорошо. Но на практике они часто подавляют тех, кто и так работал хорошо. А чем больше я нахожусь в России, тем лучше понимаю: главная проблема здесь - высокий уровень недоверия.

…- Недоверия бизнесменов друг к другу или между бизнесом и властью?

- И того, и другого. Да просто между людьми на улице. Что меня поражает в русских? Когда собираются друзья, ты видишь самые теплые отношения. Но как только приходит человек со стороны - никакого гостеприимства или дружелюбия.

…После падения режима тирании у вас, по большому счету, не сменилось еще и одно поколение. И в этом главная причина неэффективных взаимоотношений чиновников и бизнеса. Посмотрите, практически всеми предприятиями малого и среднего бизнеса руководят 20 - 30-летние. У них много идей, есть способность видеть и прогнозировать, желание работать, чувство собственного достоинства. Те же, кто определяет политику и законы, - 50-ти лет и старше. То, что они делают, часто не соответствует реалиям и требованиям молодого бизнеса. Отсюда обоюдное недоверие и непонимание.

Проблему с чиновниками решить просто: вы должны больше платить людям во власти, чтобы туда приходили молодые, способные, энергичные люди. Ваши расходы на органы управления огромны. Но если перестроить структуру и резко сократить число работающих в органах власти, оставшимся можно платить больше. Тем, кто окажется не у дел, предложит работу как раз малый и средний бизнес, если ему дать развиваться».

Нет, не поймут американского специалиста наши бизнесмены, а тем более чиновники. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть статью Эльмара Муртазаева «Аппетит приходит в процессе любви» (сайт «Газета.Ру», 4-02):

«Разговоры о необходимости любить и поддерживать средний и малый бизнес закончились. Правительство переходит от слов к делу. Чиновники, похоже, руководствуются правилами детской игры - постояв у стенки с закрытыми глазами, они теперь могут смело двигаться на поиски зазевавшихся бизнесменов.

В то время как Минэкономразвития со скрипом проталкивает через правительство проекты поддержки предпринимательства, другие ведомства куда более успешны в своих новациях. МНС, например, уже согласовала со всеми ведомствами проект введения спецсчетов НДС. По самым скромным оценкам, эта сугубо фискальная мера способна заморозить до 20% оборотных средств предприятий. Получая кратковременный эффект роста собираемости налоговых платежей, МНС наносит ощутимый удар прежде всего по среднему бизнесу.

…Одновременно министр по антимонопольной политике Илья Южанов предложил увеличить максимальную ставку штрафа для компаний с 5000 МРОТ до суммы, соответствующей 5-10% годового оборота предприятия. …Это фискальная мера, способная приостановить деятельность даже устойчивой средней компании. Показательно и другое обстоятельство: решение о назначении штрафа принимается чиновниками МАПа, и повышение планки штрафа соответственно повысит административный и коррупционный вес этого ведомства.

Посильную лепту в дело поддержки среднего предпринимательства вносит и Минфин. По слухам, министерство рассматривает возможность внесения изменений в закон "О финансовом мониторинге", согласно которым бухгалтеры и финансовые директора предприятий обязаны докладывать государственным органам о подозрительных сделках, связанных с отмыванием или сокрытием доходов. В такой формулировке привлечь к ответственности за нежелание стучать на начальника можно многих российских главбухов.

Не отстает и Пенсионный фонд. Глава ПФР Михаил Зурабов уже сообщил, что из-за растущего дефицита в бюджете фонда, необходимо либо увеличить ставки пенсионных платежей, либо на 8 лет увеличить планку выхода на пенсию. Вне зависимости от выбора избранной правительством модели решения проблем ПФР, отметим, что идея повышения налогов совершенно спокойно воспринимается бюрократическим сообществом. А ведь исследования показывают, что именно малые предприятия наиболее зависимы от изменения налоговой нагрузки, поскольку в отличие от крупных компаний у большинства из них просто нет возможности оптимизировать налоги».

Надо сказать, что иногда наше правительство решает даже помочь бизнесу. Увы, бизнес почему-то относится к этой помощи подозрительно. Интересно, почему?

Вот газета «Ведомости» (4-02) публикует статью «Другие правила. Придумали чиновники для ООО»:

«Минэкономразвития решило смягчить "правила игры" для российских ООО. Чиновники сократят перечень необходимых для компаний документов и централизуют учет долей их участников. Но реальный эффект от этих новаций бизнесмены смогут почувствовать лишь в долгосрочной перспективе.

На следующей неделе Минэкономразвития собирается внести в правительство поправки в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью (ООО). "У участников ООО слишком много издержек, которые мы намерены минимизировать", - поясняет логику законопроекта замруководителя департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин.

В состав учредительных документов ООО входят устав и учредительный договор, в которых помимо прочего указываются размер уставного капитала и доли каждого участника. Дублирование сведений устава в договоре, по мнению Минэкономразвития, обременительно, поэтому чиновники предлагают оставить в перечне учредительных документов лишь устав, а в нем указывать только размера капитала. Сведения же об участниках ООО и их долях чиновники предлагают размещать в едином госреестре юрлиц. Внесение изменений в реестр будет обязательным и для оформления перехода долей от одного владельца ООО к другому (сейчас в большинстве случаев переход считается совершенным в момент заключения договора между участниками общества).

…Впрочем, говорит начальник департамента регистрации юрлиц МНС Сергей Дуканов, и сейчас среди всех зарегистрированных предприятий доля ООО составляет 75% , а среди вновь создаваемых доходит до 93%. "Большинство предпринимателей, которые регистрируются у нас, выбирают форму ООО", - говорит Наталья Владимирова из компании "ПРавда", оказывающей услуги по регистрации. По ее мнению, на выбор учредителей главным образом влияет стоимость услуг по регистрации компании, которая для ООО на $150 - 200 меньше, чем для наиболее близкой к ООО формы - ЗАО. Фактор снижения издержек играет роль и для больших компаний. Например, в конце октября ОАО "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз" был реорганизована в ООО "Лизинг продакшн". В ОАО "Сургутнефтегаз", которому принадлежало 93% акций реорганизованной компании, пояснили, что это делается "для минимизации затрат, связанных с управлением компании".

…Вице-президент по коммерческому кредитованию банка "Держава" Галина Шарыбкина считает, что поправки Минэкономразвития помогут ООО лишь в долгосрочной перспективе, поскольку сейчас существующие ограничения легко обходятся - например, кредит может выдаваться под "личное поручительство владельцев компании". В ближайшее время, убеждена Владимирова из "ПРавды", большинство обществ не почувствуют никаких изменений, разве что каждому ООО придется выложить 2000 руб. за регистрацию устава в новом варианте».

И, наконец, журнал «Эксперт» (№5 9-02) опубликовал статью Александра Ивантера о взаимоотношениях власти и бизнеса под броским заголовком «Дайте обкуриться в туалете!»:

«Считать деньги в чужих карманах - излюбленное занятие наших чиновников. С завидным постоянством денежные власти охватывает беспокойство от растущей трансграничной активности частных капиталов.

…Теперь, когда чистый отток капитала из страны съежился до трех миллиардов долларов, власти заботит другое: а не слишком ли мощный поток денег устремился в Россию? А что же с ним делать? Как его переварить без разгона инфляции и избыточного укрепления рубля?

Господа начальники, уймитесь. Мало того, что вы сами не делаете ничего, чтобы поддержать и сделать более осмысленным рост, только тупо держите профицит бюджета и копите золотовалютные резервы, так еще и другим не даете привлекать инвестиции там, где они хотят. Вы похожи на незадачливого повара, отказывающегося делать жаркое, чтобы не запачкать печь.

…Да, перегретые финансовые рынки особенно подвижны. Да, это дополнительная головная боль для эмитентов, инвесторов, финансовых менеджеров. Но, во-первых, это радостные хлопоты. Впервые все более широкому эшелону российских компаний и банков иностранцы готовы в разных формах ссужать деньги, причем очень дешевые деньги. Во-вторых, и в главных, это головная боль частных компаний, а никак не чиновников с Неглинной.

…Излишне крепкий рубль? Да, это недополученные доходы экспортеров и граждан, доходы которых номинированы или привязаны к доллару. Но господа, разве это не посильная плата за дедолларизацию экономики? Безболезненно, увы, с иглы не слезают. А с чужой параллельной валютой действительно самостоятельной мировой державой нам не стать никогда, сколько бы мы ни удваивали и ни утраивали ВВП.

…Мелочная опека властей над отечественным бизнесом и хозяйством - "как бы мальчик не переел шоколадок" - абсолютно неуместна. Он уже давно не мальчик. Да, лохмы. Да, серьга в ухе. Да, курит в туалете. Но ради бога, мама, не одергивайте его. Не лишайте его детства! Вырастет, перебесится и станет добропорядочным семьянином».

И последнее. Президент Путин обнародовал свою примерную программу на следующий срок. Как метко заметила газета «Ведомости», это – программа для бедных и военных. О бизнесе власть забыла. Может быть, это к лучшему: когда власть о бизнесе вспоминает, перед последним начинают маячить омоновцы в масках и с автоматами, Басманный суд и «Матросская тишина». Но с другой стороны, это значит, что нормального климата для предпринимателей нужно ждать минимум еще четыре года. Впрочем, предупреждает же Милтон Гаррет, что должно смениться хотя бы одно поколение.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости