«Загадочные русские души» наших бизнесменов не дают покоя зарубежным журналистам. Все им хочется поведать доверчивым западным читателям нечто такое, от чего те должны вздрогнуть. И вот «Time» с присущим американцам напором знакомит своих читателей с Романом Абрамовичем, как сказано прямо в заголовке статьи, «вторым самым богатым человеком России».
Что же должен узнать американский обыватель о российском олигархе?
«Амгема представляет собой печальное зрелище: чукотская деревня с населением около 600 человек на крайнем севере России, примерно в 100 км за Полярным кругом: десяток небольших строительных блоков разбросанных по невыразительной тундре. Большинство ее жителей занимается оленеводством; в большинстве домов нет водопровода и канализации, а электроэнергия до самого недавнего времени подавалась спорадически. Помимо водки, единственным источником развлечений является радио. Но в этой пустыне сегодня строятся несколько десятков деревянных домов с двумя спальнями, с горячей и холодной водой, с ванной и даже с туалетом в доме. Как могло такое случиться?
Это все благодаря Роману Абрамовичу, 36-летнему губернатору Чукотки, российской провинции, которая расположена через Берингов пролив от Аляски. То, что сделал г-н Абрамович для Амгемы в последние 3 года, безусловно, примечательно. Он дал денег на строительство 46 новых домов по цене 50000 долл. США за штуку; он профинансировал первый в этой деревне дом для гостей и общественную баню с парикмахерской; он отремонтировал единственную в районе школу-интернат; и потратил еще 200-300 млн. долл. США из собственных средств на то, чтобы выстроить по всей Чукотке все, что угодно, от гостиниц до кинотеатров и супермаркетов. Он даже позаботился о том, чтобы своевременно выплачивалась заработная плата служащим. "Это революция", - подводит итог Александр Максимов, чиновник местной администрации Амгемы».
Честно говоря, не только американские обыватели, но и автор этих строк впервые узнал о поселке Амгема. Но это все – цветочки. Краткая биография Романа Аркадьевича перемежается риторическими вопросами: зачем он швыряет деньги, обустраивая Чукотку. На риторические вопросы даются не менее риторические ответы: «Это для меня новое начинание. Я никогда не управлял территорией. Я никогда не выступал перед людьми. Мне необходимо все это попробовать, чтобы понять, нравится ли мне это». А в качестве резюме приводятся слова Чубайса: «Он, пожалуй, самый влиятельный политик среди новых магнатов России».
После этого автор статьи пережевывает слухи о возможной борьбе Абрамовича за кресло мэра столицы, а завершает статью блестящим пассажем:
«В свою последнюю ночь на Анадыре перед возвращением в Москву г-н Абрамович присутствовал на концерте популярного музыкального ансамбля «Машина времени», который он привез из Москвы, оплатив чартерный авиарейс, чтобы те выступили на закрытом катке, который был построен на его деньги. Притопывая в такт, губернатор пел вместе с выступавшими песню о кукловоде, который управляет «так похожими на людей куклами». Принимая во внимание богатство и влияние г-на Абрамовича - не говоря уже о его нежелании раскрывать свои планы - нельзя не задуматься над вопросом о том, за какие веревочки он будет дергать в предстоящие годы».
Что смогут понять американцы из этого краткого очерка жизни и деятельности нынешнего губернатора Чукотки и олигарха одновременно, понять сложно. Ясно одно: мысль о том, что «Его набеги на Чукотку, возможно, стали характерными для стиля работы высших олигархов, которые берут под свой контроль территории России. Региональные губернаторы имеют в своих руках огромную власть как на местах, так и в общенациональном масштабе: они контролируют эксплуатацию природных ресурсов на своей территории», должна запасть в их души. Это лишнее напоминание о том, что США в лучшую сторону отличаются от России: американские олигархи не могут (во всяком случае, столь открыто) захватывать власть в отдельных штатах.
Так что, знакомя рядового американца с российским деловым человеком, журналист из «Таймс» еще и проводит работу по патриотическому воспитанию.
В Германии к подобным вещам относятся, видимо, по-другому. Потому «Sueddeutsche Zeitung», решив познакомить читателей с Владимиром Потаниным, отдала предпочтение жанру подробного интервью. Уже заголовок – «Тех, кто следует законам, невозможно шантажировать» - демонстрирует симпатии немецких журналистов к российскому олигарху.
«Крупный предприниматель Владимир Потанин хочет сделать свою промышленную империю привлекательной для западных инвесторов.» Предпосланный беседе подзаголовок отражает основную мысль всего интервью, в котором глава холдинга «Интеррос» при активном содействии двух немецких корреспондентов, объясняет, как хороша его компания:
«…«Интеррос» – это интересное предприятие с большим потенциалом… «Интеррос» – это один из крупных концернов России. Мы контролируем много предприятий в России и в других странах на территории бывшего Советского Союза. В нескольких областях мы занимаем ключевые позиции, прежде всего в индустрии никеля, но также и в строительстве электростанций, в сельском хозяйстве, а также в финансовом секторе. Мы также имеем влияние на средства массовой информации. Нам принадлежат две ведущие газеты, радио- и телетрансляторы… Некоторые из наших предприятий являются ведущими на рынке, и это интересует инвесторов. Наши менеджеры – одни из лучших в России. И мы идем навстречу пожеланиям наших иностранных акционеров».
Но, журналисты «Sueddeutsche Zeitung», готовые поверить в то, что касается самого «Интерроса», сразу задают вопросы об инвестиционном климате в России, коррупции и давлении на предпринимателей со стороны криминала.
Владимир Потанин в ответ старается, насколько это возможно, не подвести и страну: «Инвестиционный климат у нас в стране не образцовый, но сносный… Еще десять лет назад у нас в стране господствовали коррупция и преступность. При президенте Путине политическое положение стабилизировалось. Налоговые законы ясны и корректны; это признано повсюду, и прежде всего в Германии. Мы имеем функционирующую правовую систему. Можно обсуждать качество защиты инвестиций, но защита все же имеется… Коррупция существует, причем на высоком уровне. Но коррупция всегда связана с бюрократией. Если государственный аппарат функционирует, коррупция теряет свое значение. Мы идем вперед по этому пути… Позиция государства предельно ясна: коррупцию оно терпеть не будет… Я лично оцениваю роль организованной преступности как очень незначительную. А серая составляющая, где не все делается легально, занимает от 20 до 30%. Все остальное чисто… Если предприниматель или государственный служащий придерживаются законов, их невозможно шантажировать. Во всяком случае, так ведут себя крупные предприятия. Поэтому они не имеют никаких проблем с русской мафией».
Увы, но в самом конце интервью немцы заставляют-таки Потанина дать честный, но нелицеприятный для России ответ: «Подвергаетесь ли вы лично давлению преступного мира?» - «Мы достаточно сильны, чтобы быть от этого застрахованными». Все же сила, а не честность в итоге оказывается гарантией от криминального давления.
Тем не менее, надо сказать, что, оставаясь до сих пор для западного обывателя некоей экзотикой, Россия под пером европейских журналистов уже не выглядит страной медведей и мафиози (впрочем, это относится не ко всем западным журналистам).
А вот статья «Россия: рубль работает» в «Financial Times Deutschland», рассказывающая о российском потребительском рынке с точки зрения среднего (по их понятиям) бизнеса и простого потребителя.
«Еще 15 лет назад о Рождестве в России было мало что известно. Социалистическая страна праздновала только Новый год, причем достаточно скромно: Дед Мороз приносил пару маленьких сувениров. Сейчас же русские, как и люди на Западе, отправляются на рождественскую прогулку по магазинам. «Они кидаются на товары как сумасшедшее, - с улыбкой говорит Ирина, продавщица в бутике Gucci. - Мы, пожалуй, побьем все рекорды»...
Безоблачный потребительский климат толкает крупные западные торговые фирмы, такие, как Ikea, Metro или Spar, на Восток...
Россия в упоении от покупок, такого здесь еще не бывало. «Это страна безграничных потребительских возможностей», - шутит Виктор Беляков, возглавляющий наблюдательный совет сети розничной торговли «Пятерочка». Розничная торговля растет громадными темпами, потребительские расходы частных лиц еще в 1999 году составляли 100 млрд долларов, а в этом году могут достичь 170 млрд...
«После терактов 11 сентября 2001 года объемы наших продаж во всем мире сократились – за исключением России», - говорит глава российского отделения Ikea Леннарт Дальгрен. В 2001 году мебельный центр в Химках с 4,5 миллионами посетителей стал самым посещаемым филиалом Ikea во всем мире...
«Для большинства международных концернов Россия стала постепенно приоритетным направлением» - говорит Даниэла Рикарди, вице-президент по Восточной Европе концерна по производству моющих средств Procter & Gamble. «Ни один другой рынок с 145 миллионами потребителей не растет в настоящее время быстрее». Растущий спрос затронул все области – от косметики до тканей и пива. «Это фантастика, - восхищается глава немецкого издательского дома в России. - Мы уже не знаем, что делать с таким количеством объявлений». Оборот на рекламном рынке в 2002 году может вырасти больше чем на 50% и достичь рекордного уровня в 2,64 млрд. долларов.
Экономическое положение удивительно стабильно, реальные доходы российских потребителей растут – только в первом полугодии 2002 года они увеличились примерно на 7,7%. Хотя средняя заработная плата, составляющая 144 долларов в месяц, все еще является очень низкой, но при этом она почти полностью расходуется на потребление. Большинство россиян мало платит за жилье, так как на волне приватизации они смогли на выгодных условиях оформить свои прежде арендуемые квартиры в собственность. Долго не было функционирующей банковской системы, поэтому практически никто не платит проценты по кредитам. И поскольку доверие к данной сфере все еще находится на низком уровне, стремление экономить тоже весьма незначительно...
«Потенциально Москва – это самый крупный и наиболее сконцентрированный рынок в Европе, в московском экономическом районе проживает 12 миллионов человек», - объясняет Наталья Загвоздина, эксперт Renaissance Capital Group в Москве. Розничный оборот в Москве составил в 2001 году около 35 млрд долларов и в этом году должен вырасти на 25%.
Этим потенциал далеко не исчерпан: в то время как американский потребитель расходует 77 долларов в год на изделия Procter & Gamble, российский – только 3 доллара. «Здесь у нас еще обширное поле для деятельности», - говорит топ-менеджер Даниэла Риккарди. После рождественского покупательского бума в Москве она, возможно, чуть приблизится к своей цели».
Как видим, Запад с интересом и некоей надеждой смотрит не только на российских олигархов, но и на всех нас, хотя бы как на потенциальных покупателей.
Надо сказать, что среди жесткой критики западными средствами массовой информации политики российского руководства в самых разных областях: Чечня, Ирак, права человека, свобода слова – список можно продолжать очень долго, столь положительное отношение хоть к каким-то сторонам нашей жизни – уже замечательно. Несмотря на окончание холодной войны и дружественные отношения между руководителями вчерашних противников, мы для западного обывателя – люди чужие и подозрительные. Слава богу, что хоть о нашем бизнесе они начали узнавать что-то хорошее.
Материал подготовил Владимир Володин