Тема отечественной автомобильной промышленности, концепции ее развития и связанного с этим повышения пошлин на иномарки не сходила в последнее время со страниц печатных СМИ и с экранов телевизоров.
После того, как президент Владимир Путин призвал премьера Михаила Касьянова защитить производителей отечественных автомобилей, все ожидали предсказывавшегося повышения пошлин на запрошенные 35%. Ситуацию слегка подхлестывало неожиданное решение украинских властей.
"Украина намерена на четыре месяца ввести пошлину на ввоз российских легковых автомобилей - 32% от их стоимости" - первым забил тревогу "Коммерсант".- "Информационные агентства, которые распространили эту новость, ссылаются на неназванный источник в Минэкономразвития, который сообщает, что официальная информация из кабинета министров Украины пока не поступила, но если это действительно так, то "этот факт вызывает удивление, так как проводимые консультации с украинскими коллегами показывают, что экономических причин для ограничений ввоза российских автомобилей нет". В министерстве промышленной политики Украины и в ассоциации "Укравтопром" отказались давать комментарии. В обеих структурах лишь заявили, что не видели текста постановления".
"Финансовая газета" тут же продемонстрировала большую осведомленность: "Украина вводит на 4 месяца 32-процентную пошлину на ввоз российских легковых автомобилей". Источник, передавший газете эту информацию, заявил, что "действия Украины вызывают изумление". И сразу же газета заговорила об адекватных ответных мерах.
"Эти действия, - объяснял представитель все того же Минэкономразвития,- противоречат соглашению о свободной торговле с РФ, которое предусматривает подобные меры, но только после соответствующих процедур и доказательства ущерба украинской экономике". Сейчас Россия поставляет на Украину до 70 тыс. легковых автомобилей ежегодно.
Еще больше подробностей привела "Газета": "Украина приняла решение ввести фактически запретительные пошлины на ввоз российских легковых автомобилей. Россияне готовят список ответных мер. Решение о введении 32-процентной пошлины еще официально не опубликовано. Но фактически оно уже действует, так как согласно украинскому законодательству вступает в силу с момента его принятия - то есть с прошлой пятницы. Пока это лишь временная мера: действие пошлины продлится четыре месяца. По завершении же официального расследования оно может быть либо отменено, либо принято на постоянной основе. Как сообщили Газете в российском торгпредстве на Украине, по подсчетам самих украинцев, ущерб для российской стороны только от временного решения может составить около 90 млн. долларов. По сведениям Газеты, список наиболее важных для украинцев продуктов экспорта в Россию, на которые мы можем ввести повышенные пошлины без ущерба для себя, будет готов в ближайшие дни. В него, в частности, может войти продукция металлургии, химии, сельского хозяйства, пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности. Выбрать есть из чего".
Именно в такой ситуации Михаил Касьянов и подписал давно готовившуюся концепцию развития отечественного автопрома. Как утверждает обозреватель сайта "Утро.Ru", одно из положений концепции - повышение пошлин на иномарки - пожалуй, можно назвать наиболее болезненной околоавтомобильной проблемой. Предполагалось, что пошлины должны быть повышены на 25-35%. Ставка пошлины на иномарки составила в итоге 25% и будет единой для всех автомобилей, независимо от возраста. Меры, защищающие отечественных производителей, вводятся на период в 7 лет, а по истечении указанного срока ставка будет снижаться.
Концепция развития российского автопрома предполагает переход до 2004 г. на автомобильные двигатели стандартов "Евро-2" и "Евро-3". Кроме того, до 2008 г. предполагается переход на стандарт "Евро-4", а к 2010 г. - на электронное управление работой двигателя и автомобилем в целом.
Вводимые пошлины, как подчеркивает большинство освещающих проблему журналистов, по идее создателей концепции, помогут российскому производству выйти на мировой уровень. Основная цель программы - добиться соответствия выпускаемой техники мировым требованиям экологии и безопасности. Предполагается, что увеличение стоимости иностранных машин привлечет внимание российского потребителя к продукции отечественного автопрома, следовательно, появятся дополнительные средства для инвестиций в развитие наших автозаводов.
Представители правительства, как считают обозреватели, стремятся привлечь иностранный капитал, что должно предопределить развитие конкуренции на внутреннем рынке, повышение качества автомобилей и "поэтапную интеграцию" в мировой авторынок. Ограничение импорта, заставит зарубежных производителей задуматься об открытии в России линий по сборке своих моделей. Пример "Форда", открывшего свой завод под Петербургом, внушает определенные надежды. Тем более, что казанское агентство "TatNews.Ru" опубликовало информацию о том, что на пустующих площадях "КАМАЗа" будут собирать автомобили "Volkswagen". Правда, речь идет об одной из программ, реализуемых Союзным государством России и Беларуси, что настораживает. Тем не менее, по словам Павла Бородина, переговоры с Volkswagen AG будут проведены в конце августа - начале сентября во время визита ее делегации в Набережные Челны. "Мы, - сказал знаменитый "Пал Палыч",- сооружаем ось Минск-Москва-Набережные Челны. Будем создавать завод "Volkswagen" и выпускать целый ряд автомобилей". А ведь этот человек может многое.
И отечественные автозаводы пытаются сами привлечь иностранный капитал. "АвтоВАЗ" первым из российских автозаводов решил выйти на международные финансовые рынки,- пишут "Ведомости",- в течение ближайших месяцев GDR на акции "АвтоВАЗа" пройдут листинг на одной из европейских бирж, а в следующем году предприятие планирует выпустить ADR. Пока размер программы не определен. Но всю подготовительную работу к выходу на американский рынок капитала компания проделала".
"Финансовая Россия" уточняет ситуацию: "Менеджеры крупнейшего российского автопроизводителя - "АвтоВАЗа" приняли решение о выпуске с будущего года американских депозитарных расписок (ADR). В последние полгода спрос на ценные бумаги "АвтоВАЗа" на российской бирже рос небывалыми темпами. Ходили даже слухи, что менеджмент предприятия принял решение о продаже крупного пакета одному из стратегических инвесторов. Однако, как выяснилось, владельцы автогиганта были лишь озабочены увеличением капитализации. На прошлой неделе акции компании неожиданно исчезли из списков высоколиквидных бумаг. Видимо, именно поэтому и было принято решение о размещении депозитарных расписок - резервы роста капитализации компании на российском рынке исчерпаны".
Мы намеренно не упомянули ряд статей, в которых происходящее вокруг российского автопрома рассматривается в контексте возможной политической борьбы между различными группировками во властных структурах. То, что автомобильная отрасль стала ведущей темой СМИ последнего времени, само по себе говорит о ее возможном политическом значении. Отметим также напоследок, что составить более-менее подробный обзор всех материалов на эту тему, появившихся за последнюю неделю, просто невозможно - список слишком велик.
Владимир Борисов