Люди используют модели с древних времён. Рисунок мамонта на стене пещеры уже был моделью, выполняющей какие-то важные функции мамонта в тот момент, когда до реальной встречи с ним было ещё далеко. Карта местности – один из самых известных типов моделей мира, над улучшением которой люди трудятся тысячелетия.
Со временем объекты, с которыми работали люди, все усложнялись, и их модели тоже не стояли на месте. Сегодня многие системы стали настолько сложными, что некоторые их части просто невидимы – из-за слишком маленького масштаба или из-за слишком большого, или еще потому, что они существуют только в виде цифр в памяти компьютеров.
Надо научиться понимать разницу между системой и её моделью: отношения между ними такие же, как между картой и территорией.
Вы можете указать пальцем на карте болото, но это будет совсем не то же самое, что наступить на кочку в реальности. Надо понимать, что болото на карте и болото на местности, где вы оказались – вещи совсем разные. На карте болото, но, может быть, в реальности никакого болота там нет. Тем не менее, без карты ни планировать путешествие, ни ориентироваться во время путешествия — невозможно. А вот ориентироваться даже по устаревшей карте можно достаточно надёжно.
А есть карты, например, политические, на которых болота вообще не указываются. Но это не означает, что в реальности там нет болота. Просто эта карта уделяет внимание другому пониманию территории.
Мы можем провести аналогию, что любая модель системы – это как карта территории, и для создания или понимания сложной системы нужно много разных карт. Мы не можем работать сразу с реальной системой, методом проб и ошибок. Вернее можем, так и делали раньше люди, но в 21 веке так уже работать нельзя. Это дорого, долго, ненадежно и т.п., что в целом выльется в неконкурентоспособность. Поэтому модели очень необходимы.
Однако и увлекаться тоже нельзя. Так как мы часто видим, что создание всё новых и новых моделей подменяет создание самой системы. Люди говорят: мы уже посчитали бизнес-план, сделали чертежи и выпустили документацию. Всё, система готова! И это – самая большая ошибка. Система готова только в тот момент, когда она стала в реальном мире делать то, ради чего создавалась.
На модели автомобиля далеко не уедешь. Но без моделей автомобиль не создашь. Поэтому и необходимо одновременно удерживать в голове и модель, и саму систему.