Рецепт успеха менеджера.
Почему одни менеджеры добиваются успеха, а другие раз за разом совершают попытки, не приносящие никакого результата?
Каждый год выпускаются тысячи книг по менеджменту. Можно, конечно, посвятить все свое время отбору и чтению лучших из них по рекомендациям, но вряд ли ваши потребности будут полностью удовлетворены.
А как понять, какие именно книги нужны именно вам исходя из вашей сегодняшней жизненной ситуации?
Для этого нужно сначала разобраться, какие вообще качества, знания и навыки нужны для того, чтобы стать хорошим управленцем. И наложить эти знания на свои сегодняшние компетенции и свою жизненную ситуацию.
Практика успеха менеджера.
Менеджер может развиваться в трех направлениях:
- формировать личностные качества, необходимые любому успешному человеку;
- приобретать и совершенствовать гуманитарные знания и умения;
- приобретать и совершенствовать инженерные знания и умения.
Вопрос, какое направление должно быть приоритетным, сродни вопросу, какая нога лучше – правая или левая. Для полноценного развития успешного менеджера равно необходимы все три составляющие – личностная, гуманитарная и инженерная.
Давайте рассмотрим их более подробно.
Развитие личности: формирование внутреннего стержня.
По сути дела, этим занимаются все тренинги личностного роста. Как бы это не звучало парадоксальным, но они «продают» внутренний стержень и умение быть счастливым.
Внутренний стержень дает нам силу духа, ощущение, что в нашей жизни есть смысл и цель, а умение быть счастливым — быть в комфорте с собой и желание приносить счастье другим.
Для развития в этом направлении каждый сам подбирает себе философские и психологические практики, ведущие к внутренней гармонии.
Гуманитарные знания и умения
Можно выделить две основных группы гуманитарных знаний и умений менеджера.
Первая группа – экономические, финансовые и юридические знания.
Эти знания входят в стандартный пакет «компетенций менеджера», который преподается в ВУЗах и на курсах повышения квалификации.
Вторая группа – методики межличностного взаимодействия.
Психологические умения и навыки (НЛП, искусство ведения переговоров, навыки публичных выступлений, ораторское и актерское мастерство), которые менеджер частично получает в ВУЗЕ, частично осваивает самостоятельно или на различных тренингах.
Знания и навыки первой и второй групп можно обобщенно назвать гуманитарным менеджментом. Это – основа основ, поэтому в нашей Школе системного менеджмента мы ее не рассматриваем.
Тем не менее, из второй группы знаний можно выделить один аспект, который является важнейшим для хорошего лидера и которым мы в Школе занимаемся в обязательном порядке – это управление командой как системой.
Управление командой как системой – способность менеджера видеть и разделять личность, роль и должность каждого специалиста в своей команде (личность – Иван Иванович Иванов, роль в команде – маркетолог, должность – главный специалист отдела).
Задачи, требующие данного навыка, каждый руководитель вынужден решать много раз в день или даже за одно совещание. Для того, чтобы решать их успешно, необходимо:
- разделять и хорошо представлять себе интересы всех членов команды (маркетологов, инженеров, айтишников и т.д.) в отношении к системе предприятия, а также интересы каждой должности и личные интересы каждого человека;
- грамотно и быстро разрешать любые междисциплинарные (не путать с межличностными!) конфликты.
Ключ к тому, чтобы принимать правильные решения по управлению командой – хорошее знание своей системы. А для хорошего знания своей системы как раз необходима другая группа навыков – инженерные знания и умения.
Негуманитарные, или инженерные знания и умения.
В фокусе гуманитарных знаний менеджера – человек (психология, управление, взаимодействия и т.д.). В фокусе негуманитарных знаний – производимый продукт (товар, услуга); люди в этой системе рассматриваются в связи с данным продуктом.
Негуманитарные знания менеджера также можно разделить на две категории: фундаментальные знания иметодология системного подхода.
Фундаментальные знания – это знания в рабочей области деятельности и смежных областях. Невозможно хорошо руководить предприятием химической отрасли, не зная хотя бы основ химии, или управлять поликлиникой, не будучи врачом. Абсолютное большинство менеджеров понимает важность данной области знаний и регулярно повышает собственную квалификацию, отслеживая последние достижения, новые технологии и общее развитие в своей отрасли.
Системный подход – это особый угол зрения, не менее важный для успешного управления, чем наличие нужного объема гуманитарных и фундаментальных знаний. Об этом более подробно далее.
Системный подход в управлении.
Один из основных принципов эффективного управления – это мышление в категориях систем: нужно уметь любую деятельность, предприятие, продукт, команду и т.д. рассматривать как систему.
Такое системное мышление можно развить самостоятельно, но быстрее и проще освоить под руководством преподавателя и ментора (это как с математикой — можно самому, но это под сиду лишь единицам).
В настоящее время системный подход отличается от того каким он был в прошлом веке. Сейчас, например, многие еще пытаются подойти к понятию «системы» через словарное определение («система – это множество элементов, связанных между собой в нечто целое»), тогда как в настоящее время фокус системного подхода сместился к тому, что первостепенное значение имеет то, что окружает систему и частью чего она является. То есть, если раньше нас интересовало то, что внутри системы и из чего она состоит, то сейчас сначала нужно выяснить внешнее окружение системы и именно его нужно изучить в первую очередь (прежде чем, озаботиться внутренним устройством системы).
Системный менеджер должен мыслить, как минимум, в категориях трех систем: целевой системы (продукт), обеспечивающей системы (команда) и использующей системы (клиент). При этом менеджер должен постоянно держать в голове элементы этих систем, их взаимодействия и взаимодействия самих систем между собой, а также всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и их интересы в каждой из систем.
Звучит сложно? Совершенно верно, для освоения системного подхода требуется определенное время и упорство, его нельзя свести к набору простых рекомендаций.
Почему же тогда стоит тратить на это время? А вот почему: системный подход позволяет легко управлять проектами любой сложности, успешно создавать высокотехнологичные продукты и сервисы, координировать работу междисциплинарной команды и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Именно он позволяет создавать успешные системы и делать это быстрее, надежнее и качественнее своих конкурентов.
Многие успешные менеджеры интуитивно или сознательно практикуют системный подход, но передать этот навык другому человеку значительно сложнее, чем гуманитарные знания и умения. В нашей Школе разработана авторская методика обучения системному подходу – мы учим не столько «делать А и Б, чтобы получить В», сколько смотреть под нужным углом, чтобы увидеть систему.
Таким образом, мы постарались показать уровни знаний, которые необходимы успешному менеджеру. Мы надеемся, что исходя из этого каждый сможет далее более осознанно подходить к развитию своих собственных знаний и навыков.
P.S. В этом посте мы ничего не сказали о знаниях и навыках, необходимых предпринимателю. Говорят, что на предпринимателя выучить невозможно, поскольку главная черта успешного предпринимателя — это чутье, а формализовать чутье и научить ему нельзя. Тем не менее, некоторые практики, которые мы даем в Школе, могут помочь предпринимателю избежать грубых ошибок.
P.P.S. Также здесь не затронута тема системной инженерии: в Школе мы уделяем этому направлению не меньше внимания, чем системному менеджменту, об этом можно прочитать в нашем учебнике.