О системно-структурных и методологических резервах качества оценок регулирующего и фактического воздействия (Серия "Вопросы ОРВ" - 2015, выпуск 9)
Так получилось, что в соответствии с Регламентом Правительства РФ нормативные правовые акты, регламентирующие проведение оценок воздействия (постановления Правительства РФ № 1318, № 83 и Федеральный закон № 176), сами не должны проходить такую оценку. А почему? А по формальным признакам: не попадает данное регулирование в рамки, заданные для проектов актов, в отношении которых ОРВ обязательна.
Если подходить не формально, то все эти нормы, безусловно, «затрагивают условия осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности». Более того, отношения между госрегулятором и бизнесом, определяющие эффективность оценок, являются специфической формой государственно-частного партнерства и, по большому счету, требуют от обеих сторон определенных затрат ресурса. Следовательно, создавая механизмы и процедуры взаимодействия бизнеса и власти при проведении оценок воздействия, необходимо анализировать, удобны ли эти механизмы и процедуры бизнесу, готов ли он в этих условиях тратить свой ресурс?
Практически, речь идет о проведении оценки фактического воздействия тех нормативных правовых актов, которые и регламентируют проведение оценок воздействия. В презентации представлена скромная попытка оценки фактического воздействия ППРФ-1318, ППРФ-83 и ФЗ-176. В полном объеме (а тем более, в соответствии с требованиями методических руководств, используемых, например, для оценок московских актов) такая работа требует больших затрат ресурсов, поэтому реально было провести только частичный анализ.
Основное внимание было уделено недостаткам заданной ППРФ-1318 схемы группировки проектов нормативных правовых актов по формальной оценке степени воздействия (показана неизбежная субъективность этого подхода) и оценке формально необязательных (но необходимых для работоспособности оценок воздействия) издержек бизнеса, участвующего в публичных консультациях.
Содержащиеся в презентации рекомендации по устранению установленных недостатков развивают подходы презентации «Риск-ориентированная модель системы ОРВ. Часть 1» (Серия «Вопросы ОРВ», 2014, выпуск 6).
Интересным представляется то, что со стороны Департамента ОРВ Минэкономразвития России и ряда участников конференции в Аналитическом центре при Правительстве РФ (15 сентября этого года) эти идеи нашли понимание, которое, однако, не получило практического применения. Но мы продолжаем работать…