Дата: 05.03.2014
В последнее время участились вопросы от органов государственной власти, органов местного самоуправления о том является ли полномочие по предоставлению субсидий для малого бизнеса государственной услуг или нет.
И вопрос этот не совсем праздный. Дело в том, что если такое полномочие признается государственной или муниципальной услугой, то в силу положений федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ (далее Закон 210-ФЗ) у органов государственной власти и местного самоуправления возникают обязанности о включении таких полномочий в реестры государственных и муниципальных услуг, о раскрытии информации о порядке их предоставления на официальных сайтах, о разработке административных регламентов. Появляется возможность предоставлять такие услуги на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Какие же аргументы могут приводиться против того, чтобы признать выдачу субсидий государственной услугой в силу Закона 210-ФЗ:
- невозможно удовлетворить все заявки предпринимателей в силу ограничения бюджетных ресурсов (мало выделено либо не выделено вовсе в текущем году). То есть даже, если предприниматель признается имеющим право на получение услуги, то она ему может быть не предоставлена;
- тип субсидий может меняться от года к году. Если сегодня предоставляется субсидия на возмещение затрат на выход на внешние рынки, то завтра такого полномочия может не быть в силу изменения политики по поддержке предпринимательства в конкретном регионе;
- Бюджетный кодекс различает субсидии юридическим лицам и предоставление государственных услуг как два разных вида бюджетных ассигнований.
Моя же позиция заключается в том, что при выполнении условий и Бюджетного кодекса применительно к субсидиям и Закона 210-ФЗ применительно к государственным и муниципальным услугам полномочие органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению субсидий предприятиям может признаваться государственной услугой.
Почему?
Во-первых, рассмотрим этот вопрос с точки целей введения регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Целями регламентации услуг являются:
- повышение качества исполнения функций и предоставления услуг, повышение доступности услуг для граждан и организаций, ориентирование деятельности органов власти и органов местного самоуправления на интересы заявителей;
- повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов в органах власти и органах местного самоуправления.
К основным целями предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ являются:
- упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна»;
- сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных муниципальных услуг;
- противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг
На мой взгляд текущая в стране ситуация с предоставлением субсидий юридическим лицам обуславливает необходимость регламентации этих полномочий для достижения поставленных выше целей.
Во-вторых, рассмотрим вопрос с правовой точки зрения.
Рассматриваемая проблема существует благодаря коллизии Закона 210-ФЗ, регулирующего предоставление услуг, через деятельность по осуществлению властных полномочий, и Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующего отдельно государственные (муниципальные) услуги и отдельно субсидии юридическим лицам через вид бюджетных ассигнований.
Согласно Закону 210-ФЗ государственная (муниципальная) услуга - деятельность по реализации функций органов власти (местного самоуправления), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами ... полномочий этих органов, предоставляющих государственные услуги.
Статьи 5 и 6 Закона 210-ФЗ определяют, что заявители имеют право на получение услуги в соответствии со стандартом предоставления услуги, а органы власти обязаны предоставить услуг в соответствии с административным регламентом (в него согласно статье 12 включается стандарт оказания услуги). Стандарт в свою очередь имеет исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении услуги.
Согласно Бюджетному кодексу РФ - государственные (муниципальные) услуги (работы) это - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Статья 69 Кодекса говорит, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
...
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд
...
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
...
Разъяснения представлены в отдельных статьях Кодекса.
Так статья 69.1. устанавливает, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:
...
оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
...
При этом статья 78 устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В Кодексе для субсидий обязательно установлено правило отбора заявителей. Акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий;
2) порядок возврата субсидии, порядок проверки целевого использования средств.
При этом в Кодексе не указано, что субсидия предоставляется по запросам заявителей, но не указано и обратное.
Таким образом с точки зрения Кодекса субсидия - это отдельный вид бюджетного ассигнования, которая выделяется ограниченному кругу юр. лиц, имеющих право на получение субсидии и попадающих под критерии отбора. Порядок предоставления субсидий не обязательно заявительный. Теоретически можно принять акт об отборе юр. лиц, отобрать их и выдать им субсидии.
Теперь применительно к 210-ФЗ. Если субсидия:
- выдается в заявительном порядке;
- критерии отбора, установленные в Кодекс, являются основаниями для отказа в предоставлении услуги (также к критериям отказа на мой взгляд можно отнести все основания, перечисленные выше);
- в административном регламенте прописаны процедуры по возврату субсидии и проверке юр. лица по целевому использованию средств,
то такое полномочие может быть признано государственной услугой по предоставлению субсидий юридическим лицам.
То есть субсидия - является государственной услугой, только в случае, если выполняются требования предусмотренные и Бюджетным кодексом и Законом 210-ФЗ.