I. Как и кем формируется нынешняя экономика
В совсем недалеком будущем (6-8 лет), как обещает нам руководитель государства, Россия станет страной, которая поднимется на 20 место (со 112) в рейтинге «Doing business» Всемирного банка. Это будет подтверждаться и тем, что в малом бизнесе будет 50% занятых! Очень хочется верить нашим кремлевским мечтателям, но реальность дает совсем другие прогнозы, а в бытность первого премьерства нашего президента (1999 год) подобные фантазии были полностью провалены и забыты (первая российская программа развития МБ).
Абсурдность этих фантазий подтверждается нынешней системой власти, при которой независимые (по Конституции) ее ветви фактически встроены в вертикаль и образуют на практике единое целое: вместо законодательной власти – «взбесившийся ксерокс»; вместо независимого суда – «басманное» правосудие; вместо 4-й власти – 2-я древнейшая профессия. Даже Православная церковь последнее время активно втягивается в эту «воронку» исполнительной власти.
Как известно, современное общество подразделяется на 3 сектора по своей причастности: 1 - политика, власть; 2 - бизнес, извлечение прибыли; 3 - общественный, неправительственный, некоммерческий. Это сектора могут функционировать максимально продуктивно и истинно верно только и исключительно "в чистом виде"; т.е. не связано между собой, без переплетений. Этот важный момент обязан
гарантировать принцип "верховенства закона", где неустанный надзор должен вестись действующей законно избранной властью страны. К примеру: если "срослись" 1 и 2 сектора - мы наблюдаем КОРРУПЦИЮ, противозаконие, "беспредельный и заказной лоббизм"; если 2 и 3 – НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (и иных прав граждан). Если же переплелись 1 и 3 – УПРАВЛЯЕМУЮ ДЕМОКРАТИЮ, марионеточное гражданское общество, которое, согласно законодательства, не может своей целью определять политические интересы.
Воровство стало высшей моральной ценностью! Сращивание власти и бизнеса сегодня приводят к страшному воровству и коррупции: ежегодно из бюджетных средств, выделенных на госзакупки, похищается 1 трлн рублей (1/14 бюджета России), – данные Главы Счетной палаты Сергея Степашина. Все это делается в рамках 94 ФЗ, против которого честные предприниматели вели многолетнюю борьбу. Понятно, что большая часть этих денег уводится чиновниками и их партнерами за границу и вкладывается в покупку недвижимости, банки и бизнесы. Только в оффшоры из России выведено за годы реформ 800 млрд $. По данным специалистов до 90% средств крупный российский бизнес держит в оффшорах. Оффшоры еще со времен СССР были эффективными инструментами государственной политики. С тех пор мало что изменилось. Удивительно точно прокомментировал борьбу с оффшорами экономист Михаил Делягин: «Что касается борьбы с оффшорами,
то г-н Медведев произносит правильные слова, но при этом его действия часто вызывают сильные сомнения. Он, с моей точки зрения, слишком либерален для того, чтобы защищать права Российской Федерации и права ее граждан. И то, что он, по сути, не хочет бороться с оффшорами, – это нормально: либерал не может бороться с оффшорами, поскольку право уклоняться от налогообложения – это священное право бизнеса. При этом нужно понимать, что борьба с оффшорными схемами в России сама по себе весьма забавна, поскольку Россия сама, по сути, является крупнейшим в мире оффшором для миллиардеров…»
Законопроект о запрете чиновникам иметь зарубежную недвижимость и счета в иностранных банках ждет непростая судьба, несмотря на нормальную логику президента: "Если ты связываешь свою судьбу с этой страной, пожалуйста, будь любезен тогда, здесь изъявляй все свои интересы, в том числе и материального характера, и не прячь их куда-нибудь под сукно". Полагаю, что эта история закончится ничем. Что
ждет проект, предполагающий передачу бизнесов слуг народа в управление государства (специальный трастовый фонд), гадать еще труднее.
Известно, что первая компания по обнародованию доходов чиновников, прошедшая почти год назад, дала нулевой результат. Так бережно относится выбранная нами власть к себе любимой. Попробовал бы кто-нибудь из предпринимателей схимичить с декларацией в налоговую инспекцию!
В 2012 году Россия оказалась на задворках мирового сообщества в вопросах развитии цивилизованной конкуренции (120 место), а принятая в 2009 году программа развития конкуренции, по словам руководителя ФАС Игоря Артемьева «оказалась бессмысленным документом». Главными нарушителями Артемьев назвал госслужащих, допускающих 53% нарушений!
Россия оказалась и в нижней части (120 место из 127) ежегодного рейтинга стран, в наибольшей степени отвечающих понятию "правовое государство", который был опубликован в среду организацией World Justice Project.
После кровавой сталинской индустриализации, унесшей миллионы жизней гулаговских рабов, выясняется, что мы мало что производим. Специалисты констатируют, что примерно тридцать лет в стране происходит сворачивание капитала. Если средний срок жизни современного капитала (включая и дороги, и жилье, и инфраструктуру) составляет пятьдесят лет, то ежегодная амортизация (естественная убыль) капитала составляет 2%, то есть за тридцать лет мы потеряли около 80% основного капитала. Было, конечно, легкое воспроизводство — что-то инвестировали, ну, значит, осталось не более 25-30 %. Имея такой уровень капиталовооруженности, нельзя рассчитывать на принципиальный рост производительности труда, а значит, и на принципиальный рост добавленной стоимости. Если не поставить во главу угла экономической политики быстрое накопление основного (не денежного) капитала, то страна не только не будет богатеть, она будет стремительно деградировать!
Многолетние попытки общественной
организации, объединяющей предпринимателей реального бизнеса, «Деловой России», изменить государственные приоритеты и уйти от сырьевой зависимости, не дали ощутимых результатов. Мы видим только рост экспорта сырья и строительство новых трубопроводов, и рост внутренних цен на энергоносители для населения. Способна ли Россия на индустриализацию «опережающего развития», чтобы оседлать
новый технологический уклад? Знает только Господь Бог!
А пока мы только наращиваем затраты на силовой блок. Сегодня 30% всех расходов бюджета идут на силовиков. Закачка денег под национальную безопасность - тренд последних лет. Помимо распила, это еще защита государства от внутренних и внешних врагов авторитарной власти!
На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов в России. «Россия – чемпион по сверхконцентрации богатств» - говорят специалисты. Разве не кажется циничным шоу с Жераром Депардье, польстившимся на 13-ти процентный подоходный налог? По данным бывшего директора НИИ Статистики разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составляет не 16 , а 28-36 раз, что в три раза выше порогового уровня и несет угрозу безопасности государства!
Необходимо добавить еще один важный штрих. По данным ЦБ (на 01.09.12) текущая задолженность граждан банкам – 7,1 трлн руб., просроченная задолженность – 317 млрд руб., 15 млн исполнительных листов на 1 трлн рублей. При этом рост потребительского кредитования – 65%! Почему при такой сумасшедшей закачке кредитов гражданам последних лет, государство столь отвратительно относилось к финансовой поддержке предпринимателей?
II. Малый и средний бизнес в России
Впервые в 25-летней истории российского предпринимательства не отмечали юбилей МБ! Многие помнят, как в марте 1997 года в Большом Кремлевском дворце 5000 предпринимателей из Москвы и регионов отмечали 10-летие МБ; как весной 2002 года в Гостином дворе был устроен огромный прием по случаю 15-летия МБ; как весной 2007 года в Манеже массово отмечали 20-летие МБ. А в 2012? Тишина!? Нет малого бизнеса – основы экономического развития страны (как пишут про МБ лживые авторы)! Где он? Растворился? Помер? Не в приоритете? Почему менты (их количество сопоставимо с количеством малых предпринимателей в стране) за бюджетные деньги празднуют свой праздник на самых престижных площадках, получают награды, квартиры, звания? А угнетаемый и обираемый бизнес, дающий доходы в бюджет, молчаливо послан на …? Это и есть государственная политика Российской Федерации!?
Как-то весной знакомый исследователь бизнеса, Александр Чепуренко, донес важную мысль: «Мансур Олсон давно сформулировал гипотезу - и подтвердил ее британскими и германскими примерами - о том, что малые группы (бюрократы) организуются всегда быстрее, чем большие (предприниматели), потому что бюрократы могут снимать ренту только когда они доминируют как группа, в то время как предприниматели находятся в отношениях конкуренции друг с другом, а потому им требуется больше усилий, времени и опыта, чтобы осознать наличие еще и неких групповых интересов (часто являющихся на поверку общегражданскими). В результате, чиновник всегда переиграет предпринимателей. Однако когда предприниматели сплачиваются не для отстаивания своих специфических интересов, а общегражданских, то возможен менее пессимистический исход». Все верно, мы имеем дело с очень опасной группой бюрократов, захвативших полностью все политическое и экономическое пространство. При этом консолидация бизнеса – не больше 5-7%, плюс сращивание 1-го и 2-го секторов (о чем писалось выше). !?
Не удивительно, что количество независимых предпринимателей сокращается катастрофически. Об этом стоит поговорить подробнее, и опять выручает Чепуренко: «Та экономическая система, которая сложилась в России и воспроизводится в последнее десятилетие, в принципе выталкивает наверх те предпринимательские структуры, которые никакого отношения ни к предпринимательству, ни к инновациям не имеют. Это – бизнесы, устроенные по принципу: распил – откат. Это - бизнесы, принадлежащие друзьям или родственникам чиновников соответствующего уровня. Да, значительная часть дохода которых формируется за счет прямого или косвенного участия в обслуживании государственных поставок и так далее, и так далее. Это то, что в западной литературе, которую у нас забывают прочитать, называется непроизводительным и деструктивным предпринимательством. То есть предпринимательством, которое не производит инновационную ренту, а пилит ренту административную или политическую. Доедает очередной этап распределения или перераспределения приватизированной когда-то собственности. Это – первая причина. !?
Вторая, связанная с этим причина – то, что коррупция стала системной. Когда сегодня заводят речь о борьбе со взятками, хочется просто смеяться. Где вы видели чиновников, берущих взятки? На самом деле, прав глава Следственного комитета, который говорит, что, если свести коррупцию к взяточничеству, то, конечно, самые страшные коррупционеры – это несчастные учителя и врачи. Коррупция в России уже давно приняла другие формы. Это то, что в литературе называется «отношенческим контрактом». Грубо говоря, чиновник ничего не вымогает – он с достоинством и по праву присваивает часть активов тех фирм, которым он покровительствует. Он фактически выступает в качестве неофициального партнера по бизнесу». !?
Более 13 тысяч сидят по экономическим статьям. Плюс к этому, 120 тысяч - на условных сроках или с неснятой судимостью – вот вам еще один механизм воздействия на бизнес с использованием силовой составляющей!
Безумное налоговое бремя заставляет весь бизнес искать пути минимизации налогообложения. «Власти лукавят, обещая не повышать налоги в ближайшие пять лет: существенный рост налоговой нагрузки и на бизнес, и на население уже расписан на годы вперед», - говорят финансовые аналитики. Не удивительно, что последние годы доля занятых в неформальном секторе российской экономики, по расчетам Росстата, увеличилась примерно в полтора раза. !?
Крупный бизнес, банки при поддержке силовиков используют все возможности, чтобы не платить налоги (не говоря о традиционных оффшорах). Это подтверждают и «Форбс»: «…летом 2012 года ФНС заявила, что не хочет проверять фирмы-однодневки. С них же взыскать ничего нельзя. То есть цель бороться с однодневками не то чтобы не стоит, а прямо указывается на обратное. В сентябре 2012 года ЦБ официально объявил, что каждая десятая организация при положительных оборотах по счетам не заплатила ни рубля налогов. Всего более 200 000 организаций. Причем в них входят 366 организаций с оборотами от 1 до 10 млрд рублей. Т. е. явки и пароли известны. Поэтому пока не обозначена реальная цель, с ветряными мельницами можно бороться долго…»!?
Уплата налогов, как показывают исследования Всемирного банка, во многих странах мира не такое безумное дело как в России (как по их величине, так и по затратам времени). Говорят, что в Таиланде в торговле и сфере обслуживания всего два налога. Они платятся, исходя из показателей счетчиков на воду и электроэнергию. Все просто – больше работаешь, больше платишь! !?
Трудно поверить, что предложения бизнес-сообщества по четырем новым «дорожным картам» приведут к улучшению инвестиционного климата. Все они направлены на поддержку МСБ. В частности, предприниматели предлагают предоставлять бюджетные субсидии госкомпаниям, готовым сотрудничать с малыми предпринимателями, тотально ввести электронный документооборот и облегчить процедуру регистрации предприятий. Хочется понять, как такими припарками можно вылечить болезнь, и сколько таких припарок (дорожных карт) нужно? И куда засунут наши функционеры такие предложения как снижение НДС до 15%?!?
15 ноября Медведев подписал Распоряжение Правительства от 2012 г. №2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)». В документе два перечня, оценивающие эффективность деятельности руководителей, как федеральных органов исполнительной власти, так и региональных.
Думаю, стоит оценить эффективность деятельности наших московских «реформаторов». За примером и федеральных «помощников» далеко ходить не надо. Осеннее посещение предпринимателями приемной Президента РФ подтвердило предположение пострадавших владельцев ларьков. Дежурный прокурор оценил деятельность московских чиновников: «Конечно, мы понимаем, что творится произвол!» А теперь хочется понять каковы результаты эффективной работы с обращениями граждан!
Но можно посмотреть и на оценки Всемирного банка, который измеряя качество государства в 212 странах, подтверждает выводы россиян: по эффективности правительства Россия набирает только 41,6 балла, а, к примеру, Дания — 100. Оказывается, богатство и процветание страны следуют за улучшением качества управления, а не наоборот. !?
О каком качестве управления можно говорить, обсуждая сумму в 40 млрд рублей израсходованных за 3 года на развитие университетских старт-апных бизнесов в 78 вузах. Практически никакой инфраструктуры для инновационных бизнесов не создано! Не смогли запустить механизм, который работает в ведущих мировых вузах. Летом 2013 года выделят еще 9 млрд. !?
Всем известно, что на защите МСП стоит ФЗ №294, принятый 26.12.08 «О защите прав юрлиц и ИП…», принятие которого законодательно как бы защищает предпринимателей от произвола проверяющих, но не многие поняли на собственной шкуре, что принятие закона позволило ужесточить законодательство в отношении нарушителей и со стороны бизнеса. Казалось бы, сформирован баланс – под защитой от «хищников от власти» все те, кто честно работает и не нарушает. Но это абсолютная иллюзия! Дело в том, что контроль за контролерами осуществляется не по всем контролирующим органам. По данным мониторинга Центра стратегических разработок, только 26% проверок бизнеса регулируется выше названным законом, и перечень исключений из закона имеет тенденцию к расширению! Мы видим, как идет тотальное наступление на законные права предпринимателей. У власти своя логика – там, где ограничения гарантий для бизнеса необходимы в интересах общества, они должны быть установлены, несмотря на жалобы предпринимателей! Отменная логика – прикрываясь интересами общества, поддерживать людоедов!
III. ВТО и реформа предпринимательства
Мало кто сегодня представляет, что с приходом в Россию ВТО жизнь каждого работающего предпринимателя существенным образом меняется. Это относится не только к экспортерам и импортерам. Практически полностью, в соответствии с правилами ВТО, меняются и государственные подходы к поддержке МСП. Именно этим и вызван бардак последних месяцев при формировании экономической политики в сфере предпринимательства. Это относится и к лозунгу: «Поддержим отечественного производителя!» Самое неприятное, что наши функционеры мало что в этом понимают, поэтому логичного объяснения действиям и запретам последних месяцев дать невозможно. Трудно поверить, что все страны, вступавшие когда-то в ВТО, прошли через похожее состояние хаоса. Даже специалисты жалуются: «Очень мало аналитики и конкретики – какие угрозы несет ВТО». !?
Понятно, что самым простым и циничным ответом на требования западных контролеров - убрать всю поддержку, становится именно это действие наших чиновников как федерального, так и регионального уровней. Понятно, что основной упор должен быть сделан лишь на организацию инфраструктуры. А как же западные страны? Их опыт по поддержке своего производителя бесценен, но у нас по-пролетарски – сначала разрушим, до основания, все доброе и светлое, а уж потом будем что-то создавать! На Западе значительно легче решать все эти вопросы – там созданы мощнейшие союзы бизнеса, объединяющие как производителей товаров и услуг, так и работодателей. В данном случае, большинство функций выполняет ТПП, объединяющая только в континентальной Европе всех участников рынка на принципах обязательного членства. В остальных странах доля членства предпринимателей в палатах достигает 80%! Это при наших 5%? Так в какую инфраструктуру государство должно вкладываться, чтобы наверстать недостающий потенциал инфраструктуры бизнеса в России – в формирование системных подходов через укрепление базы палат или отдать на откуп подвернувшимся «жучкам», берущимся сформировать новую инфраструктуру (растащив, распилив выделяемые ресурсы)?
IV. Реформа московского предпринимательства
Москва. По ком звонят твои колокола?
Москва. Почём твои златые купола?
Группа «Ленинград»
Москва последние два года активно реформирует малое и среднее предпринимательство. Понятно, ведь перед нынешним градоначальником руководство страны поставило трудно решаемые задачи: разгрузить переполненные личным транспортом автомобильные магистрали города, обеспечить сохранение денежных потоков от строительного комплекса (традиционно пополнявшего бюджет и кормившего представителей власти), обеспечить социальное спокойствие и стабильность в столице. На выполнение трех главных задач были брошены все ресурсы. !?
Одним из источников пополнения доходов городской казны был определен малый бизнес. По данным контрольно-счетной палаты города на поддержку МБ было истрачено в 2010 году 40 млрд рублей, что расценивалось как фактически нецелевое использование средств! Было определено, что инфраструктура поддержки съедала около 85% от выделенного на МБ. Инфраструктуру практически разогнали, объединили ряд департаментов, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству, ограничили до минимума виды предпринимательской деятельности требующих поддержки, убрали льготную аренду для МБ. Малый торговый бизнес (включая ИП) был назван не приоритетным для города, со всеми вытекающими последствиями. Поскольку в этой сфере работает подавляющее число ИП и половина МП, то была полностью закрыта программа создания новых МП и ИП по линии труда и занятости, на которую планировалось выделять до 150 тысяч рублей на каждый созданный бизнес (оставили только поддержку социально значимых предприятий, включающих труд инвалидов). Малый торговый бизнес оказался и помехой развития сетевой торговли, за которой стоят интересы чиновников, депутатов и силовиков. С вхождением в ВТО отказались от поддержки производственных малых предприятий. Получается, что оказались уничтоженными все прошлые завоевания МБ города, положительно отличавшие его многие годы от скудной федеральной поддержки. !?
Что ж теперь в приоритете в условиях изменения структуры городской экономики? В основе – «презумпция нецелесообразности расходов городского бюджета» и ориентация на частные инвестиции! Фокусирование экономической политики на 7-и приоритетных кластерах: бизнес-услуги и IT, туризм, финансовые услуги, культура и медиа, торговля товарами премиум-сегмента, медицина и фармацевтика, образовательные услуги. В обработке (доля которой снижается) акценты делаются на развитие производства фармпрепаратов и медтехники, полиграфии и издательской деятельности, авиастроения и химической промышленности, частично нефтепереработке, производству напитков, а также электрооборудованию и оптики.
Теперь предприниматели могут планировать свой бизнес в городе с учетом обновленных приоритетов. Но надо понимать, о ком в первую очередь идет речь, ведь при ввозе дешевого сырья, плюс современные технологии, есть все возможности для развития в стране и городе иностранных компаний (тех самых частных инвесторов)!
Странно, но ничего не говорится о создании многоуровневых торгово-логистических центров, способных обеспечить всю нашу торговлю (от малых до крупных форм) эффективными механизмами снабжения, так хорошо работающих в крупнейших мегаполисах мира. !?
Жизнь показала утопичность идеи инновационного малого бизнеса. Какова ж будет судьба многочисленных (28) технопарков, работающих в городе, вся деятельность которых (за исключением 3-х) сводится лишь к банальной сдаче в аренду, порой значительно дороже рыночной? !?
Говоря о реформе городского предпринимательства, надо отметить сокращение (сведение на нет) его общественных институтов. Известно, что в соответствии с ФЗ №209 при госорганах должны создаваться координационные или совещательные органы в области развития предпринимательcтва. Такая же норма имеется и в законе города № 60 от 26.11.08 года. Одной из их функций является проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных актов города Москвы в области развития МСП, а также выработка рекомендаций… Отсутствие подобных советов не только нарушает действующее законодательство, но и ведет лишь к увеличению пропасти между бизнесом и властью. Отсутствие советов ведет также к росту произвола и нарушений на местах, которые можно было бы своевременно предупредить на этапе проведения общественной экспертизы различных проектов правительства города. Это заставляет говорить о низкой оценке эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в г. Москве. Не может выполнить эту работу Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, который занимается лишь результатами нарушений прав бизнеса, и в заседаниях которого участвуют лишь 4-5 общественных организаций бизнеса, представляющих от силы 3-5% МСП.
V. Нестационарные торговые объекты (НТО)
В Москве более чем двухлетняя героическая борьба индивидуальных и малых предпринимателей с произволом и нарушением прав со стороны городских властей и коррумпированной префектурско-управской прослойкой, осуществляющей торговую политику на местах, сегодня
может составить многотомное описание. Начало было положено нарушением со стороны властей 3-х статей Конституции: права на предпринимательскую деятельность, право на труд, право на собственность, о чем своевременно (безрезультатно) были поданы заявления в прокуратуру города и страны.
Нарушения второго этапа касались конкурсов и «криминальных» аукционов и свелись к тому, что коррумпированная система на местах попыталась продолжить получать доход от продажи торговых мест, «сформировав» институт посредников между ними и работающими много лет предпринимателями. Результатом стала «зачистка» легально работающих предпринимателей, место которых частично заняли посредники. На этом этапе с самой худшей стороны показали себя специалисты Департамента торговли города, продемонстрировав самую неглубокую проработку вопроса, что можно оценить как крайне низкую эффективность их деятельности. Вторым этапом московские чиновники уничтожили такое понятие как доброе имя предпринимателя и многолетняя добросовестная служба на благо жителей города. !?
Третий этап стал следствием ошибок и нарушений второго, сформировав список так называемых «незаконных торговых объектов». Именно третий этап стал верхом произвола со стороны московских властей, заменивших судебную систему страны на сформированные «сталинские расстрельные тройки» (ПП-614), выносившие внесудебные решения по уничтожению НТО, его законность сейчас предприниматели оспаривают в арбитражном суде. Это касалось не только НТО, под ковш бульдозера попали наземные постройки не только торговли, но и мойки, автосервисы, причем без всякого судебного решения. Известно, что почти два года назад вышло постановление Высшего Арбитражного Суда, разъясняющего запрет на снос наземных строений без решения суда! Это и есть один из показателей не правового государства! Целому ряду предпринимателей, чьи объекты оказались незаконно снесенными, удалось добиться справедливого решения в арбитражном суде! А как восстановить незаконно уничтоженный (украденный управскими упырями) объект?
Но что мы видим – как грибы растут временные торговые точки, где торгуют гастарбайтеры «под крышей». Некоторые из них даже демонстрируют визитные карточки своих покровителей. !?
В 2013 году должен наступить новый этап противостояния – строительство по всему городу транспортно-пересадочных узлов. Это означает, что все НТО, выигравшие за огромные деньги аукционы и попадающие в зону будущих узлов, вынуждены будут в лучшем случае переехать на другие места. !?
В День российского предпринимательства 26 мая наши коллеги из многих регионов страны провели на Пушкинской площади Москвы Всероссийский митинг в защиту своих прав «Руки прочь от малого бизнеса!», констатируя антипредпринимательскую политику, проводимую в отношении малого торгового бизнеса! !?
Только в России предприниматели мелкой торговли обвинены властью в тяжких грехах: в спаивании и скуривании населения, лишая их права на торговлю. Почему государство сваливает проблемы с больной головы на здоровую? Почему полиция отказывается выполнять закон и не привлекает к административной ответственности распивающих спиртные напитки в общественных местах? Почему Великобритания, ведущая борьбу против курения, запретила торговлю сигаретами в супермаркетах с 2012 года, а в мелкой торговле лишь с 2015 года? Почему МБ в России должен отвечать своим доходом и бизнесом за пороки власти? !?
Как уже говорилось выше, малый торговый бизнес оказался и помехой развития сетевой торговли, за которой стоят интересы чиновников, депутатов и силовиков. Известно, что вся сетевая торговля зарегистрирована в оффшорных зонах мира, позволяя своим хозяевам бесконтрольно преумножать капиталы, источником которых являются нередко коррупционные доходы, полученные в России. В октябре 2012 года в Москве проходил форум крупного бизнеса «Эксперт 400», в рамках которого проводился круглый стол по развитию цивилизованных форм торговли. Запомнилось выступление гендиректора «Х-5 Ритейл Групп» Кирилла Градинского, заявившего: «Наш враг – ларьки!» Я бы добавил, что враг хозяев градинских – всё то, что им не принадлежит и мешает монополизировать рынки!
VI. Спасение МСП в тотальной консолидации
Известно, что предприниматель существует в двух качествах: в первую очередь, он производитель товаров и услуг, во вторую – работодатель. Из этих качеств формируются два треугольника взаимоотношений, в которых функционируют предприниматели: 1. Власть – производители товаров и услуг – потребители. 2. Власть – работодатели - работники. Традиционно, во всем мире площадкой для консолидации производителей товаров и услуг является система торгово-промышленных палат. В Российскую ТПП входят более 200 отраслевых союзов, объединяющих в своих рядах приличное число членов, но количество их ничтожно по сравнению со странами Запада. В большей части европейских стран введено обязательное членство предприятий в ТПП, а в Великобритании и США они объединяют до 80% бизнеса. А мощнейшая инфраструктура палат позволяет решать любые вопросы продвижения интересов своих членов в рамках ВТО. !?
Другой значимой силой, консолидирующей предпринимателей, являются союзы работодателей. В России есть три ключевых бизнес-сообщества, выполняющих и функцию союза работодателей, которые, в основном, отличаются по уровню бизнеса: РСПП (крупный и сверхкрупный бизнес), Деловая Россия (крупный, средний и малый бизнес), Опора России (средний, малый и микро бизнес). !?
В идеале, союзы работодателей существуют для защиты предпринимателей как класса: РСПП – крупного, Деловая Россия – среднего, Опора России – малого бизнеса. Недаром их называют профсоюзами предпринимателей. В треугольнике взаимоотношений по линии работодателей: власть – работодатели – работники, самой большой проблемой для предпринимателей является взаимоотношение с властью. Поэтому, в первую очередь, функции работодателей нужны бизнес-сообществам для защиты его членов от самого государства с его несуразными законами, фантастическим налоговым бременем, аппаратом принуждения, коррупцией.
Казалось бы, в России, как и во всем цивилизованном мире, сформирована нормальная система (системы) консолидации бизнеса, исходя из функций производителей товаров и услуг, и работодателей. Но это не так! Скорее, в России как бы созданы системы консолидации предпринимателей. А учитывая малый процент объединенных в сообщества предпринимателей (5-7%), и переплетение 1-го и 3-его секторов (о чем написано в начале), права предпринимателей России фактически никто не защищает! Союзы работодателей (за исключением, возможно, «Деловой России») не созданы у нас для защиты своего уровня бизнеса как класса. Не было при их создании выделено такой главной функции (подробнее в статье «Реформа МТПП как первый шаг к экономическому процветанию России» от 08.08.12 www.vdcr.ru).
VII. Институт омбудсмена
Главная причина появления института омбудсмена по защите прав предпринимателей – чудовищное положение бизнеса в России. Сегодня ни один из них не защищен от угрозы потери (отъема) своего бизнеса. Является ли указ президента о назначении Бориса Титова главным защитником российских предпринимателей спасительной мерой, будет видно из тех полномочий, которые войдут в закон об омбудсмене. Но надо понимать, что появление уполномоченного по правам бизнеса не панацея от всех бед. Как ни странно, без эффективной работы союзов работодателей малого, среднего и крупного бизнеса не будет положительного результата, а эффективность, во многом, будет зависеть от массовости этих союзов и твердости требований! Институт омбудсмена должен быть лишь надстройкой над союзами. !?
В октябре 2012 года в системе ТПП появился общественный уполномоченный ТПП РФ по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства. Им стал Виктор Ермаков. Предполагается, что предусмотрены должности омбудсменов и по отдельным отраслям. Будем ждать выхода закона, который должен повлиять на развитие механизмов защиты. Нисколько не удивительно, что окончательное принятие закона, запланированное на конец года, депутаты не торопятся принимать. Отказывают в праве блокировать решения органов власти. Не приоритет или опасения за появление некоторого права контроля за традиционным произволом? !?
Под занавес 2012 года, не дожидаясь выхода закона, в регионах стали появляться свои бизнес-омбудсмены. Их назначают по представлению губернаторами кандидатур на согласование Борису Титову. Любопытно, что назначенным региональным защитникам в большинстве областей пока не выделены средства на защиту предпринимателей, а инфраструктура поддержки делиться не хочет. Московский омбудсмен, и по совместительству руководитель Департамента науки, промышленной политики и поддержки предпринимательства, смотрит на совмещение обязанностей с оптимизмом, объясняя, что хотя бы не будет проблемы со средствами. Трудно себе представить как можно совместить две ипостаси: регулятора рынка и защитника от результатов регулирования? Уверен, что должно быть разделение!