Мне довелось участвовать в разработке системы гарантийных фондов в 2006 году. В то время прогноз ее высокой эффективности базировался на возможности каждым бюджетным рублем, хранящемся на счете гарантийного фонда, поручаться за несколько рублей кредитов, полученных субъектами МСП. Нынешнее состояние дел в гарантийной системе – очень странное. Активы гарантийных фондов измеряются десятками миллиардов рублей, доходы от хранения бюджетных денег в фондах – сотнями миллионов. Пять лет подряд неуклонно растут бюджетные расходы на эту тему. Казалось бы, эффективность и прозрачность системы гар.фондов должны быть безупречными?
Однако попробуйте найти в интернет хотя бы один расчет фактической результативности какого-либо гар.фонда:
- соотношение зарплат аппарата и чистой прибыли прогарантированных субъектов МСП,
- суммы полученных процентов от хранения бюджетных средств в банке и суммы процентов по частному депозиту такого же срока в этом же банке (ведь деньги лежат на счетах гарантийных фондов годами, можно сравнить со ставками по многолетним депозитам и выяснить, есть ли разница и куда она использована менеджментом фонда и банком?),
- суммы фактически прогарантированных кредитных обязательств (обеспеченных только средствами гар.фонда) и общей залоговой стоимости имущества, заложенного по этим же кредитам (не окажется ли мультипликатор отрицательным – когда по уже обеспеченным залогами кредитам еще и привлекают поручительство гар.фонда?).
Попробуйте найти на сайтах фондов фактическую сумму обеспечиваемых частей кредитов хотя бы на последнюю отчетную дату и сумму бюджетных средств на счетах на эту же дату. Как же выявить реальный мультипликативный эффект? Он вообще фактически требуется от гар.фондов? В воронежском гар.фонде, например мультипликатор вообще нормативно установлен в сумме меньше единицы: при остатке средств на гарантийных счетах в сумме 163,5 млн.р. на 01.01.2012г. предельный лимит поручительств, закрепленный на все банки-партнеры на эту же дату в совокупности равен 161,9 млн.р. (см. снимок соответствующей отчетной страницы сайта фонда http://fundsbs.ru/page/prog/surety/limits/). Очевидно, простое дарение этих средств субъектам МСП было бы эффективнее для экономики и гораздо точнее соответствовало бы целям программ развития МСП, в рамках которых депутаты и правительство выделяли эти деньги именно для предпринимателей. Но тут, правда, придется проигнорировать личный интерес аппарата гар.фонда, содержащегося на проценты от пролеживания средств в банках.
Вообще, складывается впечатление, что вывод руководителя Опоры России, озвученный на форуме предпринимателей в феврале 2011 года, становится фактической целью государственной гарантийной системы МСП: «Похоже, скоро инфраструктура малого бизнеса будет крупнее самого малого бизнеса страны»…