Как известно, согласно положениям программы антикризисных мер на 2009 год развитие малого предпринимательства и снижение административного давления на бизнес было признано одним из ключевых приоритетов антикризисной политики. Ключевыми акцентами мер по поддержке малого предпринимательства стало создание положительных стимулов для создания новых предприятий и обеспечение устойчивого положения действующих предприятий. Акценты были поставлены правильно, но их воплощение в жизнь, к сожалению, в 2009 году не принесло значительного видимого эффекта, многие предпринимаемые меры носили половинчатый характер.
Одной из ключевых инициатив по поддержке малого предпринимательства выступило вступление в силу нового федерального закона о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорной деятельности. В то же время по оценкам предпринимателей, пока различные уровни власти пытались разобраться в нововведениях закона, административное давление в условиях кризиса лишь усилилось.
В рамках реализации антикризисной программы требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при закупках было распространено на муниципальных заказчиков. Значительно увеличилась начальная цена лотов по заказам, размещаемым среди субъектов малого предпринимательства. Установлена ответственность за нарушение данной квоты. Тем не менее практика применения мер ответственности по отношению к «недобросовестным заказчикам», не соблюдающим квоту, пока не сложилась. Существуют проблемы с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства, что увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков.
Отдельное внимание в рамках реализации антикризисной политики было уделено мерам, связанным с финансовой поддержкой малых предприятий и предоставлением им налоговых льгот. В частности, субъектам РФ было дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения. Сама мера в целом обладает высоким антикризисным потенциалом, способствуя высвобождению дополнительных финансовых средств. Однако в 2009 году только треть из 83 субъектов РФ пошли на реализацию данной меры. Многие регионы, и так испытывающие сложности с наполнением бюджета, не согласились снижать налоговое бремя для малых компаний. Более того, по оценкам экспертов, реально эта мера помогла не более 5-7% действующих предпринимателей.
Что касается финансовой поддержки малых предприятий, здесь ситуация выглядела еще более запутанной. На бумаге была заметно расширена программа финансовой поддержки, реализуемая Внешэкономбанком. При этом в связи со сложной двухуровневой процедурой отбора до предпринимателей средства начали доходить лишь ближе к концу года и «помогли» лишь единицам.
Позитивной инициативой можно признать принятие Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Качество проработки данной инициативы также оказалось на низком уровне. В связи со спешкой при принятии закона поправки в другие связанные с ним нормативные правовые акты не были подготовлены, многие проблемы так и не были решены. К таким проблемам, в частности, можно отнести вопросы доступа созданного инновационного предприятия к ресурсам для осуществления своей деятельности, необходимость внесения и утверждения соответствующих изменений и дополнений в уставы научных учреждений и высших учебных заведений, отсутствие разработанных механизмов разрешения конфликтов интересов, невозможность использования созданным предприятием упрощенного режима налогообложения и многие другие.