Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, президент группы исследовательских компаний «Тезаурус». Бизнес возьмут на испуг

СвободнаяПресса

Светлана Гомзикова

ФСБ предложила сделать проверки российских предприятий внезапными

Правительство планирует возобновить внезапные проверки предприятий общественного питания и торговли, законодательно запрещённые несколько лет назад на волне либерализации рынка. Об этом, как сообщает Интерфакс, заявил помощник премьер-министра, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, выступая в Госдуме на заседании, где обсуждалось качество продуктов питания.

Возродить принцип внезапности предложили, по его словам, в ФСБ. На днях инициатива обсуждалась на совещании у вице-премьера Ольги Голодец, по итогам которого Роспотребнадзору и Минэкономразвития было дано поручение, проработать этот вопрос, рассказал Онищенко. Сам он также убеждён, что объекты общепита и торговли обязательно нужно проверять без предупреждения.

Уведомительный характер контрольных рейдов (и плановых и внеплановых), действующий в настоящее время, по мнению сторонников внезапности, не гарантирует объективности и не приносит весомых результатов. Они уверены: заранее зная о визите инспекторов, недобросовестные предприниматели успевают прибрать некачественный, левый и поддельный продукт, и к началу проверки выглядят вполне пристойно. Страдает же в любом случае потребитель.

Однако есть и те, кто не видит необходимости возвращаться в прошлое.

«Когда вся контрольная система надзора работает не для того, чтобы следить за обязательными требованиями по безопасности для жизни и здоровья людей, а на то, чтобы снять административную ренту, это только приведет к росту коррупционной составляющей, - уверен вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Собственно говоря, в конце 2000-х гг. потому и приняли новую версию закона о контроле за предпринимательской деятельностью, где проверки делились на плановые и внеплановые. И отдельно оговаривалось, что проверки без предупреждения должны проходить по конкретным жалобам и только по согласованию с органами прокуратуры. Теперь, насколько я понимаю, речь идет о том, чтобы вот эти согласования снять».

«СП»: - Речь идет о том, что внезапные проверки бизнеса могут возобновиться. А есть такая необходимость?

- Знаете, что мы увидели в первые полгода работы новой версии закона? А мы увидели: когда органы контроля и надзора (а это не только Роспотребнадзор, это все контрольные органы, которые, так или иначе, наблюдают за оборотом продукции) подавали свои заявки на проведение внеплановых проверок, прокуратура 50% их отклоняла как незаконные. В некоторых регионах даже до 80% отклоняла. А если проверки снова станут внезапными, это значит, что контрольный орган надзора свои решения ни с кем согласовывать не будет. То есть, прокуратура в данном случае – какой-никакой, но сторонний орган. Когда орган контроля принимает такие решения самостоятельно,… в этом случае сразу, по крайней мере, две тенденциям высвечиваются. Первая – если эта процедура останется по жалобам, то тут же будут организовываться жалобы со стороны заинтересованных или аффилированных этими проверяющими органами людей, когда кого-то нужно «прижать» или даже отнять бизнес. Или в случае, когда нужно снять ту самую ренту. Наша экономика административная и очевидно, что уровень вот этой административной ренты существенно вырастет. По-сути, мы будем иметь дело с ростом коррупции.

«СП»: - По-вашему, усиление контроля за бизнесом в данном случае приведет к росту коррупционной составляющей?

- Без сомнения. Плюс, это приведет к разрастанию самого надзорного аппарата. Когда создается какой-то орган, появляется стол, стул, начальник. Орган начинает расти сам по себе. У нас и так в экономике больше 50% производится в государственном секторе. Аппарат вырос. Понятно, что если решение, о котором мы говорим, будет принято, то оно будет только стимулировать рост этого контрольного надзорного аппарата. Причем не только в тех структурах которые связаны непосредственно с потребительским сектором, но во всем контрольном аппарате.

Не видит необходимости в изменении правил игры и руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Андрей Шубин:
- Есть 294-й ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, который действует уже на протяжении нескольких лет. Процедура плановых и внеплановых проверок там строго прописана. В свое время, когда этот закон принимался, были опасения у некоторых контролирующих органов, что последствия его принятия для потребителей будут негативными. Но статистики о том, что ситуация ухудшилась, сегодня нет. Зато мы можем говорить, что закон этот реально снизил давление на предпринимателей. И пока я не вижу ни одной предпосылки, ни одного экономического и финансового обоснования для того, чтобы мы вернулись к внезапным проверкам. Не понимаю, чем вызвано такое решение.

«СП»: - Аргумент простой – внезапная форма контроля более результативная…

- Нет, конечно. Это означает только одно - возможность дополнительного давления на бизнес. Поддержание некоего градуса противостояния. На самом деле, при плановых проверках предприниматель знает, на что ему надо дополнительно обратить внимание. Он готовится к ней. То есть, здесь я не вижу никаких особых проблем, с учетом того, что нет никакой статистики по ухудшению ситуации в этой сфере. Сам подход, что это некий такой стимул, что должно быть так – это тоже не аргумент, на мой взгляд. Нужна статистика и нужно смотреть в реальных сферах, ухудшилось что-то, где-то или, наоборот, улучшилось.

«СП»: - Пока говорят о двух сферах – торговле и общепите…

- У нас есть рестораторы, которые входят в «ОПОРУ России». И я не могу сказать, что в этих ресторанах плохо – там нет никаких жалоб, нет никаких сигналов о том, что качество продукции или качество оказания услуг страдает. Понятно, что эта сфера важная и нужная, она сопряжена, в том числе, со здоровьем граждан. Но предприниматель - не враг себе. Его прямая заинтересованность в том, чтобы продавать качественную продукцию, чтобы не было никаких отравлений, потому что, если будут нарушения, никто больше не придет. Пугает другое. Пугает опять риторика, что нужен тотальный контроль, потому что предприниматели у нас, они такие-сякие. Изначально опять презумпция виновности накладывается на предпринимателей. На мой взгляд, в таком формате относиться к людям, которые создают рабочие места, поддерживают экономику, платят налоги, недопустимо.

Юрист Общества защиты прав потребителей Алишер Захидов категорически против инициативы, озвученной Геннадием Онищенко:
- Это приведет к дальнейшему закошмариванию бизнеса. И так сегодня избыточное количество контрольных и проверяющих органов. Плюс еще давление со стороны полиции, потому что они по-прежнему «крышуют» бизнес. А если теперь Роспотребнадзору разрешат в свободном режиме, без уведомления приходить, то здесь будет такая схема: давайте, мы зайдем в этот магазин, а давай ка, мы сейчас еще вот по этим пройдемся. Торговля и так находится под очень пристальным контролем надзорных органов. А вся негативная составляющая идет не от того, что они нарушают, а от того, что не выполняется миграционное законодательство и от того, что существуют коррупционная составляющая со стороны полиции, которая в наглую просто «крышует» многие магазины. И не только милиция. Еще и управы, и органы местного самоуправления, которые фактически создают офшорную зону. Каждое лето мы видим одну и ту же картину: наряду с обычными стационарными объектами торговли то там, то здесь возникают неизвестно откуда развалы овощей-фруктов, приезжают какие-то машины с молоком. Палатки, где хлебом торгуют, без элементарных санитарных удобств - продавцы руки даже помыть не могут и сходить в туалет. И такие точки существуют в разных районах.

«СП»: - Вот их и проверят…

- Вряд ли. Под ударом опять-таки будет тот официальный, легальный бизнес, который находится в рамках правового поля. Это высшая степень лицемерия и двойственности наших властных структур. Потому что вместо того, чтобы ликвидировать незаконную, стихийную торговлю, которая фактически организуется под крылом полиции и местных управ, они пытаются давить на законопослушных предпринимателей, которые платят налоги. Ведь все прекрасно знают, кто, что делает на их территории: вот эта палатка – начальника полиции, вот этот развал – главы управы, тот – начальника торгового отдела. Поэтому по этим объектам никто никогда ходить не будет, по ним по-прежнему никакой налоговой нагрузки не будет. А будут идти дополнительно поборы с официальных магазинов, с официального бизнеса, что только приведет к дальнейшему увеличению цен, на которые и так накладывается дальнейшая нагрузка по инфляции, по дефициту и т.д. Вот, например, по молоку опять будет сейчас скачок цен до нового года, потому что его просто не хватает. Так что однозначно - это совершенно надуманная коррупционная мера в целях создания видимости бурной деятельности. У Роспотребнадзора и сейчас достаточно полномочий, чтобы осуществлять свои проверки и реагировать по жалобам конкретным. Что они и делают. Потребителю достаточно написать, и они имеют право прийти, проверить по конкретной жалобе. Они могут приходить и проверять книги жалоб и предложений, они могут приходить и смотреть все, что угодно.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости