Пантовая продукция наравне с зерном, медом и сыром начинает приобретать статус брэнда Алтайского края. С 2011 года действует программа, нацеленная на ее продвижение и поддержку предприятий, которые занимаются переработкой. При этом объемы продукции, которая перерабатывается в крае, минимальны, а мараловодческие хозяйства работают на пределе рентабельности. По оценкам экспертов, пантовая продукция может остаться штучным товаром на рынке.
Чтобы вывести отрасль на должный уровень, в рамках программы до 2015 года запланировано 342,8 млн. рублей. В 2011 году программа предусматривала финансирование в объеме почти 68 млн. рублей. Из них 60 млн. рублей — средства компаний, реализующих инвестпроекты. Оставшаяся часть средств, источником которых стали федеральный и краевой бюджеты, пошла на проведение профильной научно-практической конференции, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере пантового оленеводства, обучение и подготовку персонала по профилю переработки продуктов пантового оленеводства. Кроме того, ряд компаний получил субсидии на приобретение оборудования для переработки продуктов пантового оленеводства.
Тихий рост
Однако пока предприятия развивают пантовое направление с опаской и выбирают порой совершенно разные подходы к ведению такого бизнеса. Кто-то считает, что в переработке правильнее использовать только панты, другие берут за основу кровь и ее плазму. Сами переработчики отмечают, что на рынке работают как добросовестные компании, так и те, кто может позволить себе производить препараты из рогов крупного рогатого скота.
Цены на сырье, по данным компаний, варьируются от хозяйства к хозяйству. Как производители, так и переработчики не спешат озвучивать конкретные цифры. Кроме того, конкретные марки пантовой продукции плохо известны на рынке. Само направление довольно специфично, и похоже, что момент, когда отрасль начнет расти за счет высоких объемов производства, наступит не скоро.
Так, компания "Эвалар" — единственное в России предприятие, которое выпускает две формы "Пантокрина" (единственного лекарственного препарата на базе пантов), а также еще несколько продуктов на его основе. Однако эти препараты занимают всего 2% в объеме реализации компании.
Татьяна Богданова,
начальник отдела регистрации лекарственных средств и БАД компании "Эвалар":
Когда-то продукция из пантов марала себя сильно дискредитировала, что, конечно же, снизило ее востребованность. И до сих пор алтайская продукция не выдерживает конкуренции с аналогами из других стран. Кроме того, многие фармпроизводители сегодня не могут себе позволить закупать столь дорогостоящее сырье и проводить сложную и дорогую процедуру стандартизации. В советские времена "Пантокрин" выпускали 15 фармкомпаний, а сегодня только "Эвалар". К "Пантокрину" проявляют большой интерес в Корее и Казахстане. Поэтому мы начали регистрацию препарата для поставок за границу.
В компании "Алтайвитамины" в свое время, наоборот, отказались от производства "Пантокрина", обнаружив, что препарат не интересен партнерам из Южной Кореи. Сегодня "Алтайвитамины" начинают выпускать целую линейку нелекарственной продукции на основе пантового сырья, но отмечают: чтобы сделать ее узнаваемой в России, нужны большие рекламные бюджеты.
Предприятие "Пантопроект", которое занимается производством продукции только на основе пантов, имеет оборот 60 млн. рублей и не планирует резко наращивать объемы, хотя запустило новое оборудование и ряд продуктов по собственной технологии.
Николай Фролов,
руководитель группы компаний "Пантопроект":
В прошлом году мы впервые не росли, а даже где-то 10% потеряли. Мы никогда не стремились быть самой крупной компанией. Всю цепочку продукции от марала до препарата держим в своих руках. Мне кажется, что препараты для здоровья должны производиться по такой схеме.
По оценке эксперта, пантовый рынок всегда был и будет очень сложным. "Взрывные объемы переработки просто невозможны, поскольку это "дышащий" рынок, цены на нем скачут. Два года назад можно было покупать панты по $ 40–70 за килограмм, а сейчас мы ожидаем, что они будут стоить $ 300 за килограмм. Мы же не можем так играть с ценой. У нас не Корея, где эти препараты относятся к предметам роскоши", — уверен г-н Фролов.
Производство и переработка пантов в Алтайском крае
Число хозяйств |
Объем производства консервированных пантов (т) |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
34 |
30 |
30 |
15 |
12 |
12 |
||
Поголовье (тыс. голов) |
Объем переработки (т) |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
26 |
— |
24 |
— |
3 |
— |
||
Источник: Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, ГУСХ Алтайского края.
"Наши берут немного"
Александр Попов, председатель Союза оленеводов Сибири, руководитель "Фирмы Курдюм" (Усть-Коксинский район Республики Алтай) рассказал, почему пантовая продукция до сих пор не завоевала российский рынок.
-В союз входят хозяйства, которые находятся на территории Алтайского края и Республики Алтай. Где производится больше пантового сырья?
- Алтайский край производит примерно 15 тонн сырья, а Республика Алтай – 35 тонн. Сейчас происходит спад производства и сокращение поголовья. Цены на панты не растут. Хозяйства работают на пороге рентабельности и с 2010 года можно отметить сокращение их числа. Отрасль очень капиталоемкая, все к этому готовы. Чтобы выйти на нормальный уровень производства нужно 10-15 лет.
-95% производимого алтайскими хозяйствами пантового сырья шло на экспорт, в частности в Южную Карею. Как сейчас ведут себя иностранные покупатели?
- Корейцы по-прежнему являются основными покупателями. Других рынков сбыта у нас нет. В этом году интерес к нашей продукции проявляют китайцы, но они покупают ее для перепродажи тем же корейцам. В России формируется спрос на сырой пант. В этой продукции заинтересованы курортно-санаторные учреждения. Но объемы очень малы. "Алтайвитамины" в этом году покупали около тонны сырых пантов.
- Какова закупочная цена в этом году?
-Цены я не озвучиваю. Они определяются в индивидуальном порядке. Пант делится на пять частей, у которых разная стоимость. Панты отличаются по качеству, технологии консервации. Могу только сказать, что цены остались на уровне прошлого года.
-Если посмотреть на структуру перерабатывающих предприятий края, то в портфеле крупных доля продукции на основе пантов невелика. Целиком свою деятельность пантопереработке посвятил только малый бизнес. Значит ли это, что продукция пантопереработки не востребована рынком в большом объеме?
- Был период, когда этой продукцией занималось больше предприятий, и она производилась в больших объемах. У людей сформировалось представление, что пантовая продукция предназначена исключительно для мужчин, а со временем появились препараты, эффект которых в этом вопросе более выражен. О том, что пантовая продукция имеет более широкий спектр действия, никто не задумывался и спрос на нее спал.
Сегодня это все-таки штучный товар. Дело в том, что панты являются адаптогеном, то есть приводят организм в норму, но их нельзя считать стимулятором. А покупатели сегодня предпочитают энергетики. Еще один момент, который стоит учитывать: в народной медицине нашей страны панты практически не использовались, и устоявшихся традиций здесь нет. Кроме того, определенный негативный эффект оказывает сомнительная репутация БАДов как таковых.
Опрос. Может ли пантовая продукция стать брэндом края?
Сергей Исаев,
гендиректор компании "Алтаймясторг":
Пантовая продукция довольно специфична. Ее положительное действие известно, оно доказано. Марал сам по себе является точкой притяжения и наше преимущество в том, что у нас есть маралы. При этом брэнд создают конкретные компании. "Эвалар" - это брэнд. Его знает практически вся страна, но это обеспечивается многолетней политикой продвижения. Переработчики и производители пантов достаточно разобщены и вряд ли они будут объединять усилия, чтобы продвигать его совместно. Люди, которые едут на Алтай, должны понимать, что в каждом его уголке смогут найти одинаково качественный сервис и продукт. Добиться такого сложно. В Турции туристов тоже привозят на змеиные фермы и там можно приобрести соответствующие препараты, но сложно назвать эти фермы брэндом.
Евгения Буглакова,
руководитель направления "Систем менеджмента" компании "ASBA Консталтинг":
Панты – это один из наших ведущих продуктов. Все будет зависеть от того, что мы сами вложим в это понятие и как много сил приложим для его продвижения. Кроме того, необходимо создавать механизмы, которые бы обеспечивали безопасность и качество продуктов, которые являются региональными брэндами, и защищали их от фальсификатов. Я как потребитель верю в полезные свойства пантов и горжусь тем, что эта продукция производится у нас.
Вячеслав Миронов,
исполнительный директор сети аптек "Первая помощь":
Я думаю, для брэндирования эта продукция подходит как никакая другая, поскольку вокруг нее исторически сложилось очень много мифов. Пантовые ванны считают чуть ли не панацей для решения мужских проблем. Даже я, как человек далекий от этой отрасли, периодически получаю просьбы устроить людей из других регионов в алтайские санатории для пантолечения. Так что в данном случае нужно только грамотно построить рекламную кампанию, направленную на мужчин и женщин активного возраста от 25 до 50 лет.
Сергей Казанцев,
президент краевой федерации рыболовного спорта:
Я эту продукцию не пробовал, но знаю тех людей, у которых она пользуется спросом. Думаю, это может стать брэндом. Я патриот до мозга костей и считаю, что люди должны знать о крае, в том числе через такие брэнды, как панты.
Источник: http://altapress.ru/story/93655