Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

5D аттракционы – франшизное братство

Одни на развлечения деньги тратят, а другие на развлечениях успешно зарабатывают. Как известно, создать ноу-хау в сфере развлечений не просто. Но зато интересно и перспективно. Выход: создать высокотехнологичный бизнес, приносящий удовольствие и связанный с развлечениями. Бизнесмен, изобретатель и киноман Олег Федченко рассказывает, как любимое занятие превратить в прибыльный бизнес.

Сегодня, с развитием технологий, зритель является уже не просто зрителем, а может ощутить себя главным действующим лицом всего происходящего на экране, и даже повлиять на сценарий. Подвижные кресла и другие механизмы позволяют точно прочувствовать стремительное движение, крайне реалистично передавать эффект погони или создавать иллюзию катания на американских горках. Плюс, с помощью специальных механизмов создаются и другие спецэффекты - брызги, ветер, шторм… Человек теперь может управлять своим движением внутри фильма с помощью джойстика. Поэтому зритель, это уже не зритель, а непосредственный участник постановки. Участие в фильме может быть теперь командной игрой по сценарию, и тогда каждый из игроков выполняет определенную, заранее прописанную роль: кто-то набирает очки, кто-то стреляет каким-то видом оружия, кто-то один управляет движением самой платформы – все это интерактивные аттракционы, которые разрабатывает компания «YOTTO EXOfilm».

Как известно, создать ноу-хау в сфере развлечений не просто. Но зато интересно и перспективно. Бизнесмен, изобретатель и киноман, Олег Федченко лелеял эту мечту уже давно, а конкретная идея вынашивалась больше года. Физик-технолог по образованию, Олег к тому времени уже успел успешно развить и поставить на ноги два бизнеса в родном Томске. Мороженое «33 пингвина» и «Ключевая вода» его производства уже давно были знакомы сибирякам.

Стало скучно. Пришло время реализовать сокровенное желание заниматься технологиями развлечений. Мозг бизнесмена непрерывно работал в поисках идеи. Олегу хотелось создать высокотехнологичный бизнес, приносящий удовольствие и связанный с развлечениями. И однажды, за киносеансом, такая идея пришла. «Когда я увидел 5D-кинотеатры, я понял, что надо искать идею в сфере интерактивных развлечений», - рассказывает Олег Федченко.

Так возникла компания «YOTTO EXOfilm» - компания полного цикла, в основную деятельность которой входит производство оборудования, программного обеспечения и видеоконтента, а так же установка самих 5D кинотеатров. То есть полностью всего, что необходимо для интерактивных развлечений. Но возникла не сразу.

Стратегическая мозаика

Как известно, все сложное всегда создается по шагам, по крупицам. Поэтому началось все с создания в 2009 году обычного 5 D кинотеатра в Томске на четыре места. Билет на сеанс в этот кинотеатр стоил тогда 100 рублей. Несмотря на то, что к тому времени Олег уже переехал в Москву, он решил начать рискованный проект по развитию интерактивных развлечений на базе своего производственно-торгового холдинга, который находился в Томске и специализировался на выпуске пищевой продукции. Создав первый 5 D кинотеатр, Олег начал подбирать команду и экспериментировать над созданием новых технологий в сфере интерактивных развлечений.

Инициатор и двигатель всего проекта, Олег стал изучать сразу все три направления, необходимые для развития бизнеса: механическое, программно-информационное и, собственно, творческое. Как у инженера-механика у него сразу родилось несколько идей, каким образом сделать механическую часть. Но дальше нужно было создать программное обеспечение, способное отразить и скоординировать придуманный механизм. Третья творческая часть – создание контента, так же являлась отдельной частью головоломки. Важно было создать такой контент, который бы заинтересовал зрителя и связал все трюки и технические возможности в единую логическую и нетривиальную цепочку.

Самым сложным оказался подбор команды. Собрать талантливых инженеров, программистов и режиссеров, которые бы понимали идею одинаково, да еще согласились на долгосрочные вложения без видимых первоначальных результатов, было задачей трудной и, казалось, нереальной.

Первоначальных затрат, связанных с реализацией проекта, было достаточно много, однако новая компания создавалась исключительно на личные сбережения Олега. И до сих пор в новые разработки, как контента, так и новых механизмов и программного обеспечения, приходится еще очень много вкладывать.

После запуска обычных 5D-кинотеатров начались эксперименты с оборудованием и спецэффектами. Практика накладывала ограничения, приходилось делать коррективы, но так или иначе все вырастало в нужную форму. То же самое касалось и фильмов – сначала ребята начали работать на одной технологии, потом применяли другую, потом третью. Потом стали соединять вторую и первую. В итоге, потихоньку рождалась истина. Так, была создана собственная студия веб-разработки контента, где теперь создаются уникальные фильмы и ролики для 4D/5D кинотеатров, а также конструкторское бюро, где разрабатываются новые спецэффекты. Не отстает в развитии и механическая сторона дела. Олег и его команда инженеров запатентовали несколько своих усовершенствований. Так, например, в комплект оборудования для их 5D-кинотеатров и аттракционов входит не имеющий аналогов в мире запатентованный экран с углом обзора 210°, позволяющий максимально увеличить угол обзора и создать наиболее реалистичную картину происходящего за счет дополнительных боковых экранов.

Бизнес по франшизе

Постепенно 5D-кинотеатры с оборудованием для интерактивных аттракционов стали работать и завоевывать публику. Такие развлечения появились в Томске, Москве, черноморском побережье. Через полгода, благодаря рекламе в интернете и участию во всевозможных выставках начали появляться новые клиенты и стали развиваться франчайзи. В случае приобретения франшизы у компании «YOTTO EXOfilm», франчайзи получает кинотеатр "под ключ", которое включает в себя, помимо оборудования, в том числе его полный монтаж и подключение, бесплатную маркетинговую поддержку, обучение сотрудников и комплект из 10 стереофильмов и базовых спецэффектов. Концепция бизнеса заключается в том, что каждый раз придумываются новые элементы как игрушки на новогоднюю ёлку, делая ее все более привлекательной. Поэтому компания производит свежий контент с новыми спецэффектами, и, следовательно, дополнительное оборудование для своих клиентов. Изначально предоставляя клиентам сразу несколько райдов (роликов), ребята периодически раз в три месяца снимают новые райды.

Аттракционы во всех городах устанавливаются типовые, варьируется лишь количество спецэффектов (вода, ветер, снег, жар, «мышиные хвостики», «землятресение»). Стоимость франшизы составляет от 1 550 000 рублей до 2 350 000 рублей. При этом роялти составляет 5% от оборота (хотя в большинстве случаев компания работает без роялти), а паушальный взнос 150 000 рулей. Кроме того, компания стремится не только помочь открыть 5D-кинотеатры с интерактивными аттракционами, но и постоянно развивать своих клиентов, поддерживать и следить за их успехом.

Именно создание сообщества на основе распространения франшизы является стратегической целью компании. Создание такой широкой клиентской сети с постоянно зависящими от уникального разработчика франчайзи требует постоянной работы и предельного внимания к клиентам. «Мы консультируем наших клиентов на всех стадиях развития их бизнеса, даже если это не входит в рамки франшизного договора», - рассказывают создатели интерактивных аттракционов. Сейчас компания уже развила порядка сорока франшиз плюс десять своих стабильных операторов в регионах, есть еще порядка десяти сезонных – на черноморском побережье.

Новизна и сложность технического продукта, который создает компания, увеличивает количество параметров франшизы, которые влияют на ее прибыльность, и на рентабельность в целом. «Помимо самого продукта здесь нужно еще очень много консультировать потенциального клиента. Важно объяснить и продумать выбор места, маркетинговую стратегию, какие должны быть акции, как это работает, поэтому у нас есть целый комплекс поддержки», - рассказывает Василий Стойка, коммерческий директор «YOTTO EXOfilm». Но официально, на сегодняшний день Олег и Василий по договору франчайзинга как производители просто продают оборудование. «Сейчас просто получается такое неформальное дополнение как консультации и поддержка в ведении бизнеса, никак не закрепленное официально. В дальнейшем мы хотим усовершенствовать наш франшизный договор, чтобы эта наша поддержка воспринималась и оказывалась на другом уровне. Чтобы клиент понимал, что это за полный пакет, который он получает», - говорит Василий Стойка.

Несмотря на необходимость постоянного обновления контента и оборудования, франшиза по проекту компании «YOTTO EXOfilm» быстро окупается. В маленьких городах, где вообще нет развлечений, уже через месяца три-четыре происходит аншлаг. И поэтому вполне вероятно окупить вложения за первые полгода. По оценкам развития сети в больших городах, первоначальные вложения франчайзи окупятся за год.

«Так как желание развлечься у человека присутствует всегда, а мы предлагаем услуги в относительно низкой ценовой категории, наше предложение всегда будет востребованным», - уверен Олег Федченко.

Материал опубликован в журнале "Все о финансах для малого бизнеса" №6(12) декабрь 2011

Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=39989

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости