Что такое аттестация рабочих мест? Все ли работодатели обязаны обеспечить проведение аттестации рабочих мест? Каков порядок проведения аттестации? На эти и другие вопросы работодатели получат ответы в течение февраля-марта 2012 года на семинарах, организованных Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Первый семинар на тему «Аттестация рабочих мест» состоялся 7 февраля в Центральном районе. Об основных аспектах аттестационной процедуры предпринимателям рассказала Алия Никулина – юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В работе семинара также приняли участие Константин Головяшкин – директор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Северо-Западный региональный центр охраны труда» и Ольга Фролова – государственный инспектор труда (по охране труда) Комитета по труду и занятости населения Санкт- Петербурга.
Открывая семинар, Константин Головяшкин напомнил предпринимателям, что определение аттестации рабочих мест дано в ст. 209 Трудового кодекса РФ.
«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Константин Головяшкин также дал разъяснения по основным вопросам, связанным с аттестацией.
Кто имеет право проводить аттестацию рабочих мест?
Такое право предоставлено только организациям, которые находятся в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда Минздравсоцразвития. У таких организаций должно быть соответствующее уведомление о том, что они внесены в Реестр, и они должны иметь аттестат аккредитации. (С полным перечнем организаций, внесённых в Реестр, можно ознакомиться здесь).
Нужно или не нужно проводить аттестацию рабочих мест?
Аттестацию рабочих мест необходимо проводить всем организациям, независимо от размера и организационно-правовой формы.
За счет, каких средств можно проводить аттестацию рабочих мест?
Во-первых, за счет собственных средств. Во-вторых, за счет средств ФСС (20% от стоимости проведенных работ).
Оценка травмобезопасности рабочих мест.
При проведении аттестации рабочих мест оценивается и такой параметр как травмобезопасность. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативно-правовыми актами по охране труда.
Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Указанные объекты оцениваются на соответствие требованиям нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
При оценке травмобезопасности пробные пуски и остановки производственного оборудования проводятся лицами, ответственными за его эксплуатацию с соблюдением требований безопасности.
Экспертиза качества проведенной аттестации.
Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке. Данная процедура определена статьей 216.1 Трудового Кодекса РФ. В Петербурге экспертизу проводят специалисты Комитета по труду и занятости населения.
Важно знать, что экспертиза проводиться бесплатно.
Ольга Фролова рассказала о результатах проведения плановых и внеплановых проверок Комитетом по труду и занятости населения по вопросам, связанным с аттестацией рабочих мест.
Статьей 45 Приказа Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. № 342н предусмотрено, что после проведения аттестации работодатель обязан в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях, направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда по месту регистрации юридического лица. Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
После анализа документов, поступивших в Инспекцию труда, государственные инспекторы могут принять решение о проведении внеплановой выездной проверки.
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.
Ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Продолжила семинар Алия Никулина. Она пояснила, что Федеральным законом от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесены поправки в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Данные изменения направлены на стимулирование работодателей к соблюдению требований безопасных условий и охраны труда, а также на улучшение условий труда и снижение профессионального риска работников.
Изменения вступили в силу 1 января 2012 г. и с этого времени страхователь обязан сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах. Такое дополнение сделано в подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ порядок представления данных сведений будет включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (в настоящее время такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652).
Также уточнен абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм. Взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой ФСС РФ. Сейчас размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывается на основании данных работодателя за предшествующий год (п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22.03.2002 N 32). Это, по мнению законодателей, не позволяет в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда. Поэтому с 2012 г. размер скидки или надбавки будет определяться по итогам работы страхователя за три года. При расчете должны учитываться, в том числе, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров. Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, работодатель не вправе получить скидку к страховому тарифу, если в организации были случаи со смертельным исходом. Детальное регламентирование предоставления страхователям скидок и надбавок будет содержаться в соответствующих правилах, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Итак, порядок проведения аттестации определен приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 года № 342н. Данный порядок имеет строго регламентированную структуру и не зависит от рода деятельности компании, заказавшей проведение аттестации рабочих мест.
Источник: http://www.osspb.ru/osnews/8629/