Развитие малого предпринимательства – традиционная сфера ответственности Палаты России. Это – ключевой приоритет. А один из приоритетов - стимулирование малого инновационного предпринимательства.
У малых предприятий, как правило, элементарно не хватает собственных оборотных средств. А заемные средства или дороги, или вообще недоступны, так как под кредит зачастую просто нечего заложить.
Необходимо формировать современную законодательную базу в сфере инноваций, отвечающую новым экономическим реалиям и современным вызовам. В этой области мы отстаем от ведущих стран на 20 и более лет.
В регионах осуществляются разрозненные программы поддержки инновационного сектора, не создающие единого рыночного пространства в сфере производства и оборота инновационной продукции и технологий.
Базовый закон об инновационной деятельности должен быть подкреплен фундаментальным законодательным актом о промышленной политике, который станет правовой базой модернизации и технологического развития российской экономики.
Наши приоритеты: формирование современного инновационного законодательства (правила игры), стимулирующего вкладываться в инновации (обеспечение спроса), и наращивание механизмов коммерциализации разработок (рыночное предложение).
Хотелось бы остановиться на тех конкретных мерах по поддержке и развитию инновационного предпринимательства, которые предпринимает торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Сегодня она имеет разветвленную и охватывающую всю территорию России сеть, как система торгово-промышленных палат.
На встрече 20 июня 2011 года Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н.Катыриным обсуждался вопрос о возможности передачи некоторых государственных функций торгово-промышленным палатам.
Сегодня 174 территориальных ТПП, 34 комитета ТПП РФ, более 47 тысяч организаций и предприятий, свыше 200 объединений предпринимателей федерального уровня, более 500 объединений предпринимателей, действующих на региональном уровне. Мы имеем единую систему торгово-промышленных палат и деловую инфраструктуру ТПП РФ в России и за рубежом.
Именно поэтому мы считаем, что торгово-промышленным палатам могут быть переданы дополнительные полномочия по реализации мер поддержки предпринимательства, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Федерации и в первую очередь как поддержка инновационного предпринимательства.
Мы понимаем, что далеко не во всех регионах к такой постановке вопроса готовы и региональные власти, и сами торгово-промышленные палаты. Ведь передача полномочий предполагает и передачу части средств регионального бюджета, соответствующих обязательств и ответственности.
Но мы будем работать в этом направлении, и с администрациями регионов, и соответственно и с торгово-промышленными палатами. ТПП РФ готова организовать работу по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков в регионах России, предлагая региональной администрации привлечь территориальную ТПП в качестве соисполнителя проекта.
При этом территориальная палата, опираясь на методическую, информационную и организационную поддержку ТПП РФ, может осуществлять следующие работы (оказывать услуги):
- Содействие в подборе помещений для бизнес-инкубаторов и технопарков, их ремонте и оборудовании.
- Подбор компаний - резидентов по профилю бизнес-инкубаторов и технопарков.
- Упаковка проектов резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков: помощь в патентовании, оформлении товарных знаков, проведение маркетинговых исследований, подготовка бизнес-планов, оценка прав на результаты интеллектуальной деятельности, разработка стратегии продвижения на рынок и т.д.
Поддержка территориальной ТПП, а также авторитет и влияние ТПП РФ в предпринимательской среде, позволят получить определенные репутационные преимущества соответствующим бизнес-инкубаторам, технопаркам и их резидентам.
Это направление работы представляется особенно важным в свете поддержки малого инновационного предпринимательства. Ведь 85% инновационной продукции в мире производится на малых инновационных предприятиях.
Другим большим направлением работы в регионах является содействие формированию эффективной инвестопроводящей сети. С теми регионами, где мы находим понимание и сферы совместной деятельности, заключаются трехсторонние (Администрация субъекта Федерации, ТПП РФ, территориальная ТПП) соглашения о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности. В соглашении определяются обязательства каждой из сторон. ТПП РФ, в частности, берет на себя:
- создание информационных баз данных, необходимых для реализации трехстороннего соглашения;
- содействие привлечению российских и иностранных инвестиций в регион;
- участие в подготовке и реализации бизнес-планов;
- участие в организации деловых контактов, совместных выставок-ярмарок, семинаров, симпозиумов, конференций и других мероприятий с целью развития предпринимательства в регионе;
- содействие развитию бизнеса в регионе, формированию современной производственной, финансовой и торговой инфраструктуры региона, помощь в восстановлении и развитии прямых связей между предприятиями;
- содействие активизации внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, развитию экспорта региона;
- участие в формировании имиджа региона в межрегиональном и международном информационном пространстве.
Такие соглашения заключены по Чувашской Республике, Ставропольскому краю, Ивановской, Курской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Саратовской областям.
1 Бизнес-форум «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП» проводился 29 - 30 сентября 2011 в Москве.
Организатор: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)
Соорганизатор: Международный Центр Конференций «ONconference»
При поддержке общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Генеральный информационный партнёр ИА REX