Повышенная в 2011 году ставка страховых взносов ослабила темпы экономического роста и увела "в тень" значительную долю экономики. Чего добьется правительство введением дополнительной 10% ставки? Насколько разумно такое решение и какими будут его последствия для экономики? Как отреагируют работодатели на повышение нагрузки? Изменится ли кадровая политика бизнеса или зарплаты снова перетекут "в конверты"? Какой будет налоговая система в России после выборов 2012 года? Каких новых "ярких идей" в сфере социального перераспределения ожидать от правительства в обозримой перспективе: прогрессивный подоходный налог, налог на недвижимость или что-то еще?
Участники конференции:- Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
- Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
- Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
- Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru
- Александра Суслина, эксперт Экономической Экспертной Группы
- Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент"
- Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у экспертов еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за участие.
- снижение занятости населения;
- увеличение социальной напряженности и преступности;
- снижение потребления, а значит стагнация экономики;
- снижение доходов бюджета (никто не отменял "кривую Лаффера")
Что касается наоговых отсрочек и кредитов, то, возможно, они рассматриваются сейчас как чрезмерно сложные с точки зрения администрирования. Кроме того, активное снижение налогов для МСБ создаст усиление лоббирования таких же мер для бизнеса крупного. Это структурная проблема.
Также уровень дохода от 45000 руб. и выше предлагается в 20% вакансий от всех вакансий, где указан уровень предлагаемого дохода (по всей базе), в Москве – 27%.
Но и прогрессивный налог на доходы в данный момент в России привел бы к росту доли "серых зарплат". Очевидно, что для сокращения дефицита бюджета только такой меры, как перераспределением налоговой нагрузки недостаточно.
Проект представляется экспериментом с целью проверить, можно ли таким способом восполнить дефицит бюджета. Налоговые изменения относительно страховых взносов с оплаты труда, вступившие в силу с января 2011, менее через полгода показали свою неэффективность (несмотря на увеличение налоговых ставок). Однако нет никаких гарантий, что через год мы не увидим новых налоговых ставок и схем. В настоящий моментв более 20% вакансий портала Superjob.ru предлагается уровень дохода более 45 000р. Максимально предлагаемый уровень сейчас - 600 000. Исходя из этого, мы можем предположить, что при новой схеме налогооблажения бизнесу легче никак не станет и актуальность серых выплат не уменьшится.
Как новый налог может сказаться на зарплате? В «серую тень» могут уйти зарплаты руководителей и высокооплачиваемых специалистов. В итоге по официальной отчетности сократится разрыв между обеспеченными и малоимущими, в действительности же он усилится. Что касается компаний, принципиально работающих по «белой схеме», то здесь, возможно, замедлятся темпы роста зарплат. Что касается рынка труда, то возможно также замедление роста зарплатных предложений для высококвалифицированных специалистов, а на них уже сейчас наблюдается дефицит. Поэтому как раз возможно «уплотнение» штатного расписания – сокращение численности линейных сотрудников (с уровнем дохода до 512 тыс. в год) с целью высвободить средства из фонда оплаты труда для высококвалифицированного специалиста. Такой сценарий может привести к росту числа безработных и возрастанию рабочей нагрузки на оставшихся линейных сотрудников.